Жизнь как чудо

Николай Звонарев
(Отражение музыкальной логики в гипотезах квантовой механики)

«Культура представляет собой соединение,
 особого рода связь между знанием и творчеством,
 философией и эстетикой, религией и наукой.»
 Андрей Белый


   Жизнь как чудо.  «Когда мы говорим о необыкновенных явлениях, так или иначе связанных с сознанием человека, нельзя не упомянуть о таких формах их познания или даже управления ими, которые не являются научными.» (М. Б. Менский Концепция сознания в контексте квантовой механики. УФН апрель 2005, Т 175 №4 С432) Приведенная цитата принадлежит М. Б. Менскому, одному из ведущих отечественных физиков, работающему в области квантовой механики. Чудеса ушли из нашей жизни. История человечества пестрит свидетельствами о пророках и чудесах. В разные времена в разных народах колдуны и шаманы, прорицатели и вещуньи, блаженные и ясновидящие считались нормой, как и творимые ими чудеса. Сейчас ситуация изменилась, и дело вовсе не в научном прогрессе – традиционные области современной науки не могут вразумительно объяснить ни мироточение икон, ни достоверность предсказаний малограмотной крестьянки. Уникальность отдельных феноменов лишь подчеркивают повсеместную утерю современным человеком определенных навыков и умений, органично присущих жителю прошлых веков.


        Комфорт, стандартизация и культ потребления - знамена техногенной цивилизации – способствуют ускоренной потере современными жителями многих естественных прежде навыков и соответственного мироощущения, потере жизненной энергии и самобытности. Среди потерь – способность к интуитивному анализу, разрушение вертикального мема («Прервалась связь времен…») и т. д. К последствиям, видимо, можно причислить и массовое упрощение сознания, ведущее, в числе прочего, и к доминированию вульгарного материализма. Сейчас уже невозможно игнорировать предположение, что социальную динамику общественного сознания возможно объяснить в свете новых гипотез и данных естественных наук. ««Неверующий» предпочтет оказаться в таком мире, в котором «чуда» не произойдет. Поэтому для скептика вероятность, что он своими глазами увидит осуществление маловероятного события, остается малой» - это комментарий М.Б. Менского о роли наблюдателя в рамках гипотезы Х. Эверетта о множественности классических миров в квантовом мире. Предстоящие открытия в квантовой физике грозят в корне перевернуть традиционные представления об устройстве Мироздания и природе человека. Но вопросы бытия - не только прерогатива естественных наук.


   На сегодняшний день в широких кругах общественности муссируются вопросы парадигмы смысла бытия и пути развития общества. Подобные вопросы волновали русскую интеллигенцию и сто лет назад, но если то время отмечено расцветом культуры и философской мысли («серебряный век»), то на данный момент общество переживает глубочайший кризис культуры. «Многие процессы и явления в ходе цивилизационного развития 20 в. … свидетельствуют, что культура вступила в активную фазу бифуркации – глобального перехода (скачка?) от Культуры (с большой буквы) к чему-то принципиально иному, чего ещё не наблюдалось в истории человечества. Внешней причиной (в свою очередь детерминированной более глубокими космо-антропными процессами, не доступными пока нашему пониманию) этого перехода, или даже грандиознейшего культурного слома, является некий пик техногенной цивилизации – взрыв научно-технического прогресса последних полутора-двух столетий, приведший к сущностным изменениям в духовном мире человека, его менталитете, психике, системе ценностей, во всем поле его экзистенции.» (В. В. Бычков, Л. Бычкова XX век: предельные метаморфозы культуры. Полигнозис. 2000 №2 с 64).

  Человечество не раз переживало глубокие духовные кризисы, но никогда ещё разрыв обыденного и иррационального, чувственного и теоретического не нарастал так стремительно. Трещина в едином прежде сознании на наших глазах разрастается в непреодолимую пропасть. То, что ещё совсем недавно казалось совершенно естественным, ныне уже воспринимается как удивительное откровение (в лучшем случае), а то и как абстрактная философская идея, с «практической» точки зрения, совершенно бесполезная. В этом контексте крайне полезно было бы рассмотреть работу русского философа А. Ф. Лосева «Музыка как предмет логики», которая является не только удивительным образцом цельности интуитивного и формализованного в сознании, синтеза естественнонаучного и эстетического подхода, но и во многом предтеча наиболее признанных ныне гипотез квантовой механики.

