Особые обстоятельства

Урал Юлдашев
Особые обстоятельства.
      Ошибки молодости исправляются в исключительно редких случаях. Ошибки молодости, часто даже и не ошибки вовсе,  а сложение обстоятельств,  когда в центре событий оказывается молодой человек, в душе которого сосредоточились  природные черты характера, мечты, предрассудки и стереотипы, полученные воспитанием в семье и в окружающей среде. Таким образом, до совершения неразумного поступка остается одни шаг.   Из всех ошибок молодости, мне кажется,  наиболее частым бывает неудачный брак. 
     У меня есть  друг Али, можно сказать даже близкий, но  мы с ним встречаемся редко, пару раз в году, пожалуй. И даже не на днях  рождения, а так, по различным обстоятельствам, то ему нужна моя помощь, то мне нужно его участие в моей жизни.  Вообще, мы с ним в свое время учились в России в одном институте, там и  подружились. На последнем году учебы мы одновременно познакомились с  девушками,  у нас  с ними были серьезные отношения,   и дело шло к свадьбам. Его девушка, которую звали  Роза, училась в третьем курсе того же института, была из обеспеченной семьи, отец был большим начальником в банковской системе. Мою девушку звали Гульшат, она тоже была студенткой, только училась в другом институте, родители ее были простыми работягами.  Я сделал  Гульшат предложение выйти за меня, но она сразу отказала:
 - Мне еще рано  замуж, хочу сначала закончить учебу и  найти приличную работу.  Мне нечего было возразить, - «Раз отказала, значит, не любит»,  решил я. Тогда мне было очень обидно и грустно, но жизнь продолжалась, надо было серьезно заниматься учебой, что я и сделал. После получения диплома я сразу уехал к себе в Алма-Ату, но девушку по имени Гульшат вспоминал очень часто даже после  женитьбы,  потом, как говорят, все образумилось и обустроилось. 
     У Али  роман с девушкой Розой складывался более удачно,  они поженились, родители Розы купили им кооперативную квартиру, он устроился на работу, хотя зарплата была   небольшая, но им хватало на кино и  концерты и  поначалу жили счастливо.     Однако жизнь полна сюрпризов, и таким неприятным сюрпризом для Али стала его теща  Раиса Петровна, что такого произошло, из-за чего она стала портить ему жизнь, никто не знает.  Проще говоря, их семейную жизнь с Розой теща взяла под полный свой контроль,  что делать, куда идти и с кем общаться,  как себя вести в гостях у родственников,  все было регламентировано.  А  Али просто хотел счастья со своей молодой женой,  хотел жить самостоятельно в их новой квартире.  Со временем  Али стал замечать, что его жена серьезно прислушивается к словам своей матери и выдает ее решения за свои, молодому человеку приходилось включать все свое умение убеждать и  все свое красноречие для того, чтобы Роза  не отрывалась от него.   Так продолжалось два года, Роза окончила институт, Али теперь все чаще  говорил о том, что хорошо бы родить ребенка, ему казалось, что ребенок укрепил бы слабеющие семейные узы. Потом у них родился сын, Али пришлось приложить немало усилий, для того, чтобы мальчика назвали Азаматом,  так, как он хотел.  После рождения ребенка Роза окончательно поселилась в доме родителей,  там все вокруг нее носились и  ублажали, чем только могли, и Али почувствовал, что  Роза и ее родители все больше отдаляются  от него. Теща торжествовала. 
Али было очень тяжело вдали от своих  родственников, да он и не хотел признаваться своим родителям, что личная жизнь не складывается. Однажды он позвонил мне, и я приехал к нему на пару дней, Али с интересом расспрашивал меня, как я устроился в Алма-Ате, кого видел, как у других складывается личная жизнь. Мне было  очень жаль его, вместо веселого  и жизнерадостного парня я увидел перед собой  замученного проблемами  мужчину.  Тогда я ему сказал:
      – Развод не конец жизни, а начало новой, и если ты не хочешь промучитьcя  всю оставшуюся жизнь, то решайся.
