Дискалькулия -что это?

Ольга Ленских
   Нередко родители жалуются, что из-за сложности программы дети даже в начальных классах школы с трудом усваивают учебный материал по математике.
   Одной из причин этого является недостаточное понимание ребенком разряда  числа. Такая неспособность к счету называется дискалькулия (дис-нарушение, калькуло – счет). Дискалькулия это изолированная неспособность к счетным операциям. При этом расстройстве детям трудно соотносить числовое значение с цифровым обозначением. Причина этой проблемы неизвестна. Сегодня считают, что в возникновении данного нарушеня играют многие факторы: зрелость личности, способность ребенка познавать мир, эмоциональные и другие факторы. Нарушение способности связано с нарушением процесса кодирования и раскодирования информации в головном мозгу. Часто дискалькулия сочетается с дизграфией (нарушение письма), дислексией (нарушение чтения). Такие дети часто невнимательны, плохо запоминают информацию.
  Как рано распознать это расстройство? В раннем детстве такой ребенок путает правую и левую стороны, предлоги и наречия направления, не умеет рисовать солнышко, человека, не играет с конструкторами. В  первом классе школы  он овладевает счетом, учится производить сложение и вычитание в пределах первого десятка. Однако выполнять действия с переходом через десяток ребенку трудно. Умножение и деление он усваивает лучше, так как стареется подменить счет механическим запоминанием, пользуется таблицей умножения. Механическое запоминание на первых порах компенсирует недостаток счетных операций. Ход решения задач ребенок с дискалькулией в отличие от умственно отсталого ребенка хорошо понимает. Он затрудняется только в подстановке числовых выражений.
  В старших классах таким детям трудно изучать физику, химию, оин путает исторические даты, особенно понятия до новой эры и после.  Алгебраические преобразования такому ребенку даются легче, а вот теоремы они, как правило, просто зубрят.
   Как же победить этот недуг?  Заметив, что дошкольник не способен комбинировать, конструировать,  необходимо сначала найти причину. В первую очередь ребенка надо обследовать у невролога, психотерапевта, психолога. В домашних условиях нужно помогать ребенку  осваивать конструкторы, кубики, мозаики, пазлы. Ежедневно по 10-20 минут заниматься с ним устным счетом, вначале с опорой на наглядность, потом на слух. Особенно ребенку необходимо объяснить состав 2- и 3-х- значных чисел. Задачи сначала надо прочитать вслух, надо  побуждать ребенка думать над задачей, предложить элементарный чертеж. И конечно не надо забывать о развитии мелкой моторики рук. Думаю, что сегодня практически каждому ребенку необходимо дома заниматься с «пальчиковым бассейном», вязать крючком или на спицах, уметь вязать морские узлы, заниматься с металлическими конструкторами и т.д.
   И на последок: не огорчайтесь сильно если у вашего ребенка дискалькулия. В конце концов, мир сегодня изменился и во многих случаях можно использовать калькулятор. А вот научить ребенка думать, трудиться для достижения результата и получать радость от достигнутых результатов гораздо важнее.