Краски

Ирина Мягченкова
- Рисуем за один день! Учимся рисовать за один урок! – парень сунул в руки Татьяне маленький бумажный прямоугольник с телефонами и побрел к другому выходу из метро, выкрикивая свой незамысловатый призыв. На спине у него был надет фанерный щит с акварельным пейзажем, а в руках – пачка рекламных листовок, которые парень активно предлагал всем прохожим.
 
Татьяна с детства мечтала научиться рисовать. Это тайное желание появилось у неё лет в десять. Учительница повела их класс на экскурсию во Дворец пионеров. Детей провели по длинным коридорам, показали танцевальный класс, кружок кройки и шитья, библиотеку и читальный зал.               

Дверь с надписью «Изостудия» была приоткрыта, и Татьяна увидела, как девочки и мальчики примерно одного с нею возраста сидели за партами и увлеченно рисовали в своих альбомах. Перед ними на возвышении был выставлен натюрморт – кувшин и тарелка с яблоками. В помещении как-то особенно приятно пахло красками и маленькой Тане тогда страстно захотелось быть среди этих детей и также переносить на бумагу красоту окружающего мира. Ночью Тане приснился сон: она рисовала каких-то диковинных птиц, и они улетали в небо, медленно помахивая разноцветными крыльями.
   
Татьяна жила в небольшом сибирском городке. В их семье было четверо детей, отец работал на заводе, мать вела хозяйство. Жили трудно, рассчитывая каждую копейку. Дети были накормлены и одеты, у них было все, что необходимо для школы, но небольшой семейный бюджет был строго распланирован, и траты сверх установленного лимита в семье не приветствовались.
Впрочем, так жили почти все в их городке, и Таня никогда не считала себя в чем-то ущемленной и обделенной: нет денег на форму для секции художественной гимнастики, будем ходить в читальный зал, там особая форма не требуется, - думала Таня, выбирая новую книгу. Она была девочкой с легким характером и умела довольствоваться тем, что имела.
Тогда, в 60-е годы прошлого века, все ребята помимо школы с удовольствием занимались в каком-нибудь кружке. Занятия были бесплатными, детям были всегда рады, поэтому многие записывались сразу в несколько секций. Посещали занятия на пробу, и если желание учиться проходило или таланта не проявлялось, выбирали из обширного списка что-то другое. Танины подруги в основном интересовались танцами, рукоделием и домоводством. А она записалась в библиотеку.
 
Читать она любила всегда. Лет в пять старшая сестра показала ей буквы, научила складывать их в слова, а дальше Таня сама одолела букварь, а потом и все детские книжки, которые имелись в доме и у подруг. К первому классу Таня прочитала все, что полагалось по программе внеклассного чтения. В своем классе она была первой ученицей, педагоги её хвалили за прилежность и старание. Таня особенно любила, когда её вызывали к доске декламировать стихи или читать отрывки из книг. Часто учительница просила пересказать книгу, которую она прочитала. Таня всегда выбирала ту, которую никто в классе кроме неё не читал, и ей было приятно, что ребята затихали, слушая рассказ о приключениях Незнайки на Луне или о Робинзоне Крузо.
 
В третьем классе, получив в начале года список произведений для внеклассного чтения, и не найдя ни одной книги, которую бы она не прочитала, Таня купила в киоске конверт с маркой и дома села писать письмо в министерство просвещения. Долго думала, как обратиться, пришла к выводу, что все советские люди товарищи.
 
Прежде всего, нужно рассказать о себе, подумала Таня и написала, что учится она на пятерки, очень любит читать и уже прочла все книги по программе третьего класса, поэтому просит прислать ей дополнительный список книг, которые должен знать каждый пионер в СССР. В графе обратный адрес указала город, номер школы, свой класс и фамилию, опустила письмо в почтовый ящик и с нетерпением стала ждать ответ. Она почему-то не сомневалась, что в далекой Москве к её письму отнесутся внимательно. Действительно, через месяц в школу пришла пухлая бандероль. Увидев обратный адрес, директор дрожащими руками разрезала бечевки, вскрыла конверт и прочитала письмо, адресованное Татьяне, ученице третьего класса. Ей действительно прислали длинный список рекомендованных книг и небольшой подарок – сборник рассказов Джека Лондона.
               
Среди урока Таню срочно вызвали в кабинет директора, вручили письмо из Москвы и книгу. Директор сказала, что инициатива её похвальна и хорошо, что она любит читать, но - тут директриса на несколько секунд замялась - если Таня снова решит писать в министерство или куда-нибудь еще, пусть сначала покажет письмо своей учительнице. - Зачем? – не поняла Таня.          
– А вдруг ты там ошибку сделаешь, представляешь, как будет стыдно? Поэтому пусть твоя учительница проверит письмо. В общем, без моего ведома никаких писем никуда не отсылай! - строго сказала директриса, а затем сама отвела Таню в класс.
Новость о письме из Москвы стремительно разнеслась по школе. На Таню приходили посмотреть даже старшеклассники, подруги тайно ей завидовали, а в школьной библиотеке к концу дня не осталось ни одной книги Джека Лондона.
В читальный зал Дома пионеров Таня гордо пришла со своим списком книг и выбрала ту, что стояла под первым номером. По дороге домой она замедлила шаги у дверей изостудии, в этот раз она была плотно закрыта. Таня немного потопталась, затем тихонько потянула на себя массивную ручку. С тихим скрипом дверь отворилась. Таня заглянула в комнату и смутилась, увидя, что все глаза устремлены на неё.
               