     Потом Али мне сообщил, что уезжает в длительную командировку,  писем Розе писать не будет, то есть дает и себе и ей испытательный срок. Там, в другом городе, Али  познакомился  с девушкой,  с которой сошелся,  и впервые, по-настоящему, испытал  счастье совместной жизни с женщиной, которая его любит. Приехав домой, он обнаружил, что в его семье ничего не изменилось, Роза по нему не скучала, а Раиса Петровна  продолжала дирижировать их семейной жизнью и заявила, что без Али даже больше порядка в доме.  Протерпев еще  месяц,  Али подал заявление на развод,   написал  той девушке из другого города,   но она уже вышла замуж  и уехала заграницу.  После развода Али переехал в Алма-Ату, к родителям, началась  размеренная и спокойная жизнь. Тем временем его бывшая жена и ее родители дали его сыну Азамату фамилию и отчество тестя, таким образом, его сын по документам стал  совсем чужим для него человеком.  Со временем Али женился, брак оказался  достаточно удачным, если вообще можно дать такое определение браку.  У него есть дочь Лаура, она уже окончила институт, вышла замуж и жила отдельно своей семьей и сын Нурлан, который  заканчивал  школу.  О его прежней жизни дети знали  немного,  жена  запретила ему вспоминать о бывшей  семье в присутствии детей. Так прошло двадцать лет.
     И вот однажды мы с Али случайно встретились в кафе «Веранда» я пришел туда со своей новой знакомой, а там  собралась  его компания, экспромтом отмечали рождение сына одного из его друзей, новоявленный отец был на вершине счастья, и,  в порыве чувств, всех обнимал и целовал. Через некоторое время эта компания решила перебраться в  другой ресторан неподалеку, а мы остались поговорить, вспомнить старое и обсудить новости.
     Заказали виски «Red Lable», бараньи ребрышки и холодной минеральной воды «Боржоми».  За деревьями садилось солнце, оно светило почти горизонтально, освещая  необычайным оранжевым светом столики  на веранде.  Кусты, высаженные около железной ограды, давали причудливые длинные тени.  Это контрастное освещение напоминало театральные декорации, и люди, сидящие под навесом, с кружками пива,  были актерами  какого-то ирреального спектакля.   
   - А новости,  действительно, у меня есть, помнишь мою первую жену, Розу?
     Я, молча, кивнул и вернулся к действительности.
    - Она мне позвонила и сказала, что у нее проблемы с сыном, просила меня помочь, - и Али начал рассказывать.
       Случилось это недавно, в такую же жару, как и сейчас, поздно вечером раздался телефонный звонок. Это звонил наш бывший однокурсник Сергей, ты его помнишь, конечно, я с ним иногда перезваниваюсь, он даже приезжал ко мне в гости в Алма-Ату. Он сообщил, что меня разыскивает моя бывшая жена Роза, по какому-то очень важному делу и спросил, может ли он  дать мой телефон.   Она позвонила почти сразу же, и сказала:
- Азамат, наш сын, попал в криминальную историю, однако говорит, что он не виноват, а просто так получилось, что он оказался в ненужном месте. Его надо срочно спрятать куда-нибудь подальше пока  они не прояснят эту историю до конца.  Али, приюти Азамата у себя на некоторое время, он же твой сын все-таки.  Потом  добавила истерично:
 - Только прошу тебя, ни слова о нашей прошлой жизни, о том, что ты его отец! 
     Я сразу вспомнил ее манеру разговаривать, но взял себя в руки,  подумал и посоветовал Розе:
 - Будет лучше, если Азамат вылетит в Алматы из другого города,  куда его отвезет на машине Сергей.  Вот так, мой сын, которого я не видел более двадцати лет, и который    юридически не имеет ко мне никакого  отношения, прилетает в Алматы, и его надо было встречать. Нурсулу, моя жена,  это время была в командировке, поэтому я не стал ей ничего сообщать, а сыну Нурлану сказал, что к нам приезжает дальний родственник и  пару недель  поживет у нас.
     - Надо будет показать ему наш  город, ведь он впервые в Алматы, - сказал я сыну.
     -Ясно папа, - ответил Нурлан.
