Миниатюры. О литературе

Валерий Федин
                О литературе
      Я всю жизнь много читал. Художественные книги, познавательные, научно-популярные, научные. В общей сложности наберется, пожалуй, не меньше сотни тысяч книг, в основном, художественных. Возможно, Читатель не поверит, но читал я и самом деле очень много.
      И если говорить о качестве прочитанного, если попытаться дать «призовую» оценку, то я бы поставил на первое место – одну книгу, на второе место, - две книги, и на третье место, - три книги. 
      Первое место, - «Сага о Форсайтах», - без всяких сомнений и колебаний.
      Второе место,  - «Анна Каренина» и «Ярмарка тщеславия».
      Третье место, - «Тихий Дон», «Похождения бравого солдата Швейка» и  «Горе от ума».
      Естественно, это чисто личная оценка, у каждого она своя, спорить ни с кем не буду. Почему я выбираю именно эти книги, - можно говорить долго. Если коротко, то «Сага о Форсайтах» буквально потрясает характерами героев и динамикой развития этих характеров. Взять хотя бы Сомса - поначалу мы его ненавидим и презираем, а в конце начинаем ему глубоко сочувствовать. «Горе от ума» при небольшом объеме состоит из невероятного множества русских крылатых фраз. И опять же характеры. Но развивать эти мысли не буду, могу сам запутаться.
      Интересно получилось с книгами советских писателей. Мы «проходили» их в школе, мы читали их самостоятельно, мы читали о них в газетах и журналах,  слышали о них по радио и ТВ, видели советские кинофильмы по их сюжетам. Мы считали многие из них очень талантливыми, а некоторые даже гениальными. Но вот прошло четверть века после развала СССР, и что осталось от всех этих книг? Когда я попытался дать оценку советским книгам, я поразился. Для меня лично остался «Тихий Дон». С некоторой натяжкой я бы поставил на полку в моей условной мировой библиотеке дилогию об Остапе Бендере: «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».   
      А все остальные сотни тысяч томов произведений советских писателей ушли в безвестность. Что тому причиной, трудно сказать однозначно, причин много. Думаю, сыграла большую роль номенклатурная значимость авторов. Молодым талантам пробиться в тираж было очень трудно, практически невозможно. Печатали только номенклатурных мэтров, а у них с талантами не все благополучно, хотя сиюминутной актуальности хватало. 
      Это моя сугубо личная оценка, как говорится, вкусовщина.