 
  Более полувека назад в знаменитой работе «Две культуры и научная революция» Ч. Сноу поднял тему о конфликте двух культур – гуманитарной и естественнонаучной. Эта тема вышла за рамки научного обсуждения и стала предметом обсуждения широкой общественности, став необычайно популярной - «физики и лирики» кочевали по страницам газет и киноэкранам. Но, став темой анекдотов, проблема не разрешилась. И ныне противоречия между интуитивным и логическим подходами являются серьезной проблемой. Безусловно, конфликт двух культур, как двух ветвей знаний о Мире имеет глубокие нейрофизиологические причины. Однако это конфронтация – патологически ненормальное явление, которое не только препятствует процессу познания, но и представляет серьезную угрозу целостности системного подхода к развитию общества, которое на данном этапе развития цивилизации просто обязано выработать научная и культурная элита. Возникают вопросы: что же можно противопоставить этому деструктивному процессу, на какой базе возможно строить синтез логического и чувственного в познании мира? В действительности же ответ не надо искать – он уже дан, и достаточно давно: краеугольным камнем, венчающим купол Мироздания, является музыка. Уместно было бы здесь привести известное высказывание Шопенгауэра о том, что музыка «…могла бы до известной степени существовать, даже если бы мира вовсе не было…».   Возвращаясь к идеям о сути и роли музыки, сформулированными А. Ф. Лосевым, в частности в работе «Музыка как предмет логики», невозможно не обратить внимание на поразительное сходство представлений философа с формулировками и гипотезами, предложенными спустя десятилетия (!) наиболее авторитетными учеными в области квантовой механики. Совпадений и пересечений огромное множество, укажем лишь некоторые:
Оперируя научными методами познания А. Ф. Лосев доказывает, что

  1) Музыкальное бытие, будучи внепространственным явлением по сути, в то же время, как бытие, не может не иметь формы, но эта форма есть «предельная бесформенность и хаотичность» Через 65 лет один из крупнейших современных ученых, нобелевский лауреат по химии И.Р. Пригожин заявит: «Порядок и беспорядок… оказываются тесно связанными – один включает в себя другой. И эту констатацию мы можем оценить как главное изменение, которое происходит в нашем восприятии универсума сегодня» (П. Р. Пригожин Философия нестабильности. Вопросы философии 1991 №6 ). Лосев дает определение музыке как «слияние противоположностей, данное как длительно-изменчивое настоящее». Он отмечает, что «эйдос музыки явил нам её сущность, и сущность эта – несказанность, невыявленность и гилетичность. В этом, может быть, разгадка той всеобъемлющей силы музыки, создаваемого ею страдания, тоски и тайной радости.» ( Лосев А.Ф.Музыка как предмет логики. Из ранних произведений. М. Правда. стр214) «Музыка есть исчезновение категорий ума и всяческих его определений.» (Лосев...стр 258). Уже цитируемый выше профессор Физического института РАН М. Б. Менский в одной из своих работ приводит гипотезу английского физика Сквайрса: «Сознание – это окно, открывающееся в квантовый мир. Оно не позволяет видеть весь квантовый мир, но лишь один из его фрагментов», в другой работе Менский пишет о том, что «сознание лежит на границе между материализмом и идеализмом и связывает эти два философских направления» (М. Б. Менский. Квантовая механика: новые эксперименты, новые приложения и новые формулировки старых вопросов. УФН 2000,т 170 №6;  Квантовая механика, сознание и мост между двумя культурами»)

  2)  «Только идеальность численных отношений может быть сравнима с эйдетической завершенностью музыкального бытия» (Л... стр 269) «Музыка есть бытие sui generic, такое же неподвижно-идеальное, законченно-оформленное, ясное и простое, как любая простейшая аксиома или теорема математики.» (Л...стр270) «…на долю музыки в идеальной сфере ничего не остается, кроме как эйдетически ознаменованной стихии «иного», инобытия, меона (не-сущее)» (стр 273) «Чистое музыкальное бытие есть абсолютное взаимопроникновение бытия и небытия, т. е. абсолютное тождество логического и алогического моментов» (Л.стр 291) «Музыка есть чисто-аллогически выраженная предметность жизни чисел, данных в аспекте чистой интеллигенции.» (Л. стр.298) Ср. «Способность человека (и любого живого существа), называемая сознанием, это то же самое явление, которое в квантовой теории измерений называется редукцией состояния или селекцией альтернативы, а в концепции Эверетта фигурирует как разделение единого квантового мира на классические альтернативы» (426 Менский…) По Эверетту – функция сознания состоит в выборе одного из параллельных миров. «Заглянуть в другие альтернативы (выйти в квантовый мир) удастся лишь в том случае, если перегородки между альтернативами исчезают или становятся проницаемыми. Появление перегородок (разделение альтернатив) это не что иное, как осознание, т. е. появление сознания, его «начало». Но тогда и наоборот, перегородки исчезают (или становятся проницаемыми) «на границе сознания», когда сознание почти исчезает. Такие состояния обычно называют трансом.» (М. Б. Менский Концепция сознания в контектсе квантовой механики. УФН 2005, т 175 №4)  Бытие и сознание, логическое и нелогическое оказывается вдвинутыми друг в друга, развитое музыкальное мышление и непосредственно музыкальное бытие является, возможно, наиболее действенным способом постичь эту данность диалектично.

