Письмо из прошлого

Нина Кузнецова Нина
   
             В тот роковой год мы, как никогда, были близки к разводу.    Непросто было существовать в рамках  тесной  двухкомнатной квартиры, в которой кроме нас с Виктором проживала еще моя мама, наш  девятилетний сын Глеб, собака Рекс и кот Васька.  Но, я думаю, не только теснота толкала нас к этому шагу. Просто время, то самое время, которое сближает людей, способствуя адаптации, укрепляя отношения, приводя к стабильности, к лучшему пониманию и узнаванию человека - оно же и разрушает, губит любовь через какое-то рубежное число лет (ученые пока не пришли к единому мнению на этот счет). И семейная жизнь из сладкой сказки, былой мечты -  прожить всю жизнь с любимым человеком - превращается в угрюмую, однообразную скуку, утомляющую, раздражающую действительность. Увы, но в большинстве случаев это так и с этим приходится мириться.
   Спор идет только о сроке этого перелома, а мне кажется, что число это для каждой семьи сугубо индивидуально и зависит от многих причин.
    У нас эта цифра была равна восьми годам. И вот уже два последних года мы пребывали в странно-подвешенном состоянии, когда семья наша находилась на грани развода. Какое-то время она балансировала, как на канате и малейшее покачивание даже от дуновения легкого ветерка, способно было решить нашу проблему в какую-то из сторон.
     Атмосфера в доме была напряжена до предела. Дни совсем не были похожи на то счастливое время, когда так хотелось лететь на крыльях домой. После рождения сына я осталась дома, на работу не вышла и каждый день с нетерпением ждала минуты, когда в одно и тоже время ключ входной двери поворачивался, а я выбегала навстречу своему любимому мужу. А он не мог меня обнять сразу же, так как руки его всегда были заняты пакетами. Виктор любил баловать всех нас, приносил полные сумки продуктов, покупал многое сверх составленного мною списка.
   Теперь я эту самую минуту жду с ужасом. Для меня нестерпимо больно видеть равнодушие на лице мужа, эту всегдашнюю угрюмую маску,  его приветствие сквозь зубы  и пустые руки, которые уже не стремятся обнять меня. Теперь все продукты покупаю я.  Виктор даже не приносит фруктов своему сыну. У него начисто пропал интерес к семье. Ему наплевать, что кран уже третий месяц не работает, что давно сломался пылесос, и, что… Но, достаточно, хватит об этом.  В принципе, подобными бытовыми проблемами никого не удивишь. Любая жена может продолжить мой черный список. Я же всегда  успокаиваю себя тем, что эти явления неизбежны и, что ничего поделать с этим априори невозможно.  Тем более, если сравнивать мою судьбу с маминой, то жаловаться мне не на что.
   Отец ушел от нас, когда мне исполнилось шесть лет, и с тех пор мы с мамой ощущали себя одинокими и покинутыми в нашей, как мне тогда казалось, огромной квартире. Теперь эта же самая квартира мне кажется крошечной, тесной и нескладной. А я еще жду чего-то  от мужа! Мне и подруги не раз говорили: «Благодари Бога, что он тебя не бросил!» Но разве в этом счастье? Иногда мне кажется, что жизнь вдвоем без папы была намного счастливей, чем сейчас. Или в детстве все кажется веселым и радостным?





                *      *      *


   Иногда наши отношения с Виктором напоминали бег по кругу, из которого я не видела никакого выхода.
   Я понимала, что что-то нас связывает вместе. Но его подчас такая ранящая душу грубость и невнимание не вызывали в моем сердце ничего, кроме ненависти и раздражения. Наверное, лицо мое о многом говорило ему в такие моменты. Я хорошо понимала и его ответную реакцию на мое, возможно, не совсем приветливое и внимательное отношение, но как можно улыбаться только что нахамившему тебе человеку?
Но где же выход из этого круга? И как мы очутились внутри него? Эти вопросы оставались неразрешимыми и угнетали, не давая улыбаться не только Виктору, но и всем окружающим.
    Ведь настроение женщины – это зеркало ее отношений с любимым мужчиной.   
К сожалению, я не знала, что думает по этому поводу мой муж, ведь мы с ним давно не вели задушевных бесед, как раньше. Время, новое время отобрало у нас драгоценные часы общения и доверия друг к другу.


