Разговор со Скептиком - 14. Кто ты, мое Я?

Александр Ом
КТО ТЫ, МОЕ «Я»?

- В современной науке сознание пока что рассматривается как главный элемент в человеческой психике. Кроме того, оно по современным научным представлениям объединяет еще и самосознание с ощущением собственного Я, и неосознанное, и надсознание. Как бы вы описали феномен сознания?

- Во-первых, следует учесть, что как бы мы не восхваляли сознание как некую феноменальную способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из него и противопоставлять себя ему, оно все же в первую очередь является инструментом восприятия и переработки информации об окружающей действительности.
Оно прежде всего зависимо от органов перцепции — зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильных способностях (ощущении), речевых возможностях и т.д. Это очень важное замечание, поскольку если не будет органов чувств, существование процесса сознавания не будет возможным, поскольку нечем будет отражать действительность и таким образом осознавать ее. То есть, сознание это в первую очередь процесс восприятия нашим естеством некой реальности. Лишь на этом основании возможна успешная адаптация к окружающей действительности и успешное функционирование в ней.

Хотя считается, что сознание присуще только человеку, я бы сказал, что это неотъемлемый атрибут жизни вообще. При этом, конечно, я имею в виду не только человека, а вообще все живые организмы.

Вопрос заключается лишь в уровне развития сознания и степени осознавания. Напоминаю, что если организм пусть даже простейший способен отличать негативный фактор от позитивного, то это означает, что у него уже есть какая-то пусть очень примитивная, но все же способность осознавания этого фактора. Она еще не выражена так, как мы это видим у человека, но она уже имеется.
Также считается, что центральной инстанцией сознания человека является «я». Но соотношение «я» и «сознания» до сих пор остается даже несформулированной проблемой, поскольку в современной психологии не только отсутствует единая теория сознания, но и мало достаточно обоснованных гипотез об источниках и природе «я», поскольку в попытках понять это «я» всегда присутствует некто, кто пытается это сделать и задает вопрос о том, кто, собственно, осознает?
Как видим, современная психология упорно не хочет увидеть главное действующее лицо в каждом организме без исключения — т.е. его естество.

- И что же по-вашему является этим естеством?

- Как что? Душа!

- Ну да! Если же это так просто, то почему это не признается?

- Вся особенность в том, что на бытовом уровне восприятия мира и его понимания это признается. Получается, что обычным людям нет необходимости это объяснять.
Мы сейчас говорим прежде всего о научном подходе и понимании всего, что происходит вокруг нас. Наука в настоящее время находится в несколько неудобном положении. С одной стороны, ученые это тоже люди и большинство из них на том же самом бытовом уровне вполне согласно с тем, что есть многое, что необъяснимо современной наукой, в том числе и душа.

С другой же стороны, есть некий канон научного мировоззрения, который не позволяет это официально признавать, поэтому этот очень важный аспект жизни просто умалчивается.

Если же наличие души признать официально, то тогда необходимо будет согласиться со всем тем, что уже было сказано выше — то есть признать и то, что каждый живой организм, включая например бактерии, обладает душой, что существует перевоплощение душ, а вместе с ним и эволюция духовного начала. В конечном итоге необходимо будет согласиться с тем, что существует Создатель или хотя бы Абсолютный Разум и что на Земле происходит культивация духовных элементов - частиц этого Абсолютного Разума, поскольку иначе никак не объяснить смысл всего того, что происходит хотя бы на нашей Земле.

Это значит, что современная наука должна не просто пересмотреть все, к чему уже пришла, но изменить и сам подход к реальной действительности. Чтобы это сделать, необходимо в какой-то мере уже быть готовым к этому - то есть достичь определенного уровня духовного развития или, иначе говоря, созреть.

Большая же часть ученых воспитана в духе материализма, так как имеет дело только лишь с плотной материей и официально другой стороны – тонкоматериальной - не хочет принять. Одно дело говорить о темной материи в космосе, которая находится далеко от нас и пока что является полной загадкой и потому о ней можно открыто выражать свое мнение, а другое дело — официально высказываться по поводу души и ее культивации здесь на Земле, тем самым ставя себя в качестве оппозиционера по отношению к современному научному мировоззрению, опирающемуся на чистом материализме.

Кроме того, следует учесть и то, что в человеческом сообществе как минимум 30% конформистов. И в науке, кстати, тоже. Те, кто не плывет в так называемом «мейн стриме» («основном потоке»), часто не просто имеют проблемы с трудоустройством в научных учреждениях, но и высмеиваются приверженцами «мейн стрима».
Вместе с тем, как бы это ни парадоксально звучало, но на бытовом уровне существование души (по крайней мере человека) большинством ученых все же в какой-то мере признается. Даже самый ярый материалист обычно не отрицает ее наличия у самого себя.

Таким образом, душа обычно лишь подразумевается, но вся непосредственная работа с ней – вернее с психикой - происходит в основном на уровне сознания, через «я» с его самосознанием. Но и это, как считают приверженцы психоанализа, всего лишь около 5% того, что, собственно, составляет психику человека.