      Новый  аэропорт в Алматы, несмотря на ранний час, сверкал огнями, в это время прилетали рейсы из дальнего зарубежья,  в зале ожидания прибытия было много иностранцев и представителей иностранных фирм, многие держали небольшие плакаты с именами гостей и названиями фирм.  Прилетел  рейс из России, и я поднял  свою бумажку, где было написано «Жду гостя», так мы договорились с Розой, ко мне подошел рослый парень, крепкого телосложения:
     - Я Азамат.
     - А я дядя Али.
      Присмотревшись, я понял, что мой сын внешне очень похож на свою мать Розу, в нем я не обнаружил ни одной отцовской черточки,  от этого стало грустно. Но потом я  взял себя в руки и подумал, что может это и к лучшему - ни  Нурлан, ни  Лаура,  ни  Нурсулу, не догадаются, кто этот молодой человек.  Азамат держался довольно непринужденно, но чувствовалось его внутреннее напряжение; это и понятно, он еще продолжал переживать события,  предшествовавшие его срочному вылету, да и новая незнакомая обстановка, новые люди, которые были готовы ему помочь в трудную минуту жизни.  Дома нас встретил Нурлан, стол уже был накрыт к чаю. Он начал расспрашивать гостя, как там жизнь в России, трудно ли учиться, чем любят заниматься молодые ребята, про компьютерные клубы, бильярд и дискотеки.
     – Дай очнуться человеку, он же ночь провел в дороге, не спал, - попросил я сына.
     – Ладно, пусть поспит немного, а потом выедем в город, - согласился Нурлан. 
      «Между мальчиками разница в возрасте около шести лет, но у Нурлана есть хорошая черта -  он умеет находить общий язык с пацанами, кажется, и сейчас не подкачал, пока все в порядке», - подумал я с облегчением.   Нурлан с Азаматом домой пришли поздно.
     - Папа, мы сегодня были в клубе «Метро» играли на бильярде, в боулинг и там же поужинали, а  я на бильярде играю лучше Азамата!
      - Вы, наверное, уже устали, ложитесь спать, я вам постелил в одной комнате,- ответил я, - чай пить будете?
   - Пожалуй, я  попью чаю, - сказал Азамат,  - здесь, в Алматы,  непривычно жарко.
   - Папа, я со своими  друзьями договорился, завтра поедем на Капчагай купаться, - сказал Нурлан,  - я машину возьму? В тот день с утра я поехал на работу, приближалось время отпуска, нужно было сдать один научный отчет, поэтому  пришел поздно.   
    - Как Капчагай? – спросил я,
     -Просто замечательно, - ответил Азамат, - накупались вдоволь, по-моему, я уже успел обгореть.
    - Конечно, замечательно, - захихикал Нурлан, - Азамат там познакомился с девушкой, уже запал на нее. Правда, фигурка у нее как у модели, тут трудно не влюбится! Но на меня она не обратила никакого внимания,  жаль, - заключил он. - Азамат, оказывается накаченный, там девочки вокруг него так и крутились, и плавает он классно, лучше меня, - вздохнул Нурлан.
     -Да ты не переживай, записывайся на плавание, и все будет в порядке, - ответил Азамат, - все еще поправимо.
     -Это уже точно, - сказал я, хотя подумал, совсем о другом.
      За разговорами мы не заметили, как стало темно,  включили освещение. Свет от желтых электрических  ламп пробивал зеленые ветки деревьев и кустов, жара начала спадать,  подул легкий ветерок.   
    - Они уже неделю загорают на Капчагае, и у меня  появилось время для личных дел, вот я и решил с тобой встретиться. Темирбулат, подскажи, что же мне делать теперь, может мне открыться, что я его отец? – он задумался, подперев щеку рукой. - Хочется сказать ему всю правду, но я не знаю, как он это воспримет. Взгляд его затуманился, и он почти целую минуту просидел неподвижно,  я тоже молчал. «Что можно посоветовать отцу,  у которого  отобрали маленького сына, и он сейчас, наконец, может обрести его вновь?»