   В тот день я перекладывала постельное белье в шкафу, пытаясь освободить место для нового комплекта в переполненном гардеробе, как вдруг непонятно откуда на пол к моим ногам выпал белый конвертик.  Я сразу же подняла его, решив, что это какое-нибудь старое поздравление от сына к 8-му марта - Глеб всегда красиво упаковывал свои милые открыточки. Но конверт был запечатан и выглядел, как новый, он был без почтовых линеек,  марок, штемпеля и без обратного адреса.
    Не очень твердой, почти детской рукой со слабым нажимом был выведен лишь адресат: «Любимой и единственной» и маленькая приписка внизу конверта: «Вскрыть в канун 10-тилетия нашей свадьбы».  Сердце так и подпрыгнуло. Какой же у Виктора был смешной почерк!  Когда же он его написал?
    Я отложила свою работу и уселась на диван. Послезавтра годовщина нашей свадьбы, как раз 10-летие, и я, не раздумывая, распечатала конверт, считая случившееся провидением свыше. А глаза с нетерпением уже читали текст:
   «Любимая моя! (Как давно он не называл меня так!)
Ты, возможно, удивлена, но прошу тебя сохранить терпение и дочитать письмо до самого конца.
   Вот уже 10 лет мы вместе…Я специально обращаюсь к  тебе сегодня, еще не обремененный тяжестью этих лет, когда мы только-только поженились. Я хочу сказать тебе очень многое и очень важное для меня, я хочу сообщить тебе, что люблю тебя!  И ты не верь мне, если я вдруг (не дай Бог!) стану через 10 лет нашей совместной жизни смешным и ворчливым, если  стану занудным и неласковым  (хотя такое и представить невозможно!). Если когда-нибудь ты усомнишься в моей любви, хочу заверить тебя, что это не так и, чтобы ты не верила тому забуревшему и пошедшему на поводу у лени, обид и традиционных мужских комплексов обывателю - не верь ему! Если бы ты знала, как меня раздражают такие мужики и я  совсем не  хочу превращаться в подобное чучело, но никто ни от чего не застрахован, поэтому мне пришло в голову написать тебе это письмо. Но даже, если я стану таким уродом, я все равно буду любить тебя, я просто перестану говорить тебе об этом, поняла? Потому что, какими бы метафорами я ни говорил тебе о любви, то, что я чувствую – не выразить словами. Это выше меня и это всегда со мной. Я тебе всего и сейчас не скажу, ты ведь знаешь, мужчины не щедры на слова.  Они почему-то думают, что это унижает их мужскую гордость, на самом деле они лгут сами себе, ты не верь им! Я с тобой уже три года весте и понял, что лучше женщины  не встречал и не встречу никогда! Ты это должна знать, любимая! За тебя  я не боюсь, ибо верю и чувствую, что и ты любишь меня не меньше. Ты же говоришь мне об этом постоянно, в твоих словах страсть и нежность, идущие от самого сердца. Спасибо тебе, родная, за это!!! Я самый счастливый человек на свете. Поэтому я не беспокоюсь за наше будущее. Но отчего-то пишу тебе сегодня…
     Видишь ли, каждый влюбленный немного ослеплен, он гонит плохие мысли подальше. Он уверен, что его любовь вечна, но в моменты раздумий, он ощущает тревогу оттого, что боится потерять свое счастье.  Вот и я, как всякий влюбленный перестраховщик пишу тебе сегодня. Меня пугает, что вдруг и я поддамся этому растлевающему любовь и душу закону - закону привыкания и равнодушия. Любимая, если я вдруг стану таким, не гони меня прочь, попытайся понять, ведь я и тогда буду любить тебя! Я всю жизнь буду заботиться только о тебе! Я всегда понимал, что для полного счастья женщине нужно время, его же вечно не хватает, отсюда  усталость  и, как следствие - семейные ссоры. Я тебе пока его не подарил, но, я уверен, что когда ты читаешь эти строки, ты уже не работаешь, воспитываешь наших детей и у тебя есть свободная минутка для отдыха. Разве не так? Второе – это материальный достаток. Сейчас я беден, но в канун 10-летия, разве, ты не имеешь все, что хочешь? Ну, а главное, оно опирается на первые два закона счастья, это – любовь, тепло родного человека, участие, понимание, ласка. (Я не выдержала и заплакала на этом месте). Я тебя всегда стремлюсь утешать, оберегать, но, если я утратил это тепло с годами, ты не суди меня строго и не ругай, мужчины не любят, когда их ругают. Они и слушать-то тебя не станут, а еще обвинят в сварливости.
    Ты не говори мне ничего, только будь поласковей со мной. Я тебя прошу об этом во имя нашей большой и светлой любви. Но, если я совсем уж испорчусь, жалеть меня не надо. Я устрою сам себе экзамен – проверку на любовь. Ежели я все еще люблю тебя и через десять лет столь же сильно, как сейчас то, я буду помнить об этом письме и про экзамен  не забуду и тогда я подарю тебе к 10-тилетию свадьбы букет белых роз. Он будет символом, что все мысли из этого письма совпадают с моими и через десять лет, а знаком станут 11 роз. Ну а, если я забыл об этом, гони меня подальше, такой муж тебе не нужен! Я не  достоин ни одного твоего волоска!   Точно также поступай, если я изменю тебе, хотя я уверен, что это не произойдет никогда! А теперь, любимая, я хочу поздравить тебя с 10-летием нашей свадьбы – это так еще мало, мне нужна вся жизнь и даже больше, чтобы наслаждаться тобой, я уверен, что мы всегда будем вместе. Люблю. Вечно преданный тебе твой Муж»
 