- То есть вы имеете в виду, что душа и ощущение собственного «я» — это не одно и то же?

- Нет, это не совсем одно и то же. Центральной и главной инстанцией в человеческом естестве является именно душа, а не сознание. Обычно мы воспринимаем себя через ощущение собственного «я», считая, что это и есть наша душа, но это не совсем правильно. То, что мы воспринимаем в качестве собственного «я», является лишь малой частью всего нашего естества. Остальное от нас укрыто в подсознании.

- А как тогда «душа» соотносится с этим «я»?

- Заметьте, что несмотря на то, что каждый из нас, как нам кажется, достаточно хорошо ощущает свое собственное «я», мы в подавляющем своем большинстве не в состоянии постичь то, чем оно фактически является. Обычно есть расхождение между ощущением истинного нашего естества и ощущением себя как «я».

- Честно говоря, я не совсем понимаю то, почему наше естество и ощущение себя как «я» это по-вашему не одно и то же?

- Ну, посудите сами - обычно, когда мы говорим о нашем «я», то мы себя ассоциируем прежде всего с нашим телом, но оно, как мы выяснили ранее, является лишь актуальной оболочкой нашей души – ее биологическим плотноматериальным инструментом.

Оказывается, что в процессе своего развития она их неоднократно меняет. То, в каком облике она пребывала в предыдущих воплощениях, наше актуальное «я» не помнит, а вот душа оказывается может помнить.

Далее. Мы себя ассоциируем с нашим сознанием, но оно лишь способ восприятия внешней действительности и самого себя в ней. Это в свою очередь является неким тонкоматериальным инструментом, благодаря которому душа способна формировать свое поведение будучи воплощенной в организм.

- Все равно я не понимаю, почему вы так недооцениваете наше сознание.

- Это не я его недооцениваю. Это его обычно переоценивают. Как мы уже говорили, сознание базируется прежде всего на органах восприятия. Это способ лучшего осознавания себя в пространстве и ориентации в нем. Также понятно, что то, с чем мы еще не сталкивались, того для нас вообще не существует.

Так что «сознание» это лишь инструмент соотношения какого-то усвоенного знания с тем, что воспринимается. Этот процесс, кстати, не всегда однозначный.

Так, если мы, например, пытаемся осознать самих себя, то прежде всего мы соотносим себя с определенным именем, полом, национальностью, принадлежностью к определенному социуму, а оно в свою очередь предлагает различные наборы взглядов, стереотипов, традиций, мировоззрений, обычаев, норм поведения и т.д., которые мы усваиваем с детства и обычно воспринимаем себя и мир вокруг через них. Если бы мы родились в каком-нибудь другом месте на планете в совершенно другом обществе с другими морально-этическими нормами, то ощущение нашего «я» было бы совсем другим и оно воспринимало бы мир несколько иначе и думало бы по-иному. Мы уже об этом говорили ранее.

Поэтому употребляя слово «сознание», мы тем самым выражаем лишь процесс активного отражения нашим естеством или душой окружающей действительности. Мы со-знаём или иначе говоря, отражаем то, что воспринимаем.
А за словом «самосознание» скрывается процесс попытки осознавания того, кто, собственно, осознает – то есть этого пресловутого «я». Поскольку и то, и другое является постоянным процессом, но с разной направленностью — либо восприятие окружающей действительности, либо того, кто осознает.

- Но ведь в современной психологии самосознание воспринимается как часть сознания. Как с этим быть?

- Самосознание также является определенным инструментом души. Это, конечно, уже более совершенный инструмент и он отражает еще более высокий уровень развития души.

Если раньше душа была занята прежде всего адаптацией к окружающей среде, в которой она обитала и ее не всегда интересовало то, что или кто, собственно, осознает, то в определенный момент в попытке осознать себя естественно возник вопрос: «А кто это нечто внутри нас, что сознает окружающую среду и себя в ней?»

Так что, главная роль сознания это отражение душой внешней действительности, а самосознание это, когда душа уже пытается понять саму себя.

Понятно, что этот процесс начинается с попыток осознавания своего «я» в первую очередь на эмоциональном уровне через ощущения, чувства, переживания, сопереживания и т.д., то есть того, что чувствует и как, почему переживает и зачем, кому сопереживает и почему и т.п. Почему так больно или почему так радостно? Кому больно и кому радостно?

Даже само это слово нам говорит о том, что наше естество пытается познать само себя. Послушайте — «само-со-знание».

Совершенно естественным является то, что в начальных этапах процесса самосознавания мы себя ассоциируем с чем-то, в чем это «я» внешне проявляется. Но чем глубже мы задумываемся над истинным нашим «я», то оказывается, что по существу мы не слишком много и знаем о нем, поскольку у нас нет непосредственного сознательного доступа к структурам истинной нашей сущности — нашей души с ее огромнейшим опытом предыдущих воплощений. Оно по ряду причин достаточно глубоко укрыто от нашего сознательного восприятия.

