Биография К. С. Льюиса перевод

Вера Полетаева
К. С. Льюис: Современная литературная биография и библиография
Доктор Брюс Л. Эдвардс
 Профессор английского языка

Ассоциация Дин для дистанционного обучения
Университет Боулинг Грин
Боулинг Грин, ОГАЙО 43403

Родился в Белфасте, в Северной Ирландии, 29 ноября 1898 года. Клайв Степлз («Джек») Льюис был воспитан в семье, где особенно любили книги, и в такой обстановке, в обширной библиотеке родителей на страницах книг он нашел нечто осязаемое и значимое для себя, то, что заменило ему реальный мир. Будучи подростками, Льюис и его старший брат, Уоррен, чаще бывали дома, в мире идей и книг прошлого, чем в материальном технологическом мире двадцатого века. После смерти матери, когда Льюису было 10, спокойствие и непоколебимость дома Льюиса было разрушено окончательно, и написание схоластических рассказов помогло ему отвлечься. Вскоре после этого в своем творчестве он начал обращаться к метафизическим и  вечным вопросам. И остаток его жизни, и особенности его писательской карьеры можно рассматривать как меланхолические поиски той защиты, которую он получал в течение своего мирного и блаженного детства. По словам самого Льюиса, восстановление душевного равновесия могло быть достигнуто только  в счастье, которое он нашел при обращении к Христианству, это произошло уже в зрелом возрасте. Давний друг и литературный издатель Льюиса, Оуэн  Барфилд высказал мнение о том, что на самом деле существовало три К. С. Льюиса. То есть, в течение всей своей жизни Льюис реализовал свои способности в трех разных областях - и весьма успешно. Во-первых, он был выдающимся преподавателем в Оксфорде и Кембридже и литературным критиком; во-вторых, Льюис, чрезвычайно востребованный автор научной фантастики и детской литературы; и в-третьих, он был популярным писателем и диктором, работавшим в службе религиозного вещания. Барфилд отметил удивительную вещь, те, кто, возможно, знал Льюиса в одной из его ролей, могли не знать двух других. В своей разнообразной и всесторонней писательской деятельности Льюис пользовался успехом у всех читателей: и как ученый, и как писатель-романист, и как богослов. Таким образом, в коротком эссе невозможно рассказать обо всех столь различных работах Льюиса, созданных им в период с 1919 по 1961 годы. На самом деле, большинство работ К. С. Льюиса – коллекция его эссе, главным образом появились после его смерти. Но, тем не менее, возможно стоит начать обзор его произведений и значительных достижений в критике, беллетристике и апологетике с первых книг, опубликованных автором. Это два поэтических сочинения: поэтическое сочинение «Угнетённый дух», который увидел свет в 1919 году, когда Льюису было 23 года, и его большая эпическая поэма «Даймер», опубликованная в 1926 году. Не трудно было убедить классически образованного Льюиса, что он никогда не стал бы выдающимся поэтом, учитывая распространение модернизма; позднее он обратился к исторической литературе, преимущественно к средневековью и ренессансу. Примерно в это же время Льюис принял христианство, и в 1933 году вышла его первая теологическая работа, «Кружной путь, или Блуждания паломника», это пародия на «Путешествие пилигрима в Небесную страну» Джона Буньяна,  эта яркая аллегория ясно показывает переход К. С. Льюиса от скептицизма к вере.
     В 1936 году К. С. Льюис опубликовал весьма успешную работу, благодаря которой он заработал репутацию учёного, «Аллегория любви», работа высококачественная, своеобразное научное открытие, которое революционизировало литературное понимание функции аллегории в средневековой литературе, в особенности в поэме Эдмунда Спенсера «Королева фей». В период с 1939 по 1954 гг. Льюис продолжает издавать хорошо воспринимаемые публикой работы по критике и теории литературы, полемизирует с Тильярдом по поводу объективности поэзии в «Личной ереси», которая была опубликована в 1939 г., в том же году Льюис публикует собрание эссе под названием «Реабилитации» -  работа, заглавие которой характеризует большинство работ учёного, он пытается вернуть былую репутацию забытым авторам, которых он глубоко уважает. В 1942 в «Предисловии к «Потерянному раю» Льюис попытался восстановить прежнюю репутацию Джона Мильтона, кроме того, в 1954, он предложил всеобъемлющий обзор британской поэзии шестнадцатого  столетия и рассказ в его  (Льюиса) «Английской литературе в XVI столетии».