                *      *      *
 

   Как кстати было это письмо, любимый! Ты спас меня от мучительного состояния раздвоенности и загадки. Ты впервые за эти годы так искренне поговорил со мной! Ты никогда раньше так не открывал душу, ты даже не признавался мне так прямо и открыто в своей любви ко мне!  Оказывается, ты все понимал и предвидел еще тогда,  все то, что с нами сейчас произошло! Мне вдруг стало жаль тебя, и я почувствовала снова к тебе нежность. Да от таких искренних слов любая женщина растает и будет готова простить все.  Я, как бы заново пересмотрела всю нашу жизнь, перед глазами прошли картины  нашей первой встречи, первого признания и первых робких поцелуев… Вспомнила, каким ты был тогда, и самые счастливые мгновения пронеслись в голове в то время, как я сидела на диване и с полузакрытыми глазами, прижимая  к себе твое письмо - письмо из прошлого. И небывалое тепло почувствовала, забытое за эти годы тепло родного человека, которого мне так не хватало и, которое так необходимо каждой женщине для счастья…

     Ах, если бы ты мне писал такие письма раньше! Я бы лучше знала тебя, не было бы ссор, упреков, ненависти и сомнений. Я думала, что ты меня не понимаешь, а, оказывается, ты понимал все! Ты просто мужчина, а я это, видимо, забыла и ругала себя сейчас за это. А ты просто заболел тем, чем боялся. А может быть, это заразная болезнь,  когда родные люди  теряет тепло, а имя ей – равнодушие? А любовь может  ли жить  под ее маской?  Я хотела бы поскорее ответить на этот вопрос, но ты сам дал мне на него ответ, подсказал выход. А ждать оставалось недолго. Всего один день.
      Его я провела в приподнятом, волнующем настроении. Письмо я спрятала подальше, ведь ты сам просил не напоминать тебе о нем.


                *      *      *

       В тот вечер я с нетерпением, как и раньше, ждала Виктора с работы. И даже приготовила давно забытый рецепт, его любимые оладушки с яблоками и медом.
    Муж пришел, как и всегда за последнее время, угрюмый и неразговорчивый. А я уже была другая, я снова помнила его прежним, и мне было смешно смотреть на него, как будто бы он играл комедию! Супруг странно на меня посмотрел, ибо я весело хихикнула, в то время, как он мрачно опустился в кресло и взял газету.  Потом Витя испуганно глянул на меня из-за газеты, но снова закрылся ею на весь вечер. Он не мог знать, что именно сегодня я получила его письмо из прошлого, возможно, он думал, что оно у меня давно, а я только жду часа его вскрытия. А, может быть, он совсем забыл о нем?
    Но вот и вечер закончился. Еще один день и все разрешится!


   Ты идешь спать, еще ни о чем не подозревая. Спи, любимый, я сегодня такая счастливая!
               
