Ночная русалка с огненными волосами

Валентин Баюканский
«Когда ты забудешь имя свое и, сбросив с обрыва печаль, постучишься в мой дом, я открою тебе. Это плачь не моих облаков, я лишь пристань для раненой птицы. Впускаю. Но, мне кажется, тихий мой дом слишком мал для тебя и твоих гениальных творений. Мои сожаленья. Абсурд. Лед не может стать пламенем. Нет? Но он может обжечь и, быть может, сильнее огня. И остался ожог, но проходит и он...
Выпей чаю. Не хочешь? Тогда кофе, сок, виски, водку или яд... У меня есть все для тебя. Нет. Только боль. Ты хочешь Боль? Тогда вот: это нож, это иглы. Не буду мешать тебе.
На моем ковре твоя кровь? Пустяки. А знаешь, вчера я видела сон, чей-то голос сказал, что мне рано еще умирать. Я еще не сшила для этого праздничное платье. А я никогда не любила шить.
Ты смотришь в вечность. Там не будет меня. Там Океан. Он спит. Не буди его».
ххх
Автор этих строк - молодая женщина с даром провидицы и талантом поэта Виктория Кан.

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ВИКТОРИЯ КАН

О ней я узнал случайно лет пятнадцать назад, и тогда она носила другую фамилию. Художник Владимир Давыденко однажды протянул мне несколько листков бумаги и попросил:
– Погляди, ты в этом лучше разбираешься, это стихи нашей знакомой – Вики. Мне с женой они очень понравились.
Прочитав произведения незнакомки, я был откровенно удивлен. Ее стихи, и особенно эссе, сразу же привлекли внимание глубокими философскими размышлениями и яркими мистическими образами. Мне было трудно поверить, что это написала молодая никому не известная девушка. «Может, я что-то недопонимаю, но, мне кажется, все удивительно поэтично, на хорошем профессиональном уровне, – подумал я и попросил взглянуть на Викины творения своего отца, профессионального писателя Анатолия Баюканского, на счету которого уже тогда было более двадцати книг. Через несколько дней я поинтересовался, каково его мнение о прочитанном, и услышал в ответ:
– Кто это писал? Володина знакомая? Или ты меня разыграл?
Узнав, что автор действительно молодая девушка, отец воскликнул:
– Она пишет не хуже многих профессиональных писателей. Есть, правда, у нее и погрешности, но… Пусть она придет ко мне, я с ней побеседую.
Во время продолжительной беседы отец дал Вике несколько профессиональных советов и настоятельно порекомендовал заниматься литературным трудом регулярно.  После этого мы с отцом опубликовали несколько стихотворений Виктории во всероссийской газете «Лекарь» и дали ей телефон председателя Липецкого отделения Союза писателей России. 
С этого момента для Виктории Кан и начался путь в профессиональную литературу. Председатель писательской организации Борис Шальнев направил девушку к Александре Тамбовской, которая тогда вела литературную студию, где Вика и стала набираться опыта. Сначала, как это часто бывает с новичками, ее не очень замечали, порой ругали, потом стали хвалить и вместе с поэтом Дмитрием Нырковым (к сожалению, рано ушедшим из жизни) направили на Второй всероссийский форум молодых писателей, который стал для Вики хорошей литературной школой.
 
В ДУШЕ Я ДРЕВНИЙ СТАРИК

Читая стихи этой женщины, представляешь, что живет она в каком-то замке, зависшем вне времени и пространства. В произведениях Виктории Кан трудно определить место действия ее персонажей. Еще тяжелее понять, как они сами выглядят. Хотя на первый взгляд все вроде бы знакомо, все как в нашей настоящей земной жизни, но… Не оставляет ощущение того, что это бутафория в спектакле из параллельной реальности, который уже когда-то был или еще только будет сыгран. Викторию интересуют невидимые духовные энергии, соединяющие между собой людей, те едва уловимые вибрации тонкого мира, которые нас окружают, и те, что бушуют в каждом из нас. Для нее очень важно понять, как найти всепримиряющий компромисс между собственным миропониманием и недопониманием остальных?

Я – глухая,
Я могу себе позволить
Вас не слышать
И не помнить.
В этот день сливово-спелый
Я могу назваться Евой,
Встрепенуться и расправить...
И летать по краю Рая,
Напевая: «Я – другая!
Я прощаю,
Все прощаю...»

