Почему нам ничего не надо

Кирилл Акинцев
Несмотря на громкое название, пожалуй, было бы неправильно говорить за всех. Поэтому эта заметка будет чрезвычайна субъективна. Выскажу свое мнение обывателя, тридцать лет живущего в этом городе, так сказать, воспитанного и взращенного в атмосфере, культуре и традициях Сургута. Но если Вы, читатель, со мной не согласитесь, – я только этому порадуюсь.

С самого своего рождения человек окружен влиянием различных сил, которые от него совершенно не зависят. Солнце светит, ветер дует, подброшенные предметы падают обратно на землю. Опровергать существование этих явлений бессмысленно: что есть, то есть. Человеку остается принять это и выстраивать свою жизнь, приспосабливаясь к этим особенностям планеты. Энергия этих сил бывает и положительной, и отрицательной. Утрированно: без солнца не было бы урожаев, но от солнца бывает засуха; ветер надувает паруса и крутит ветряки, но также сметает дома ураганами; благодаря силе земного притяжения мы не улетаем в космос, но она же делает невозможным создание вечного двигателя. Человек в процессе своего развития стремится использовать эту энергию в достаточной для себя степени, но пресекать энергию избыточную, действующую не во благо, а во вред.

Не логично ли будет предположить, что те же самые законы природы будут действовать и в жизни человеческих сообществ? Что определенная доля энергии необходима для развития цивилизации, но избыток этой энергии может цивилизацию погубить? Поэтому в жизни людей единичные «энергичные лидеры» просто не могут не компенсироваться «пассивным большинством». История творится не народами, а отдельными личностями, возглавившими народ на том или ином промежутке времени. «Энергия «лидера» зажигает его окружение, дальше «импульс идей» передается по цепочке другим людям, в итоге человечество получает как режимы Махатмы Ганди, так и Адольфа Гитлера.»

В отсутствие же такого лидера общество «успокаивается» и членам его гораздо ближе тезис «лишь бы не было плохого», чем «давайте бороться за хорошее». Природе не свойственны «лишние движения» и развитие человечества происходит лишь в борьбе с неблагоприятными внешними условиями. Сравните географически неблагоприятную Японию, которой пришлось добиваться технологического прорыва для удовлетворения жителями своих потребностей, и страны Африки, где чрезвычайно благоприятные природные условия на века затормозили развитие цивилизации. «Если все и так хорошо (на улице тепло, бананы на пальмах растут), то зачем что-то менять? Тратить силы на бессмысленные действия?»

Предположу, что аналогичную схему можно применить в отношении любого общества вообще, и Сургута в частности: если все более-менее устраивает, то не стоит ничего предпринимать. Вот, скажите, что конкретно не устраивает Вас, читатель, в Вашей сегодняшней жизни? Если Вы читаете эту заметку, то, скорее всего, вы сыты, обуты и одеты. У Вас есть компьютер и несколько относительно свободных минут времени. Все это есть у Вас благодаря тому, что вы это заработали. Т.е. первичные человеческие потребности пирамиды Маслоу (еда, сон, секс) у Вас, скорее всего, удовлетворены. Вторичная потребность – безопасность – вероятно, тоже реализована. Вы уютно расположились в кресле и спокойно смотрите новости на сайте, а не читаете украдкой листовку, опасаясь окрика надсмотрщика.

Возможно, Вы удовлетворяете сейчас потребности третьей ступени – принадлежности к общности. На данном ресурсе, положительно или отрицательно вы его оцениваете, присутствует много интеллектуальных интересных людей, находящихся примерно в одном социальном статусе с Вами. «Вы ведь не удафф.ком читаете. Значит, есть некая общность интересов. Желание услышать мнения других людей и высказаться самому.»

«Желание высказаться», пожалуй, относится к четвертой ступени пирамиды потребностей – жажде уважения и признания. Вы, конечно, в достаточной мере зарекомендовали себя в своей профессиональной деятельности, хорошо делаете свою работу, коллеги и начальство уважают Вас и ценят то, что Вы делаете. Но вряд ли много людей в полной мере находят удовлетворение лишь в своей работе. Личность Ваша многогранна, интересы разносторонни – и для реализации себя вы занимаетесь спортом, имеете какое-то хобби, а также не стесняетесь высказать Ваше мнение на информационных ресурсах.

