Шкатулка для грехов

Нина Кузнецова Нина
   
    Заболела бабушка - баба Лена. И позвала к своей постели семнадцатилетнюю внучку Аленку.
-Да, бабушка,- Аленка, как всегда, ласково, с искренней заботой погладила  бабушку по морщинистой руке.
   Баба Лена в который раз залюбовалась своей единственной любимой внучкой: красивая, уже совсем взрослая, добрая. Вместо того, чтобы пойти на молодежную вечеринку, на танцы, осталась с бабушкой!  Не оставила одну, пока родители в командировке. Серьезная для своих лет и похожа на нее в юности, но не совсем…
      Я веселее была, беззаботнее в ее годы,- пожилая женщина вздохнула.
-Тебе принести что-нибудь? Чай? Кефир? Может быть, почитать?
  Глаза Аленки, карие, ласково сверкали  в полумраке сумерек, отчетливо выделялись на ее смуглой, упругой матовой молодой коже.
    Внучка сидела на коленях  на коврике рядом с кроватью бабушки. Та взяла теплую руку своей внучки  и легонько погладила.
-Ба, да у тебя руки холодные!
-Я привыкла и не замечаю уже,- баба Лена улыбнулась тускло-серыми глазами.- Лучше встань и принеси мне кое-что… Иди к шкафу, теперь открывай дверцу, там за томиками Куприна, за 4-5 томами ищи в глубине. Нашла?
-Бабушка, здесь – шкатулка!
-Неси сюда, и стряхни с нее пыль!
   В руках внучки сверкнула лакированная коричневая коробочка тонкой работы.
-Это твоя, бабуль? А можно открыть?
-Не спеши. Я хочу поведать  тебе  сперва одну мою тайну…
   Аленка снова уселась рядом, внимательно слушая.
Бабушка сглотнула, чуть приподнялась на подушке и начала свой рассказ.
-Про эту шкатулочку не знал никто. Ни муж мой, царствие ему Небесное – дед твой, ни твоя мама. Дело в том, что здесь, - баба Лена остановилась в нерешительности, немного помолчав,-  тут все грехи мои спрятаны!
-Как! – воскликнула от  неожиданности внучка,- какие такие грехи! Да у тебя, бабуль,  какие могут быть грехи - ты же у нас почти святая! И каждое воскресенье в церковь ходила, пока не слегла!
-Грехи, страшные грехи, внученька! Они  у каждого есть свои,  а у меня их много - целых семнадцать и все здесь!
  Бабушка открыла крышку. К разочарованию Аленки в ней, как и полагалось, лежали самые обычные женские украшения: бусы, колечки, сережки… Они были хаотично свалены,  блестели камушки и позолота.
-Они настоящие?
-Эти? – Бабушка стала перебирать богатство дрожащими пальцами,- все настоящие, все до одного! Ах, если б они были не настоящие, внучка! Но не в этом дело. Я хочу тебе рассказать мою историю,- она снова взяла девушку за руку.
-Украшения ты рассмотришь потом, придет время – все твои будут,- она закрыла шкатулку,- теперь отнеси ее, где лежала. И, чтобы знали об этом только ты и я - договорились?
    А теперь садись и слушай.