  3) «Музыка есть искусство времени (а время - становление числа (Л. стр.383), и музыкальная форма прежде всего временная форма» (Л. 299) «Музыкальный предмет есть подвижная сплошность и текучая неразличимость, или тождество подвижного покоя с его алогической инаковостью.» (Л. стр 330) «Музыкальный предмет есть гипостазированная инаковость (или овеществленный факт) численно оформленного времени, т. е. движение.»(Л. 331) «Время есть жизнь числа, становление числа, т. е. оно относится всецело к чисто смысловой сфере и есть определенная модификация смысла, определенная его степень, именно на степени отождествления смысла с вне-смысловой инаковостью.» (Л.329) «Время есть жизнь и число есть смысл жизни» (Л.327)…


     По определению Лосева музыка (как и миф, число, символ) одна из форм энергийного проявления сущности. И в этом контексте поразительна аналогия с основным постулатом теории суперструн (гипотезы, снимающей противоречия теории относительности и квантовой механики, т. е. претендующей на роль единой теории физики), предполагающем, что элементарная частица (кварк, нейтрино и т. п.) представляет собой мельчайшую струну энергии, одну из вибрационных мод одной и той же сущности.

 В своих рассуждениях философ размышляет о том, что, будучи вне-пространственным явлением, является ли она следствием пространственно-временного мира? Могут ли явления механистического мира отражать сущность музыки? И доказывает, что ни воздушные колебания, ни физиологические процессы восприятия, ни психические процессы, возникающие вследствии восприятия музыки не являются её сутью. Выделяя музыку, как бытие, причем эстетическое, «бытие некоторой особой формы предмета.» Лосев подчеркивает, что эстетическое бытие и метафизически-натуралистическое бытие 1) есть разные сути, 2) независимые друг от друга существующие.

  1. Выявление проекции духа в звуке. «Поскольку музыка всегда предстает как единство звучащего и незвучащего, то и звук имеет неслышимое, мыслительное измерение. Он двоякая сущность: реальная и идеальная» (Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып.1 Долгопрудный Аллегро-Пресс, 1994 стр.29) К реальной сущности применимы законы материального мира (акустика, физиология и т. д.). Идеальный звук  - есть не только область исследования математической философии. Музыка является «окном во времени», позволяет «приобщиться к вечности».
 
  Глубинные причины массовой примитивизации – тема отдельного исследования, но в отношении русской культуры  стоило бы отметить две фундаментальные причины, приведшие к разрушению в массовом сознании целостного восприятия окружающего мира – это секуляризация общества, наиболее активно проходившая в 19 – начале 20 века и разрушение коммунистического мифа во второй половине 20 века. Загнанное в рационалистически-прагматическую плоскость мышления сознание медленно, но верно теряет способность творчески развиваться. Один из действенных способов противостоять этому явлению и даже повернуть процесс вспять – развитие музыкального мышления, в первую очередь у детей. Известно, что наиболее эффективно правое полушарие головного мозга, отвечающее за творческое развитие, развивается до 12 лет, после чего способности к развитию творческого потенциала заметно уменьшаются. Примечательно, что музыкальность позволяет человеку входить в состояние, близкое к трансу, или в представлениях гипотезы Эверетта – за рамки обыденного мира в квантовый мир. В уже упоминавшейся выше работе Ч. Сноу «Две культуры и научная революция» приводится множество примеров выдающихся открытий, совершенных в состоянии выхода сознания за рамки обычного состояния.
 
  Нам представляется, что музыка и квантовая механика, искусство и наука представляют собой две стороны одной медали, а точнее - ленту Мёбиуса, связывающую вместе диаметрально противоположные, на первый взгляд, способы познания Мироздания, сложного и прекрасного в своей гармоничности и загадочности. Жизнь как чудо.


  Прим. Взаимное влияние музыкального и естественно-научного мышления иллюстрируют и факты биографии многих ученых. Так, например, мать И. Р. Пригожина была выпускницей Московской консерватории, сын Х. Эверетта — известный музыкант, жена М.Б. Менского — музыкальный критик и искусствовед. 3/4 членов музыкальных кружков в Кембридже — профессора и преподаватели математики.