Таким образом, на первое место мы ставим то, что явно, очевидно и что каким-то образом можно исследовать — сознание как инструмент осознавания окружающего мира и себя в этом мире — и, конечно, считаем его самым важным и даже ставим его перед самосознанием.

В настоящее время на фоне общепринятого уровня понимания человеческой психики это вполне обусловлено.
Вместе с тем мы в большинстве своем не учитываем того, что хоть все мы, как нам кажется, и проживаем свою жизнь сознательно, все же многое - до 90% - в нашем поведении неосознанного. То есть, даже когда мы по-нашему вполне сознательно принимаем то или иное решение на основании нашего рационального и логического мышления, то сам подход к той или иной проблеме и принятие решения основывается на уже определенных сформированных подсознательных структурах, которые не осознаются нами в их непосредственном проявлении.

Кроме того, нам нравится одно, а нашему соседу может нравиться совершенно противоположное. Мы это воспринимаем как некое данное. Но вот почему так происходит, не в состоянии ответить ни вы, ни он, ни психолог, ни даже психоаналитик. Вместе с тем, заметьте, что мы в большинстве случаев абсолютно уверены в правильности собственного выбора того или иного решения, поскольку оно обусловлено нашим индивидуальным внутренним пониманием той же самой ситуации, явления, вещи и т.п.

Вместе с тем видно, что наше духовное ядро или наше естество «сложено» из различных компонентов, главные из которых — сознательное и неосознанное.

Необходимо учесть, что у человека сознание является достаточно развитым элементом души и потому мы обычно не принимаем во внимание подсознательных структур, которые формируются в течение многих воплощений с огромной «архивизированной» памятью о прошлом, которая хоть и проявляется в нашем поведении, но нами в большинстве своем неосознаваема.

- Все же почему неосознаваема?

- Поскольку поведение, которое мы строим или отношение, которое мы выражаем, являются для нас совершенно естественными. Мы не задумываемся над тем, какова глубинная причина того или иного нашего поведения, потому что оно является выражением нашего естества. Мы думаем, оцениваем ситуацию и совершаем определенную действие в соответствии с ситуацией и обстоятельствами. Почему так происходит и почему другой человек может поступать иначе мы обычно не задумываемся. Мы лишь критически оцениваем такое поведение, сравнивая его с нашим или с чьим-то другим.

Вместе с тем, хоть в большинстве своем нам кажется, что мы уникальны и индивидуальны, но опять же мы являемся набором стереотипов, норм, правил, привычек и т.д. также усвоенных в контакте с социумом, в котором мы пребываем и к которому мы принадлежим. Для нас наши паттерны поведения совершенно естественны, так как они обычно не противоречат нашему внутреннему, а с другой стороны, они в определенном смысле помогали нам функционировать и выживать.

- Но все же, почему у нас нет доступа к памяти подсознательного?

- Во-первых, нам уже вполне хорошо с нашим сознанием. Мы полностью себя с ним отождествляем и потому для нас это совершено естественно. Наше «я» мы воспринимаем как наше сознание и нам в большинстве своем нет дела до того, почему мы поступаем так, а не иначе. И поскольку это для нас совершенно естественно, то мы об этом даже не задумываемся.

Во-вторых, себя и наш организм мы воспринимаем как одно неделимое целое. Это ощущение дает полную отождествленность с ним — то есть «я» это мое тело. Вернее мое тело это «я». Обычно нам и в голову не приходит, что может быть как-то иначе.

В-третьих, через сознание проходит такое большое количество текущей информации, что мы ее сознательно не в состоянии переработать, но вместе с тем наше сознание большую часть времени занимается именно этой информацией и процессом ее осознавания или же осознаванием себя в этом процессе.

А в-четвертых, следует учесть энергетический фактор. То есть каждая информация требует определенного количества энергии для ее восприятия и осознавания. А наш мозг, являясь своеобразным биологическим компьютером, хотя и обладает огромными потенциальными возможностями и резервами, но его структурные и энергетические возможности все же ограничены. Как бы мы не восхваляли его возможности, но они все-таки ограничены. Иначе говоря, мозг не может использоватся на всю катушку. В определенное количество времени он в состояние вместить только определенное количество информации.

К примеру, если в процессе изучения какого-нибудь иностранного языка наши биологические и ментальные структуры мозга позволяют нам запоминать за единицу времени десять слов, то на данный момент остальные слова сверх этого количества просто не будут вмещаться сколько ни старайся. Иначе говоря, в литровую банку не влить больше, чем литр. Придет время и в мозге сформируются новые нейроны и синаптические связи, а в тонкоматериальных ментальных структурах новые контуры, и в результате увеличится их объем. Тогда расширятся возможности запоминать уже не десять слов, а пятнадцать. Но в настоящий момент наши возможности ограничены только, скажем, десятью словами.

***