Основы православия. Часть 2. Глава 5. продолжение

Борис Ляльченко
22. Когда первые люди исповедали пред Богом грех свой, то Бог, по милосердию Своему, дал им надежду на спасение. Бог пообещал, что придет Избавитель, - Иисус Христос и победит диавола, прельстившего людей, и избавит их от греха и смерти. Слова таких обетований сохранились в Св. Библии от времен Авраама.

23. Предание говорит, что и прародителям было дано подобное обетование; почему Ева та возрадовалась родивши первого сына и воскликнула: "приобрела человека от Господа" - в надежде, что один из ее потомков будет Примирителем людей с Богом.

24. Аврааму Бог дал обещание о Спасителе в следующих словах: "благословятся в семени твоем все народы земли". (Быт.22:18).

25. То же обещание повторил Он после Давиду в следующих словах: "Я восставлю после тебя семя твое", "и утвержу престол царства его на веки". (2Цар.7:12,13).

26. Сын Божий воплотился, т.е. принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. "И Слово стало плотию". (Иоан.1:14).

27. В Символе веры после того, как о Сыне Божием сказано, что Он воплотился, еще прибавлено, что Он вочеловечился для того, чтобы кто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть, или тело: но чтобы признавали в Нем совершенного человека, состоящего из тела и души. Об этом свидетельствует Апостол Павел: "един посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус". (1Тим.2:5).

28. В Иисусе Христе находятся нераздельно и неслиянно два естества, Божеское и человеческое, и, по сим естествам две воли в одном лице, Бог и человек вместе, одним словом: Богочеловек.

29. О воплощении Сына Божия от Духа Святого и Марии Девы повествует Евангелист Лука, когда Дева Мария спросила Ангела, предвозвестившего Ей зачатие Иисуса: "как будет это, когда Я мужа не знаю?" То Ангел сказал Ей в ответе: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". (Луки1:34,35).

30. Святая Дева Мария была из племени Авраама и Давида, из потомства которых надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию, обрученная Иосифу, из того же племени, дабы он был Ее хранителем; ибо Она была посвящена Богу, с обетом пребывать всегда Девою.

31. Пресвятая Мария действительно пребывала и пребывает Девою прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя, и потому нарицается Приснодевою.

32. Православная Церковь чтит Пресвятую Деву Марию великим наименованием Богородицы. Оно взято из следующих слов Пророка Исайи: "се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил", что означает: с нами Бог. (Исайи 7:14). Также праведная Елисавета называет Пресвятую Деву Матерью Господа. А сие наименование равносильно наименованию Богородицы. "Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне". (Луки1:43).

33. Иисус Христос родился от Пресвятой Девы не по Божеству Своему, которое есть вечное, а по человечески, однако, Она достойно наречена Богородицею, потому, что Родившийся от Нее в самом зачатии и рождении от Нее был, как и всегда есть, истинный Бог.

34. По качеству Матери Господа Пресвятая Приснодева Мария превосходит благодатью и приближением к Богу, а, следовательно, и достоинством, всякое сотворенное существо, и поэтому Православная Церковь чтит Ее превыше Херувимов и Серафимов.

35. Рождение Иисуса Христа от Пресвятой Богородицы было совершенно свято и чуждо греха, то было и безболезненно: потому что в числе наказаний за грех определил Бог Еве в болезнях родить чада свои. (См. Иоан. Дам. Бог. кн.4, гл.14, ст.6).