Виктория Кан наполняет строки чувствованием стихий своей души. Ее творчество – это не гимн Солнцу и сверкающей радуге или росе, освежающей  лепестки нежных роз. Это ода Луне, серебрящей темную поверхность рек и озер и освещающей заросшие поляны в дремучем лесу, наполненном таинственными звуками и шорохами. Ночная загадочность для нее намного интереснее, чем дневное понятное для всех однообразие. Недаром любимыми занятиями Вики в юности были ночные купания в пугающей опасностью речной воде и одинокие прогулки по улицам спящего города.   
Интерес ко всему таинственно-загадочному и непознанному возник у Виктории с детства. Она не ходила в детский сад, и когда пришла в школу, ей казалось, что она не такая, как все, потому что у нее не было опыта общения со сверстниками. Хотя со временем Вика адаптировалась, но так и не смогла влиться в коллектив, сохранив свою непонятную для других индивидуальность. Ее обособленность наглядно проявлялась в школьных сочинениях. Если для всех Печорин был отрицательным героем, то Вика, наоборот, пыталась доказать всем, что это не так, и писала: «Печорин – мой любимый герой».
Нельзя сказать, что девочка росла дикой: она с удовольствием ходила в музыкальную школу, там были совсем другие дети, их учили прекрасному. Как-то во время отчетного концерта десятилетняя Вика посмотрела в окно. Люди занимались своими делами, куда-то спешили, и девочка подумала, какие они обделенные, несчастные, не знают тех удивительных чувств, которые она испытывала в тот момент, слушая музыку. 
 
Когда ангелы спят, облачившись
в простые одежды,
Одолжив оперенье на время глупцам
и невеждам,
Когда где-то проносятся
стаи бескрылых творений,
Не людских. Может быть,
в это время
Кто-то тихо играет на старенькой
сломанной скрипке,
Одолжив у судьбы восемь тактов
за радость улыбки.
И невидимый свет отражается
в озере, тая,
Звезды падают в эти мгновения,
кто-то взлетает…

– Я по натуре мистик, – говорит о себе Виктория Кан. – Ежесекундно ощущаю, что мир не такой, как нам кажется. В душе я всегда воспринимаю себя не юной девушкой или молодой женщиной, а древним стариком. Даже представляю, как выгляжу: часто вижу сумрак, море, я сижу на берегу и о чем-то сосредоточенно думаю. Мне кажется, что я много знаю, хотя в физической реальности живу обычной жизнью, работаю, смотрю телевизор. Но считаю, что существование человека, воспринимающего мир мистически, более интересное, насыщенное и, наверное, более правильное, потому что в нем больше духовного. Раньше я часто видела себя в космосе между звезд. Ощущение свободы, полета было такое, что трудно передать словами. Удивительное ощущение, неземное. К сожалению, путь мистика трудный, для многих непонятный. Я, например, иногда вижу у людей ауру: у одних она конусом, у других круглая, но попробуй об этом кому-то расскажи – сразу же засмеют.

Юноша с глазами монаха
Смотрит, как Христос на блудницу,
Словно в мире Солнца и Мрака
Может еще что-то случиться,

Словно бы знаком был он лично
С Иродом, Пилатом, Иудой.
Смотрит он светло, необычно,
Словно бы несет в себе чудо,

Словно он несет в себе Слово
Книги Судеб и Откровений.
В первый раз от взгляда мужского
Захотелось встать на колени.

МНОГОЛИКОЕ ВИДЕНИЕ

Предощущение каких-то знаний проявляется у Виктории через странные, порой пророческие сны, которые время от времени ее посещают.
Когда девушке исполнилось четырнадцать лет, ей приснился необычный сон, хотя в том, что это был все-таки сон, она до сих пор не уверенна. А дело было так. Она шла по темному коридору на кухню и вдруг увидела силуэт женщины, висящий в воздухе в метре от пола. Незнакомка, облаченная в светлое одеяние, обратилась к Вике:
– Ты меня не знаешь, а я тебя знаю, потому что всегда была с тобой. Ты можешь меня позвать. Для этого нужно сделать такое движение глазами – и я тебе помогу.
После пробуждения Вика пыталась повторить увиденное движение, но так и не смогла вспомнить, как это правильно нужно делать. 
Незнакомка продолжила беседу и сказала, что девушка может спросить у нее все, что угодно, и та ей ответит на любой вопрос.
Вика с детства мечтала стать известной певицей. Ей казалось, что для этого в первую очередь нужно поехать в Москву - и половина дела будет уже сделана. Поэтому она стала спрашивать незнакомку про поездку в столицу.
Та была явно расстроена такими "мелкими" вопросами и отвечала Вике с большой неохотой. Видимо, ждала чего-то главного, того, о чем девушка так и не спросила.
Тогда незнакомка предложила Вике показать ее дальнейшую жизнь и, словно прокручивая кинопленку, начала демонстрировать цветные яркие картинки с разными событиями из ее будущего.
Вика, будучи пятнадцатилетней девочкой,  никак не могла соотнести с собой увиденное, потому что там была показана жизнь какой-то женщины, с которой она никак себя не ассоциировала. К тому же почти все, что тогда было продемонстрировано, она после пробуждения забыла. Правда, когда потом в ее жизни происходили какие-то значимые события, она словно чувствовала, что это ей знакомо и когда-то уже происходило. 

