Пермская деревянная скульптура

Книжная Полка Валерия Иванова
В издательстве «Арт-Волхонка» вышла книга «Пермская деревянная скульптура конца XVII — начала XX века». 
Эта книга – полная публикация уникальных памятников русской церковной скульптуры из Пермской галереи - крупнейшего в России собрания такого рода. В книге освящена как история собирания и изучения, так и художественные особенности произведений.Богато иллюстрированное издание предназначено историкам, искусствоведам, художникам, широкому кругу любителей искусства.

Открывателем «пермских богов» считается Николай Серебренников, организовавший несколько экспедиций в 1923—1926 годах по храмам севера Пермской области, в одной из которых участвовал Игорь Грабарь, а посетивший Пермь нарком просвещения Луначарский сердечно поддержал, что, несомненно, сыграло в те годы свою положительную роль в судьбе Пермского музея. Серебренников потом вспоминал тот первый день открытия им деревянных святых: «Минуло более сорока лет, но отчетливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 году. Усталый шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей. Нехотя свернул посмотреть, в чем дело, и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться — скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и, как заведующий музеем, без промедления это сделал».

Коллекция пермской деревянной скульптуры отражена в фотографиях полностью — как те произведения, которые представлены в экспозиции, так и те, что хранятся в запасниках. Современные снимки дополнены архивной фотографией, и изображения «пермских богов» помещены в прекрасный визуальный контекст пермских пейзажей, запечатлённых фотохудожником Валерием Заровнянных.

Главная часть текста — это подробный каталог: каждый экспонат пронумерован, озаглавлен, указано его происхождение, возраст; наконец, составлено описание с указанием многочисленных деталей, технологии изготовления и степени сохранности. Однако суть книги не только в подробном учёте коллекции: несколько солидных статей полностью и всесторонне раскрывают суть феномена пермской деревянной скульптуры.

Основную часть текста написала Ольга Власова. По её мнению, пермская деревянная скульптура — принадлежность широкого мирового явления, называемого барокко. Следы русского барокко в самобытных «пермских богах» искусствовед находит весьма убедительно.

Очерк «Храмовая скульптура из собрания Пермской государственной художественной галереи», что называется, исчерпывающий и может быть озаглавлен «Всё, что вы хотели знать о пермской деревянной скульптуре». Однако он исследует это явление «само в себе», тогда как остальные три очерка, опубликованные в книге, посвящены включению пермской деревянной скульптуры в широкий смысловой, географический и исторический контекст.

Искусствовед из Русского музея Никандр Мальцев в очерке «Пермская деревянная скульптура» подходит к предмету исследования феноменологически: он говорит о связи «пермских богов» с пермским звериным стилем, с традициями коми, манси и других народов Русского Севера.

Известный пермский историк Георгий Чагин в своей статье «Пермская земля — Великая Пермь» рассказывает о местах, откуда происходят экспонаты коллекции. При этом учёный-путешественник отступает от строгого научного стиля и страстно призывает приложить усилия к сохранению того, что ещё осталось от наследия пермской старины.

Наконец, искусствовед из Калуги Василий Пуцко (один из самых авторитетных специалистов по деревянной скульптуре) пишет о пермской деревянной скульптуре в контексте европейской классической традиции.

Словарь терминов, подробная библиография, указатель географических названий и карта — всё это делает издание одновременно и по-научному исчерпывающим, и популярным, доступным и интересным очень широкому кругу читателей.

Книга успела победить в 2013 году  в 23 конкурсе АСКИ «Лучшие книги года» в номинации «Лучшее издание по искусству, фотоиздание».