        - Ты сам прекрасно знаешь, что делать, - сказал я, - просто собираешься духом. Как тебе показался Азамат, выдержанный парень? Если да, то ничего не бойся, все будет в порядке.  Я поднял свой стакан и произнес:
        - За Азамата, за возвращение твоего сына!   Расстались мы  поздно, легкий ветерок постепенно превратился в порывистый, начался дождь. Мокрая листва в свете фонарей казалась изумрудной, тени веток плясали под ногами, от чего немного кружилась голова.   Мне тогда казалось, что история на этом закончилась, но случилась банальная  для молодых людей история – они влюбились.   Как потом рассказал Али, Нурлан, Азамат и его девушка  Лейла  отдыхали в пансионате на Капчагае. Однажды вечером пристала к ним компания подвыпивших парней, завязалась драка,  Азамат с ходу уложил самого задиристого из них, и раскидал еще парочку неслабых бойцов. Нурлан  тоже не стоял, ему тоже удалось справиться со своим противником. Лейла замерла на месте и просто смотрела, закрыв рот руками, она даже не успела что-то сообразить и закричать, позвать на помощь, как все уже закончилось.  Вот так,  не сговариваясь, ребята дали хороший отпор хулиганам, но побитые ребята пошли за подмогой и через полчаса пришли уже  целой толпой.  Тут ситуацию решил развести Нурлан, живя в районе «первой Алматы», он научился  разбираться с такими компаниями, поэтому он вышел вперед и сказал:
- Кто из вас главный? Вышел крупный парень с разбитым носом, он был очень агрессивным и говорил через слово матом, -  нос ему расквасил Азамат. 
- Как тебя зовут,  пацаны,  вы откуда?
- Я Дастан, мы Алматинские, - ответил главный.
- А с какого района?
- С «Сайрана».
- А кто у вас смотрящий?
- Толстый Булка.
- Знаю такого.
- А тебя как зовут, ты сам откуда? – спросил,  шмыгая носом Дастан.
- Я Нурлан,  из «первой Алматы». Ты Ермека и Толика знаешь?
- А кто про них не знает?
- Так вот, Ермек и Толик мои кореша, нас сейчас мало, и вы можете нас покалечить, но стоит мне об этом сказать друзьям, то вам, вместе с Толстым Булкой,  придет конец, усекли?  Нурлан набрал по мобильнику номер:
      -Привет Ермек, как дела, где ты сейчас, в городе отдыхаешь? Тут с тобой хотят поговорить.
- На,  держи,  поговори, - Нурлан протянул трубку Дастану.
- Ермек, привет, я Дастан с «Сайрана», наш смотрящий Толстый Булка, знаешь?
- Конечно, а что сейчас у вас происходит, дай трубку Нурлану.
- Нурлан, у тебя все в порядке?
- Уже все в порядке, пацаны оказались с понятиями, а вообще, я отдыхаю на Капчагае с друзьями, пока Ермек!
- Ладно, давай, если что звони!
