Миниатюры. Мы с Президентом Франции

Валерий Федин
                Мы с Президентом Франции

      В ту командировку я, как обычно, решил сходить в Большой театр «на лишний билетик». Около половины седьмого я вышел из метро на станции «Проспект Маркса» и невольно остановился. Идти к театру было невозможно, люди плотно забили весь тротуар, одни спешили в метро, другие, как и я, пытались выйти из метро, но большинство просто стояли на месте и смотрели куда-то.
      Мне некогда было проявлять любопытство, и я двинулся через толпу в сторону театра. Приходилось не очень вежливо раздвигать зевак плечами и руками. Мне показалось, что кто-то пытался ухватить меня сзади за пиджак, но я сумел освободиться и вырвался из толпы на площадь. К моему удивлению, площадь перед театром оказалась совершенно пустынной, но и это не заставило меня остановиться и подумать над причинами таких необычных явлений в этом месте. Я быстро пересек площадь и оказался под колоннами, где обычно стояли люди с лишними билетиками.
      Но сейчас под колоннами никого с лишними билетиками не оказалось. Что удивительно, я здесь вообще никого не увидел. Это меня удивило, я осмотрелся повнимательнее. На театральной площади удивительная пустота. Вот к колоннам подъехала черная роскошная «Чайка», из нее вышли несколько мужчин в черных костюмах и две женщины, они направились ко входу и вошли в театр.
      Из театральных дверей вышел мужчина в сереньком костюме, тоже осмотрелся и нетерпеливо затоптался около колонн, он явно кого-то ожидал. Я спросил, нет ли у него лишнего билетика, он отрицательно мотнул головой и вскоре вернулся в театр. Подъехала еще одна большая черная машина незнакомой мне марки, из нее вышла еще одна небольшая кучка торжественно одетых мужчин и женщин, они с громкими разговорами прошли мимо меня. Кажется, говорили они по-французски.
      Я начинал догадываться, что попал в какую-то необычную историю, но решил добиться своего. Я пришел на спектакль в Большой театр, и я попаду в театр. Мне неизвестно, что здесь будет идти сегодня, но это неважно, в любом случае, это – Большой с его классическим репертуаром.  Но время шло, обычно в театр запускали в половине седьмого, а сейчас уже шел восьмой час, а спектакль явно еще не начался. К подъезду подъезжали одна за другой роскошные машины, и строгие мужчины в черном с нарядными дамами входили в высокие театральные двери.
      Я уже почти потерял надежду, но тут из театра снова выскочил озабоченный мужчина в сереньком костюме. Он беспокойно озирался по сторонам и часто смотрел на часы. Я уже хотел спросить у него лишний билетик, как вдруг он сам подошел ко мне и быстро проговорил:
      - Идите за мной. Скорей.
      Он развернулся и быстро пошел к входным дверям, я поспешил за ним. На ходу он все так же быстро бормотал:
      - Один наш сотрудник не пришел. Надо занять пустое место.
      Мы пересекли фойе и вошли в зал. Мой удивительный спутник подвел меня в конец партера.
      - Садитесь на свободное место.
Он исчез так быстро, что я даже не успел поблагодарить его. Здесь оказалось всего одно свободное место, почти в середине ряда. Я пробрался через колени соседей, уселся на свое неожиданно свалившееся на меня замечательное бесплатное место и осмотрелся. 
      Зал был полон, но обычного шума перед открытием занавеса не слышалось, хотя прошло лишних уже минут сорок. Чуть правее и позади моего места располагались правительственные места бенуара, они пустовали. Я услышал негромкие слова моих соседей.   
      - Ждут Косыгина.
      - Сам Алексей Николаич будет?
      - Да, с Жискар д,Эстеном.
      Я не успел удивиться такой новости, как в зале произошло движение. Многие встали. Раздались довольно дружные аплодисменты. На правительственные места откуда-то изнутри зала прошли наш Председатель Совета министров Косыгин и Президент Франции Валери Жискар д,Эстен. Они улыбались и приветственно помахали руками публике, аплодисменты перешли в овацию. Высокие посетители сели на свои места, рядом с каждым оказалось по симпатичной молодой женщине, видимо, это переводчицы.
      Концерт назывался «Молодые звезды балета». Выступали свеженькие выпускники и даже ученики балетных учебных заведений, молоденькие юноши и девушки, даже подростки. Ничего особенного в их выступлениях не было, они нередко ошибались, сбивались с такта, теряли равновесие, иной раз падали. Но зрители встречали их очень тепло и дружелюбно, а при огрехах дружно и поощрительно  аплодировали.
      Мне тоже понравились эти молодые таланты, я «болел» за них, переживал за ошибки и старательно аплодировал. Но все же я частенько поглядывал на Косыгина и д,Эстена, со своего места я отлично видел их. Не часто приходится наблюдать так близко премьер-министра СССР да еще вместе с Президентом дружественной тогда Франции.
      Признаюсь,  что французская переводчица мне не понравилась, совсем не красивая, слишком худая, даже тощая, с длинными голенастыми ногами,  как у цапли. Позже я не раз видел француженок и парижанок, и все они тоже не производили впечатления красавиц. Откуда пошло мнение о парижских красавицах – непонятно. «Наша» была куда красивей и фигуристей.
      Жискар д,Эстен особого впечатления тоже не произвел, обычный невысокий чернявый француз среднего возраста, правда, в очень элегантном сером костюме с бабочкой. А Косыгин, тоже в сером костюме, выглядел утомленно, гораздо старше, чем на портретах, лицо его имело бледно-желтоватый цвет. На правой щеке виднелась большая бородавка.
      Концерт продолжался всего часа полтора.
      Я до сих пор не знаю, почему спецребята в штатском из оцепления у станции метро пропустили меня к театру. Не знаю, почему суетливый мужчина в сереньком костюме провел меня с собой в зал и заботливо усадил на свободное место. Но в любом случае, - большое им всем спасибо.   
      Вот так я побывал в Большом театре на выступлении молодых звезд балета вместе с нашим Премьером А.Н.Косыгиным и Президентом Франции Валери Жискар д,Эстеном.