«Высказывая Ваше мнение Вы, наверняка, в глубине души желаете, чтобы оно было не просто «услышано», но и в какой-то мере реализовано. Я сейчас имею в виду «содержательные» комментарии, типа «не надо Храм, сделайте парк».» Те, кто ваше мнение поддерживают, поставят Вашему комментарию много «плюсиков», и Вам будет приятно, что многие разделяют Ваше мнение. Впрочем, из другой точки города кто-то напишет комментарий «не надо парк, нам нужен Храм», – и его мнение тоже не останется без поддержки. Ресурс свою роль выполнил: он дал Вам возможность высказаться. Но вот вопрос, насколько мнения, высказанные на форуме, повлияют на принятие окончательного решения теми, кто это решение принимает?

И вот тут мы подходим к тому, что называется «гражданской ответственностью». Спросите себя, а, по большому счету, не все ли Вам равно, что будет построено на пустыре? Особенно, если живете Вы не на улицах Островского-Мира, а где-нибудь на Киртбая или на Пролетарском проспекте? «Не все ли Вам равно, будет или не будет транспортного коллапса в центре города, не все ли Вам равно, куда будут ходить на плавание дети жителей этого микрорайона?»

Вы скажете:

– Нет! Мне не все равно!

А я, обыватель, скажу:

– Уф, как хорошо, что вас, неравнодушных, всего 300 человек. Т.е. 0,1% от населения города, что не превышает статистической погрешности.

Вероятно, примерно так же будут рассуждать и те, от кого зависит решение. Т.е. Ваше мнение увидят, но ключевыми факторами принятия решения будут не «хотелки», а вполне вопросы вполне материальные: «Кто готов финансировать? Кто готов организовать строительство? Кто будет обслуживать, ремонтировать и следить за порядком? Кто готов взять на себя ответственность?»

Задайте себе эти вопросы, читатель. Возможно, вы скажете:

– Ну, пятьсот рублей на парк я пожертвую.

Это очень хорошо. Но, к сожалению, этого мало.

«Давайте будем реалистами: у каждого из нас работа, семья, собака не кормлена, вечером тренировка или пиво в баре. На всякие эти «гражданские инициативы» времени по-любому не остается.» Ко всему прочему, для того, чтобы грамотно идеи свои предлагать – это читать много литературы нужно (от законов до справочников по строительству/землеустроению), с кучей людей встречаться, договариваться, согласовывать… А в итоге-то что? Думаете, кто-то оценит? Да, ладно?

Поэтому заниматься какой бы то ни было «гражданской активностью» на одном энтузиазме – это удел отдельных личностей. Типа Наполеона, Линкольна или Навального. И не факт, что деятельность это Вам принесет признание или повлияет на что-то.

«Вон, одна сургутянка вышла в одиночный пикет против конфликта в одной из близлежащих России стран. Как это простой обыватель воспринял? Как анекдот.» Другой человек залез на высотку в Москве и герб раскрасил в желто-синие цвета. Тоже, так сказать, проявление гражданской позиции. Мне, как простому обывателю, непонятно, зачем все это было нужно. Тому, кто сделал подобные шаги – понятно. И им, скорее всего, безразлично мое обывательское мнение. Они поступили так, потому что чувствовали, что должны так поступить, и не могли поступить иначе. А по большому счету: ну и что? Что изменилось? И мы, обыватели, воспринимаем эти поступки, как «лишние движения».

А в городской администрации, думаете, другие люди работают? Точно такие же, думаю. Как для врача – выезд на сердечный приступ, как для пожарного – тушение возгорания, так для чиновников проведение разных «общественных слушаний» – это не какой-то жизненный вопрос, а обычная трудовая деятельность. «Мероприятие в рамках рабочего дня, чтобы побыстрее отстреляться и пойти домой к любимым мужу, жене, детям и кошкам. Можно ли их за это упрекать? Нет, нельзя. »Разве мы сами не такие же в глубине души? Разве мы, когда нас агитируют прийти на различные выборы, «входим в положение», что администрациям цифры по явке избирателей выставлены? Конечно, нет. У нас тоже есть жены, дети и собаки.

Если все хорошо, зачем что-то менять? И разные «заигрывания» с народом, красивые слова про «гражданскую ответственность» и «каждый может сделать свой вклад» – это просто какая-то игра, типа пинг-понга.

Администрация: «Народ! Выходите с инициативами!»

Народ: «Огласите, что Вы предлагаете?»

И ситуация эта вечна, как вопрос «Что появилось первым, курица или яйцо». И отношение у обывателя к этому вопросу аналогичное: по большому счету, какая разница? Тогда к чему лишние движения?