   Азамат и Лейла молча слушали весь этот разговор и начали понимать, что Нурлан хорошо разбирается  в обратной стороне жизни города и имеет знакомства в криминальном мире. «Хорошо, что дело не дошло до разбирательства в полиции», подумал Азамат, - «кто его знает, может меня объявили в розыск?» Он попросил у Нуралана мобильный телефон и позвонил маме, но ему никто не ответил.  Ближе к ночи вдруг заболела Лейла, поднялась температура, началась рвота, ходила в туалет несколько раз, поэтому ребята решили ехать в Алматы и отвезти Лейлу в больницу.    Несмотря на ночь, Карчагайская  трасса была оживленной, одни ехали отдыхать, другие спешили домой, в Алматы.  Нурлан позвонил отцу и объяснил ситуацию, и Али  посоветовал им ехать в токсикологический центр. Пока доехали до больницы, Лейле стало совсем плохо, в приемном отделении не стали долго расспрашивать, а сразу положили в отделение реанимации.  Парни удивленно переглянулись, а врач сказала:
- Вы можете ехать домой, дайте телефоны.  Если что-то срочно нужно будет, позвоним, а вообще, звоните сами.   Нурлан с Азаматом  поехали домой по ночным улицам, город продолжал свою ночную жизнь,  горели вывески ресторанов и кафе, бильярдных и боулингов. Трудились таксисты и частные извозчики на изрядно подержанных машинах, иногда с ревом проносились крутые машины, за рулем которых сидели молодые отпрыски богачей. На одном из светофоров, перед ними  внезапно резко затормозила старая «Ауди  селедка»,  Нурлан изо всех сил нажал на тормоза, но столкновения избежать не удалось. Задний бампер старой машины буквально развалился, а  у «Тойоты» Нурлана помялся  передний бампер и разбились обе фары. Водитель «селедки» вышел и начал кричать на них и сокрушаться по поводу ремонта, но через пару минут он уже был спокоен и деловито предложил откупиться за пятьсот долларов. Начался торг, наконец, договорились на трех ста без вызова дорожной полиции.  Было понятно, что водитель просто захотел немного заработать на своей старой машине. Утром Нурлан отогнал машину на СТО, там  запросили за ремонт более трехсот долларов, но у Нурлана уже не было денег на ремонт. Поэтому он пришел грустный и предложил Азамату пойти поработать с ним на автомойке, чтобы подзаработать. Когда Азамат узнал, что у Нурлана нет денег на ремонт, то он без слов достал свой портмоне и протянул триста долларов и сказал:
- Что же ты,  Нурлан,  сразу не объяснил? Ведь мы уже с тобой не просто дальние родственники, но и друзья,  согласен?
- Согласен, - улыбнулся Нурлан,  - пойду,  заплачу за ремонт.
- А работать на мойке будем, - задумался Азамат, - деньги теперь нужны и для другого,     утром мне позвонила врач из реанимации и сказала, что нужно дорогое лекарство, я записал название и  сейчас поеду искать в аптеках.
- Погоди, - сказал Нурлан, - ты город не знаешь, а я быстро найду,  что нужно, пойдем сначала договариваться на автомойку, ты там больше пригодишься. Нурлан уехал в город, проездил по аптекам почти полдня, но лекарство нашел. Действительно,  оно оказалось дорогим, поэтому он приехал посоветоваться с Азаматом, а тем временем,  новоиспеченный мойщик машин так усердствовал,  что заработанных денег хватило на  нужное лекарство. Нурлан объяснил в какой аптеке это лекарство и Азамат поехал сначала в аптеку, а  затем в больницу, приехал он туда как раз во время и сразу же отдал препарат врачам.  К нему подошла заплаканная женщина и спросила:
- Вы кто,  друг Лейлы?
- Да, – ответил Азамат, а Вы кто?
- Я ее мама, - тихо сказала женщина, - огромное спасибо за лекарство я и не знала где купить его.
- Не беспокойтесь, я уже принес, - сказал Азамат, - если будет нужно, то еще принесу.   
- А Вы давно знакомы с Лейлой, я Вас раньше не видела.
- Нет, недавно, недели две всего, меня зовут Азамат.
- А почему Вы ей помогаете?
- Просто так, Лейла очень хороший человек, а я своих друзей в беде не бросаю, мы с моим другом придем навестить Лейлу вечером, а пока я должен идти, извините.
    К вечеру Нурлан заработал еще денег, но когда закончил свою смену то выглядел  очень уставшим. Так пролетела целая неделя, они по очереди мыли машины, покупали лекарства для Лейлы, вечером после работы навещали ее, познакомились с ее мамой Сауле Анваровной. Лейла ребятам ничего о своей семье не рассказывала, и общение с ее мамой открыло, то, что она скрывала;  оказалось, что ее отец Куат Ахметбекович был квалифицированным инженером на одном из заводов Алматы, но в перестроечное время завод закрыли,  инженер не смог устроится на новую работу, так как везде требовались молодые. Он начал пить, начались скандалы в семье, в конце концов, он ушел из дома, а  сейчас этот бывший специалист подрабатывает на частной фирме, ремонтирует импортную бытовую технику, которую не могут осилить гарантийные мастерские. Лейла этого очень стеснялась, переживала за отца, иногда встречалась с ним, но матери ничего не говорила. Воспитывала ее мама,  она пахала на двух работах, и для общения с  дочерью оставалось слишком мало времени. Через неделю Лейлу выписали, Азамат с Нурланом приехали за ней на отремонтированной машине. Лейла вышла из больницы похудевшая и бледная, прижалась  к Азамату и заплакала, а он стоял и гладил ее по макушке, оказалось, что Сауле Анваровна уже успела рассказать дочери о лекарствах, и о том, что  Азамат ей понравился.  С этого дня Азамат и Лейла практически не расставались.