     Когда бабушка твоя была молода и красива,- баба Лена лукаво посмотрела на свой довоенный портрет, что висел над кроватью, - в моей тогдашней беззаботной и юной жизни случилась любовь…  Я крепко влюбилась, как только могла,  в одного человека, мы встречались какое-то время, но потом жизнь разлучила нас, вернее не жизнь,  а злые люди. Но не в этом дело.
     Шли годы. И только встретив деда твоего, я смогла забыть своего любимого, но только на время. Он к тому времени женился, затем развелся и тут-то наши с ним пути пересеклись вновь.  Я же была в то время молодой замужней дамой - не устояла перед старой любовью и нереализованной мечтой своей!  Ведь в юности у нас даже поцелуя не было – только прогулки.  И я изменила мужу…
     Мой же возлюбленный был вне себя от счастья – он тоже любил меня очень-очень.
     И в память о той встрече подарил мне кольцо с бриллиантом. Человек он был состоятельный  и мог себе позволить подобный подарок. Он хотел, чтобы я от мужа ушла к нему. Как я тогда терзалась, совесть была не на месте, ведь грех это, да и дед твой меня ничем не обидел! Только вот не так я его любила, да и сам он не был романтиком – за всю жизнь ни одного украшения, даже дешевенького не подарил, ни цветочка! Да, я и не в обиде была, дед твой – хороший человек был, но по женской части я с ним, увы, счастья  не знала!
     Разрывалась, места себе не находила, постоянно в стрессе находилась, хотя встречи да тайные прогулки с любимым радость приносили небывалую. Но за ними наступали терзания души и не спокойствие на сердце.
    Так была я с ним 17 раз, и 17 раз изменила мужу. И каждый раз после нашей встречи  дарил мне мой любимый на память какое-нибудь украшение. Тут все они, в этой шкатулке – все мои 17 грехов!
  И я не выдержала более - не смогла жить двойной жизнью - расстались мы. А эти подарки я прятала, и носить-то их толком не могла. И даже не из-за того, что муж заметил бы (он на такие вещи внимания не обращал и подделку от подлинника не отличил бы никогда) - совестно было. Доставала иногда, любовалась и закрывала шкатулочку.
 Они все новенькие, неношеные, носи их, внучка и знай, что бабушка твоя не святая была!
-О, бабуля-бабуля, да ты не переживай! – отозвалась Аленка,- какие же это грехи, ежели у вас любовь была взаимная, так, может быть, надо было к нему уйти?
-Нельзя, я в ту пору носила ребеночка от деда – маму твою, это обстоятельство и разрешило все.
-Бабушка,- не унималась Аленка,- ты не должна переживать, это не грехи твои в шкатулке, а воспоминания о любви!
-Может и так, внученька, может и так…
-Спасибо тебе, бабуля, я обязательно буду носить их когда-нибудь, мне и не нужны они сейчас - ведь я не ношу еще дамских дорогих украшений.


                *      *      *


     Аленка шкатулочку бережно убрала и как-то со временем забыла о ней, а, может быть, и помнила, но как-то не хотелось ей ворошить пока эти бабушкины грехи-воспоминания.
     Так прошло еще семнадцать лет. И, вот, Алене уже тридцать четыре, она замужем, бабушки давно нет. Только портрет ее по-прежнему улыбается со стены. Алена еще больше похорошела:  вместо длинной косы у нее теперь пышная пепельного цвета стрижка; осанка, величавость и огромные глаза – все это от бабы Лены. Недаром она была одной из первых красавиц Петербурга в свое время.
    Аленка замуж рано вышла и, хотя никуда не ходила, муж сам ее нашел - в соседнем доме жил, да заговорил как-то недалеко от дома.
    Молодые поселились в бывшей бабушкиной комнате, жили мирно, почти не ругались, только вот детей у них все никак не было.
     Сегодня готовилась Аленка к юбилею свадьбы и сидела у зеркала – прихорашивалась.
Муж ее сильно любил и всегда к годовщине свадьбы дарил какое-нибудь украшение - серьги или бусы. Молодая женщина их с удовольствием носила. А сегодня захотелось ей вдруг совсем чего-то необычного, нового  и, чтобы подходило к этому красивому синему платью с глубоким вырезом. Перемерив все свои бусы и цепочки, она вспомнила про  бабушкину шкатулку. Сколько же времени прошло с тех пор? Столько же, как поведала бабушка ей  свою тайну – семнадцать лет. Это совпадение убедило девушку в том, что именно сегодня она сможет, наконец-то, открыть шкатулочку и примерить что-нибудь из бабушкиной коллекции. Я сделаю это в память о бабуле,- решила Аленка.
   Вот, подходит она к книжному шкафу - тут давно ничего не переставлялось, все было, как при бабе Лене. Память не изменяет ей, девушка отодвигает два томика Куприна, 4-й и 5-й и достает шкатулку. Тогда в темноте уходящего дня она толком не рассмотрела эту  ручной работы вещицу. На крышке – лаковая миниатюра – палех, снизу – витые ножки. Сердце громко стучит, руки не слушаются, мелко дрожат – пахнуло от шкатулки тем далеким вечером, когда бабушка была жива и еще чем-то неведомым, необыкновенным…
     Аленка нетерпеливым движением открывает крышку и ахает…  Пустая шкатулка падает из рук молодой женщины. Что это? Не может быть! Драгоценная тайная шкатулка - пуста? Но куда же подевались все семнадцать бабушкиных грехов? Мысли, вытесняя одна другую, быстрой чередой мелькают в Алениной голове.
 Этого не может быть! Я сама ее убирала! Аленка с ужасом еще раз открывает ее – но там пусто.
   Рядом с трюмо, на туалетном столике стояла ее собственная шкатулка – один из подарков родителей к свадьбе  и  тоже с лаковой миниатюрой на крышке. Сюда девушка складывала все подаренные мужем вещицы, все свои драгоценности.
    Быстрым движением Аленка открыла ее, высыпала содержимое на стол и пересчитала украшения. Их было ровно семнадцать.