Густой рассвет очнулся слишком рано,
Я не успела выплеснуть тебя.
В  углу сжималось зябко одеяло,
Хотелось пить и не хотелось дня,

Дымился чай, и пахло наважденьем,
Перебирались четки за стеной.
И вдруг мне показалось на мгновенье –
Ты живой!

После встречи с таинственной незнакомкой Вика пошла на полутемную кухню, которая освещалась всего лишь одной или двумя конфорками на плите. Она увидела приближающихся к ней существ маленького роста с большими ушами. После этого Вика услышала мужской голос: «Да или нет?».
Девушка поняла, что это очень важный вопрос, но что от нее, собственно, хотят, не догадывалась. Почему-то ответила: «Да».
Услышав это, существа сказали: «Хорошо, теперь ты с нами» и стали на огне раскалять докрасна кочергу.
Вика с мельчайшими подробностями помнит, как ей поставили на плечо клеймо, как раскаленное железо входило в ее тело. Почувствовав тупую боль, девушка проснулась. Еще находясь под впечатлением этого тяжелого сна, она сразу же посмотрела на свое плечо, на котором, к ее удивлению, появилось коричневое пятнышко. К радости Вики, оно в скором времени также неожиданно исчезло, как и появилось. 
Это видение запомнилось Вике и потому, что после него она начала писать стихи.   
Подобные видения случались еще не раз, но девушка запретила себе их видеть, и они прекратились.

Свиданье с волками вслепую,
                целую распятье.
И справа, и слева горячее дыханье,
                разорвано платье.
И справа, и слева, и справа, и слева
Должно же быть что-то!
Должно же быть небо!
Услышит же кто-то!

Услышит ли кто-то
Среди межсезонья, клыков и болота?

МОСТ, УХОДЯЩИЙ В ТУМАН

Несколько раз Виктория в своих сновидениях видела странный мост. Он начинался на скале и уходил высоко вверх. Туман застилал небо, и где этот странный мост заканчивался – неизвестно. Девушка шла и видела с правой стороны сияющее солнце, а с левой – мерцающие звезды. Будто бы кто-то предлагал выбрать направление, куда идти: или жить ярко, стремительно, или существовать тихо и спокойно.
– Это то, что меня волновало, ведь самое страшное – потерять в жизни свой путь, – эмоционально объясняла Вика. – Я даже написала на эту тему эссе:
«Видишь мост, огромный мост, он выше неба, выше звезд, ты знаешь, по нему прошли века, звеня чугунными цепями. Не ходи. Не наступай на каменные плиты. Упади и преклони колени перед ним, но только не ходи. Не нарушай гармонии Вселенной. Постой и помолчи. Пусть этот старый мир услышит твою боль в несказанных словах. Вдохни его любовь и затаи дыханье. Утешься на пороге мирозданья.
Разбейся на кусочки ярких звезд и поднимись на самый край Вселенной. Свети оттуда всем, растрать свое тепло на каждого – и станет так легко! И радуйся, и смейся в вышине, познай великий тайный смысл ночного света! И после снова соберись в одно. И ощути всем телом то тепло. Кем чувствуешь себя сейчас, ответь? Где боль твоя, коленопреклоненный? Запомни этот миг. Возьми его и впредь не подходи к мосту, не нарушай гармонии Вселенной».
Однако кроме необычных снов в жизни Виктории происходили и странные случаи.
Однажды она пришла из техникума домой, сильно устала и, решив отдохнуть, прилегла. Слышит, кто-то подошел к кровати, лег рядом и ее обнял. Стало тепло, спокойно. Вика заснула, с полной уверенностью, что это была ее мама. Когда же девушка проснулась, мама была на кухне. Оказалось, что она с Викой не спала и даже к ней не подходила.
Вика восприняла это как предсказание о том, что больше не будет спать одна, и действительно: через месяц познакомилась с парнем и через четыре месяца вышла замуж.
То, что около нас существует иной мир, Вика даже не сомневается. Время от времени она получает оттуда знаки. Как относиться к таким вещам, когда она сидит и разговаривает с матерью – и вдруг раздается цокот, словно кто-то пробежал по столу, за которым они сидели? Или как объяснить такое: в комнате звенит колокольчик, а рядом никого нет?
Для мистически настроенной Виктории Кан подобные случаи представляют интерес, однако она опасается, чтобы это любопытство не завело ее далеко, за ту черту, которую переступать нельзя. 
В одном из видений «русалка с огненными волосами», как назвал ее один знакомый писатель, осознала, что жизнь человеческая бесконечна. При ее окончании она только начинается. Словно в цепи, где одно кольцо переходит в другое. Виктория поняла, что смерти нет, и ей стало легко и не страшно.