      Прошла еще одна неделя, потом позвонила Роза и сказала, что теперь все в порядке, что ее сын Азамат оказался не причем, и настоящего виновника уже нашли.
- Азамат, срочно вылетай домой, - приказала она.
- Хорошо, мама, - отозвался он, - как только куплю билет, так сразу и сообщу, он выразительно посмотрел на нас.
- Дети, - сказал Али, купите билет на самолет на послезавтра, рейс, кажется, утром, а завтра вечером я приглашаю всех в ресторан на прощальный ужин, идет?
- Идет! - закричали все хором.
    В эту ночь я практически не спал, только под утро забылся тяжелым сном. Мне приснилось, что я  должен лететь на самолете,  но никак не могу  найти билет и паспорт, потом ко мне подходит Роза и говорит, что билет у нее, и я никуда не полечу. Я  пытаюсь крикнуть, - «Роза отдай мне билет, я должен лететь, это мой последний шанс!», но Роза уже  не слышит и растворяется в  темноте. Стою я  в таком густом  тумане, что мне  не хватает воздуха, в отчаянье пытаюсь  пробиться через туман, но не знаю куда идти. Вдруг появляются Нурлан с Азаматом и говорят:  - Папа,  идем с нами, мы знаем,  куда надо идти. Тут я внезапно просыпаюсь, голова тупо гудит.  «Хорошо  если  сон будет вещий»,- подумал я за завтраком. До этого я не верил, ни в какие вещие сны и предсказания,  и удивился самому себе - «Вот до чего могут довести человека переживания». 
    И вот на прощальный ужин мы собрались в ресторане «Пугасов», нам накрыли в отдельной беседке, Азамат, Нурлан и Лейла сидели притихшие,  Али старательно бодрился, Сауле Анваровна скромно сидела в углу,  а я  пытался развеселить ребят свежими анекдотами.  Али встал и сказал по какому случаю мы здесь собрались, пожелал всем успехов и удачи, пообещал еще раз собрать всех за одним столом. Потом начали говорить дети, сначала Азамат, затем Нурлан и Лейла, стали вспоминать веселые моменты их встреч,  как загорали на Капчагае, как познакомились с Лейлой,  историю с дракой, больницей, лекарствами, аварией, автомойкой и  ремонтом машины.  Али сидел и со смешанным чувством радости и грусти смотрел, как общаются эти молодые люди, какая радость у них на лицах и как жаль им расставаться. Он почувствовал, что настало  время  рассказать свою тайну - он поднялся и сказал:
- Дети мои, я давно хотел вам рассказать одну давнюю историю, она произошла со мной тогда,  когда мы Темирбулатом учились в России. Я полюбил одну девушку, мы с ней поженились,  и у нас родился сын, но со временем я вынужден был уехать домой в Алматы. С тех пор прошло двадцать лет, теперь я вижу  своего сына здесь, среди нас. Азамат, встань, пожалуйста, ты и есть тот самый мальчик, которого я не видел двадцать лет.  Здравствуй, мой дорогой сын, с возвращением!
     Азамат растерянно поднялся и оглядел нас всех. Странная смена чувств происходила   на его лице,  Нурлан тоже сидел отрешенно, глубоко задумавшись. Внезапно он вскочил и громко закричал:
- Ура!!!  Ура!!! Азамат мой родной брат!!!. Ура!!!.     Наконец Азамат  все понял и   с удивлением произнес:
- Мой папа нашелся!!!  И бросился обнимать Али и Нурлана.         

Юлдашев Урал.  Алматы. 23.07.2007