Льюис хорошо известен благодаря двум областям своего творчества, которые дополняют друг друга – беллетристике и христианской апологетике. В 1936 г., Льюис закончил первую книгу из научно-фантастической трилогии пространства «За пределы безмолвной планеты», куда поместил героя, Эдвина Рэнсома, прототипом которого стал его друг Д. Р. Р. Толкин. «Переландра», новая версия «Потерянного рая, созданного в Венере» вышла в 1943 году, и «Мерзейшая мощь» завершила трилогию в 1945 г.; последнее писатель определил как «сказка для взрослых», рассматривая с литературной точки зрения темы, которые он поднимал в своем критическом анализе современного образования в «Уничтожении Человека», изданного двумя годами ранее. Но самым значительным и успешным произведением Льюиса является цикл «Хроники Нарнии», состоящий из семи книг, который он публиковал в течение шести лет, с 1950 по 1956 годы. Книга «Лев, Колдунья и платяной шкаф», написанная в 1950 году, была первой в этом популярном детском цикле. Это сказка, главными героями которой являются лев Аслан, который правит в волшебной стране Нарнии, а также храбрые британские школьники, которые попали в эту замечательную страну, где их ждали невероятные приключения, через обычный шкаф с одеждой. Любимая работа самого Льюиса в области фантастики – «Пока мы лиц не обрели», последнее его произведение в жанре фэнтези, изданное в 1956 году, оно повествует о мифе Купидона/Души. Но эта работа не была признана критикой, как того хотел автор.
Льюис заработал репутацию располагающего к себе, красноречивого сторонника Христианства после публикации двух важных с точки зрения теологии работ: «Страдание», оправдание боли и теория о том, что ад – это чётко упорядоченный мир, вышедшая в 1940 году; и «Письма Баламута», «перехват» переписки старшего дьявола с младшим, борющимся с «Врагом», Иисусом, за душу ничего не подозревающего верующего, эта работа была издана в 1942 году. В годы войны Льюис был религиозным диктором, и стал известен как «апостол для скептиков», в Великобритании и заграницей, особенно в США. Его христианские проповеди военного времени защищали и разъясняли христианскую веру, утешали испуганных и раненых. Позднее материалы его передач были собраны и опубликованы в Америке в книге «Просто христианство», вышедшей в 1952 году. И во время этого плодотворного творческого периода Льюис нашел время для написания своей духовной автобиографии под названием «Настигнут радостью», опубликовал её в 1955 году. За два десятилетия до его смерти он издал более восьми книг, которые прямо или косвенно послужили ему в деятельности по апологетике, и возможно он является самым значительным христианским писателем двадцатого века.
Льюис – плодовитый и популярный автор, его критические статьи, беллетристика и религиозные эссе до сих пор печатаются и переиздаются в различных редакциях и сборниках. Жизнь и работа писателя всегда были сконцентрированы на написании бесчисленного количества книг. Тем не менее, Льюиса могла постичь та же судьба, что и других писателей, но он сам себя реабилитировал в своей научной деятельности. Огромное количество анализов, изложений и критических статей, все эти вторичные источники затмевали принципы и позицию самого К. С. Льюиса. Без конца исследовались его работы по теологии и беллетристика, создавались сноски, скрывающие его точку зрения и факты о его жизни, все это мешало понять автора даже самому прилежному студенту. Однако, нужно сказать, что собственные работы Льюиса остаются самым надежным источником, помогающим понять эстетику автора  и его личность.