            

       И вот решающий день настал. Ровно десять лет  назад  мы расписались. Сын подарил нам с тобой красивый рисунок, запечатанный в самодельный красный конвертик.
   Сегодня воскресенье, ты куда-то ушел с утра пораньше и пока не возвращался, в спешке  оставил ключи на тумбочке в прихожей. Неужели ты отправился за розами?
      Нет-нет, не буду опережать события. В ожидании, мне показалось, прошла вечность.
     Я до сих пор помню этот звонок, торопливый, звонкий, такой немного дребезжащий. Я выбегаю открывать дверь, голова у меня кружится, я задыхаюсь и падаю к тебе на грудь. Мне еще не удалось их сосчитать, но в руках у тебя белые розы!
Их оказалось ровно одиннадцать! Я аккуратно ставлю их в вазу и знаю, что с этого момента у нас начинается новая жизнь, новое счастливое десятилетие.
   


    С этого мгновения у нас все-все изменилось. Мы пережили новый медовый месяц, вернулось все утраченное за эти годы. Как хорошо, что Виктор ничего не забыл, что все помнил! Конечно, сам он не мог так измениться, и в этом  отчасти была моя заслуга - мне удалось разбудить в нем прежнего любимого мною человека.  Но отправной точкой  оказалось  все же  письмо из прошлого, и хотя о нем мы не вспоминали, каждый из нас прекрасно понимал причину  чудесных преобразований нашей семьи. Теперь муж мой приходил домой с улыбкой, всегда подтянутый, и все чаще в его руках кроме появившихся вновь сумок-авосек стали появляться цветы…
    Жизнь вновь стала похожа на сказку, а в ночной тиши Витя признавался мне в своих  нежных чувствах, и таких слов я не слышала даже во время нашего медового месяца! Мы не могли наговориться, ведь мы не разговаривали  по душам столько лет! Нам о многом нужно было рассказать друг другу….
   Интересно, что ключом к нашему счастью оказалось обыкновенное письмо, мудро написанное Виктором фактически себе же.  Какой же ты у меня умный и прозорливый - не переставала восхищаться я своим мужем, меня так и подмывало заговорить с ним о письме, но что-то сдерживало меня, ведь и он терпеливо и деликатно молчал.
    Между нами оставалась  лишь одна запретная тема, нарушать которую не полагалось. Но женщины всегда были существами более слабыми и более эмоциональными, вот и я не сдержалась…
      Однажды вечером, когда мы так уютно, как и всегда теперь, отдыхали, обнявшись, на нашей софе, а спать еще не хотелось,  разговор  наш перетек от бытовых мелочей к более философским категориям - мы рассуждали о любви, об отношениях мужчины и женщины. Я стала весьма уклончиво не без намека говорить о пользе такого метода общения, как эпистолярный жанр, отводя большую роль письму. Виктор вдруг высказался против написания писем.
« Странно,- подумала я,- неужели он о нем забыл? Но эти розы!»  Тогда я решительно перешла к делу.
- А наша история, наше счастливое сегодня  зависело  ведь от простого послания!
- Ты о чем?- Виктор нахмурил брови, лицо его выразило недоумение, искренний вопрос.
 Я разозлилась, встала и решительным движением извлекла письмо из ящика стола и со словами: « А об этом ты забыл?» - бросила его на кровать. В голосе моем застыл вопрос.
Виктор взял конверт.  Удивление, интерес, недоумение,- так быстро менялось выражение его лица, пока он читал письмо. Вначале настроение мужа было предельно серьезным, потом постепенно он даже стал улыбаться, мягко и ласково, бегло поглядывал на меня,  а под конец  вновь стал серьезен, как никогда - таким я Виктора еще не видела. Он аккуратно сложил письмо, положил рядом. Какое-то мгновенье молчал, затем подвинулся ко мне, обнял нежно, поцеловал сверху в голову, затем прижался к моей щеке и, волнуясь, сбивчиво прошептал на ухо: «Любимая, ты сейчас расстроишься, но я тебя не хочу обманывать - не я написал это письмо…». Я чувствовала, как что-то мешает мне говорить, не помня себя, я заплакала, уткнувшись в подушку .  Виктор пытался меня утешить, что-то шептал, гладил по голове. А мне было так горько, что все это лишь самообман, глупое совпадение и он ТАК не думает!
-А как же розы, 11 штук?- сквозь слезы смогла вымолвить я.
-Одиннадцать, это потому, что десять не дарят, а белые…  Я хотел чайные купить, твои любимые, но их еще не привезли так рано, и я взял белые, как символ свадьбы, белого платья.
Это простое совпадение.
-А как же возрождение нашей любви?- уже приходя в себя, бормотала я.
-Она не умирала никогда, просто мы затолкали ее в дальние уголки наших душ, а ты сумела извлечь ее оттуда, ты и только ты воскресила ее! А теперь не плачь, ведь наша любовь уже не может исчезнуть. А я просто был последним дураком, когда думал, что ты меня  разлюбила, оттого и вел себя так.  Это ты - молодец, а письмо… это просто мистическое совпадение!
- Ты и в самом деле так думаешь? И ты согласен с автором письма?
-Конечно, гениально написано, я бы до такого не додумался!  Ты не представляешь себе, как я рад, что нам удалось вырваться из этого  порочного круга! Если честно, теперь я бесконечно благодарен автору этого загадочного письма.
-Автору? Но кто  же он?
-Я думаю, тебе надо будет спросить у мамы, если это удобно, конечно. Иди к ней, если она еще не спит…



