Корни

Ирина Герасименко
    К нашему маленькому домику дед пристроил веранду. Рамы все были ажурными, но разными. Теперь мне понятно, что делал он из того, что было. Но тогда, в очень далеком детстве для меня  было все сделанное дедом, необыкновенно красивым. На веранде стоял большой стол, за котором в теплое  время года мы обедали.

    Зимой на нем стояли горшки с хризантемами. До поздней зимы они цвели и я никогда, в своем детстве, не понимала,  почему они цветут тогда, когда стоят на этом столе, в разношерстных горшках.

    На веранде от неуютного холода не хотелось задерживаться ни на минуту. Но, все же, я, рискуя упасть, забиралась на хромоногий стул, брала ладошками шапки терпко благоухающих хризантем и зарывалась в них лицом. Лепестки приятно щекотали нос, а на руках долго оставался аромат цветущих против всякой логики цветов.

    Поздней осенью на этой же веранде происходило нечто, что до сих пор ассоциируется у меня с торжественно-бодрящей радостью большого духового оркестра. На табуретки ставилось огромное корыто. На него водружалась такая же огромная шинковка. На столе стояли пакеты с крупной солью. В тазах мыли ярко-оранжевую морковь,  чистили и горой складывали рядом с солью.

    Тугие кочаны капусты освобождали от верхней одежды, а она и не сопротивлялась, как не сопротивляется молодая жена,  отдаваясь в желанные руки суженого. Ножи шинковки мягко входили в сочную плоть и раздавались вздохи и хруст. На дно корыта обрывками серпантина сыпались упругие полоски. И капуста млела. А к тому времени, морковь не отставала. Подражая капусте, терлась боками о зубастую терку. Тысячи  морковных копий складывались с веселую пирамиду.

    Капусту и морковь смешивали, а они тихонечко покрякивали, а уж когда белесые кристаллы соли  сыпались на всю эту радостную груду, а умелые руки перетирали, начиналась вакханалия цвета и  запаха. Потом капуста уставала, слегка обмякнув, погружалась в негу. Морковь еще хорохорилась, но скоро сдавалась и становилась податливее. Только яркий цвет выдавал в ней бунтарский дух.

    Над всем этим действом царила бабушка. Как умелый дирижер управляет   оркестром, так и она легкими движениями больших, пухлых рук, оживляла и озвучивала  весь этот спектакль.
   
    Бабушка была статной женщиной с прямой спиной, большой, красивой грудью. Волосы всегда были собраны в тугой пучок и покрыты платком. В повседневной жизни это был белый ситцевый платочек с мелкий горошек с цветочками по краям. Завязывался узлом на затылке, покрывал большую часть лба. В холодное время года бабушка надевала небольшой шерстяной платок и завязывала его под подбородком на узел.  Она была труженицей.  Но, тем не менее, умела выглядеть царицей.

    Она умудрялась так ухаживать за кожей, что до глубокой старости, а прожила она 83 года, выглядела на загляденье. Утром всегда умывалась прохладной кипяченой водой и промокала лицо. Ни в коем случае не растирала. Вечером умывалась теплой водой с мылом, а так, как душа не было обтирала тело сначала мокрым полотенцем, а затем одеколоном «Кармен». Как сейчас помню красивый пузырек, на котором изображена изящная испанка, игриво смотрящая поверх веера.
 
После манипуляций с одеколоном, скручивала полотенце жгутом  и растянув его двумя руками растирала тело до легкой красноты. Потом надевала чистую ночную сорочку, ложилась в кровать и вскоре засыпала. Насколько могу помнить. Бабушка никогда не жаловалась на бессонницу.  Да, вставала она рано. Много работала. Но работа никогда не была для нее обузой или чем – то неприятным.

    Никогда я не слышала, что она устала. Но вот после обеда, бабушка обязательно ложилась отдохнуть. Как она говорила: на пять минут. Занавески на окнах прикрывались, дверь закрывалась на замок, и наступал «тихий час».

    Бабушку часто приглашали помочь побелить или поштукатурить дом, посадить или выкопать картошку. Она никогда не отказывалась. Помогала безвозмездно, в удовольствие. После работы любила посидеть с подружками под картошку в мундире, соленые помидоры и сто грамм. Петь густые народные песни. Именно, густые, потому, что, когда она запевала, пространство заполнялось таким количеством персонажей, что в доме становилось тесно. Ее сильный голос мог быть и озорным и повествующим, и грустным, и кокетливым.

    Несомненно, бабушка не была  лишена актерских способностей. Она рассказывала, как в начале двадцатых годов прошлого века, когда по стране колесили театры, к ним в городок заехал один из московских театров. Бабушка пропадала на представлениях, которые проходили в зале большого дома, принадлежащего до революции графу N.

    Я даже помню остатки этого огромного дома.
А парк сохранился до начала семидесятых годов двадцатого века. С большими и просторными аллеями, прудами, соединяющимися между собой рукотворными речками. Над речками нависали изящные мостики.  По всему парку было много красивых скульптур, копии великих мастеров и, к сожалению, не работающие к тому времени, фонтаны.

    Так вот, моей бабушке заезжий режиссер пророчил большое театральное будущее, и она уже было собралась ехать вместе с труппой по стране. Но тут вмешался мой прадед. Он взял вожжи, перетянул бабушку пару раз пониже спины. А что - бы она не сбежала, посадил на замок, пока артисты не уехали. Бабушка проплакала пару дней,  и на этом ее театральная  карьера  закончилась.

Периодически она вспоминала о том времени, но всегда делала это большой долей самоиронии.