    Я набросила халат и пошла в мамину комнату, свет еще горел.
-Мама, я принесла тебе вот это…  Я нашла его в гардеробе.
 И протянула  конверт. Лицо мамы выразило удивление, затем она резко взяла письмо.
-Извини, но я думала, что оно от Виктора и распечатала его.
Мама улыбнулась.
-Это почерк твоего отца, такой еще молодой! Теперь у него совсем другой прочерк, а правда похож чем-то на Витин? А где оно хранилось все эти годы?
-В шкафу, в последнем ящике, я думаю. Оно упало и лежало там, прислонившись к задней стенке, пока я не выложила оттуда все вещи.
  Мама раскрыла листок и стала читать письмо, а слезы катились по ее щекам и, чем дольше она читала его, тем крупнее становились они. Я отвернулась.
-Мамуль, ты дочитала письмо?
Молчание, странное, томительное молчание наполнило комнату. Прошло минуты две-три.
-Да, доченька, прочитала. Просто я не ожидала от себя таких эмоций.
Мама вытирала последние слезы.
-Да, все это очень похоже на твоего отца и похоже на сказку.
-А белые розы? Он подарил их тебе? Как жаль, что ты ничего не знала про письмо!
-И хорошо, что не знала! На 10-летие он уехал в другой город и даже не позвонил мне, а на следующий год мы расстались, вернее, он сказал, что уходит к другой. Скорее всего, он просто забыл про письмо. В результате, вышло, что экзамена он не выдержал…
-Зачем же тогда папа писал его, он же не хотел быть таким?
-Правда, не хотел, он сильно любил меня, это верно, но потом его словно подменили. Это был уже другой человек.
Но я уже ни о чем не жалею, дочка. Чему быть, того не миновать! Это папино послание из прошлого всколыхнуло во мне только счастливые воспоминания, и мне, доченька, не хочется больше ворошить плохое.
-Я тебя понимаю, мамочка.
Мы немного помолчали, глядя друг на друга в полумраке ночника. Мамино лицо мне показалось таким же, как на свадебной фотографии. Я не видела ее такой красивой очень давно, наверное, с далекого детства, хотя она для меня всегда оставалась красавицей. Сегодня мама смотрела на меня совсем молодая, как подруга, глаза ее блестели в темноте.
Я вздохнула.
-Мне очень жаль тебя и папу тоже, выходит, он зря написал тебе это послание. Жаль, что ты тогда его не нашла, кто знает…
-Ничего бы не изменилось!- мама резко закрыла эту тему.
Затем улыбнулась.
-А письмо-то он не зря писал! Ведь, кто знает, как бы сложилась твоя жизнь, не будь этого послания! Я же не слепая, я все видела и переживала за вас, а теперь мне понятны перемены, произошедшие с тобой и с Виктором.
Сейчас я за вас обоих спокойна и у меня сердце не болит больше.  Ведь вы любили друг друга, но нужен был толчок, импульс, чтобы кто-то первый из вас наступил на свою гордость и стал прежним, а это очень не легко было сделать.
Так что, скажем твоему отцу спасибо, что хоть дочке своей сумел  вовремя помочь, а то и не позвонит даже, ведь про ваш юбилей он тоже забыл, верно?
-А может, позвоним ему сами, завтра? Мы ничего не расскажем про письмо, просто позвоним?
-Ладно, ладно, пора спать, завтра обсудим. Утро вечера мудреней. А сейчас иди к себе, ведь тебя муж твой заждался.
И поцеловав меня, как в детстве, мама, чтобы ускорить мои действия, щелкнула выключателем ночника.