– Девочка, тебе что? – спросил её пожилой преподаватель. Таня от волнения даже не нашлась что ответить. – Заходи, не бойся, - под взглядами нескольких десятков глаз Таня совсем оробела, педагог подошел, взял её за руку и провел в класс. – Ты у нас заниматься хочешь? – спросил он. Таня энергично кивнула. – Приходи на следующей неделе, приноси альбом, карандаши и краски. Будешь у нас учиться. – Таня еще раз кивнула и вышла из помещения.
 
Краски. Карандаши. Альбом. Чтобы научиться рисовать, надо было все это купить. В отделе канцелярских товаров Таня уткнулась в витрину. Вот они краски! Черная железная коробочка, внутри которой десять круглых пластмассовых формочек с красками разного цвета, а посередине – кисточка. Цена: 1рубль 80 копеек! Еще нужен альбом и карандаши, а это в общей сложности еще рубль двадцать копеек. Итого – три рубля! Сумма для десятилетней девочки запредельная! Путь к мечте упирался в неразрешимую проблему: отсутствие денег. В кармане школьного фартука Таня нашла десять копеек, которые мама сегодня утром выдала ей на завтрак. На них полагалось купить стакан чая и слоеный язычок за 7 копеек. А в канцтоварах на эту сумму можно было рассчитывать всего лишь на простой карандаш да еще ластик.
 
Шагая по направлению к дому, Таня думала о том, как ей собрать необходимую сумму. Просить у мамы бесполезно, она поохает, скажет, что такие траты им не по карману и предложит лучше почитать что-нибудь. Раньше Таня так бы и сделала, но сейчас желание учиться рисовать было таким острым, что ни о чем другом ей не хотелось даже думать, а в носу даже возник запах новых акварельных красок, который она почувствовала в магазине.
               
А что если не есть в школе, - думала она, - но тогда собирать нужную сумму придется очень долго, а в секции рисования все места будут уже заняты.    
Все эти мысли вертелись в её голове до самого вечера, и вдруг в её голове как вспышка возникла мысль. Таня поразилась, до чего же простым и понятным был выход из положения: День рождения! – подумала она. – У меня же через неделю день рождения! Как было бы здорово получить краски и альбом в подарок. – Таня как будто ощутила в руках прохладную железную коробочку новых акварельных красок. Но три рубля на подарок - слишком дорого! Даже просить об этом бесполезно.
               
Вечером она рассказала маме, как ходила в изостудию, как ей там понравилось, какой хороший преподаватель и как он сам пригласил её на занятия. – Там только краски свои нужно принести и альбом, - как бы мимоходом добавила она.                – Краски и альбом? – Мама задумчиво покачала головой. – Дороговато для нас. Возьми свои старые карандаши и тетрадь, а мы потом что-нибудь придумаем, – грустно сказала мама. Но Таня понимала, что со старыми карандашами, некоторые из которых превратились уже в огрызки, с тетрадью в клеточку, она на занятия не пойдет. За те несколько минут, что она провела в студии, успела заметить, что у всех ребят были новые альбомы и большие коробки с красками, а её, скорее всего, просто поднимут на смех. Если вообще примут.
               
-Нет, мама, с тетрадкой не примут. Да я и не хочу уже, - добавила Таня, опуская глаза.
               
В их их семье хорошим подарком считалась книга. Бывало, что родители дарили ребенку что-то необходимое из одежды, тратить деньги на безделушки им и в голову бы не пришло. В день рождения кого-нибудь из детей мама пекла пирог с вареньем и вечером все вместе пили чай.
               
Надо, чтобы мама сама догадалась подарить мне краски, - думала Таня. – Она будет решать, что мне подарить, так надо внушить ей эту мысль. - Таня где-то слышала, что мысли можно передавать, поэтому с самого утра с энтузиазмом начала передачу мыслей на расстояние, а поскольку характер у неё упорный, взялась она за это дело очень интенсивно.
               
- Краски! На день рождения надо подарить Тане краски и альбом, – внушала Таня, глядя в спину маме. В конце концов, мама подошла к ней, положила руку на лоб. - Танечка, ты не заболела? – Нет! – Таня покачала головой, быстро доела кашу и убежала в школу.
               
Целую неделю Таня транслировала маме мысль о красках и альбоме. Каждый вечер она представляла, как в день рождения утром она найдет у себя под подушкой долгожданный подарок, как придет в кружок и будет рисовать акварельными красками в своем новом альбоме самые красивые картины. Лучшую, конечно, подарит маме.

Накануне дня рождения Таня долго не могла заснуть, а утром первым делом засунула руку под подушку. Красок не было. Рядом с кроватью – тоже.            - Меня поздравят за завтраком! – думала Таня умываясь. Но все опять молчали.  - Вечером! Папа придет с работы, и меня поздравят, - решила она, сидя на уроке в школе. Но за столом каждый говорил о своем, а Таня тихо сидела перед нетронутым ужином.
               
– Танечка, у тебя все в порядке? Ты в последнее время какая-то грустная, вот не ешь ничего, - мама смотрела озабоченно. – Может, в школе что-то случилось?
– Все в порядке, мамочка. Пятерку сегодня получила, - Таня из последних сил держалась, чтобы не заплакать, в горле стоял комок. Волю слезам она дала перед сном, как только в комнате погасили свет. Лежала с открытыми глазами, боясь всхлипнуть, а горячие соленые ручейки бежали к вискам, терялись в волосах и впитывались в наволочку.
               
Спустя почти неделю в воскресенье мама вдруг всплеснула руками: Мы же Танечку нашу с днем рождения не поздравили! Как же мы могли забыть? – вся семья замолчала.
– Что же ты не напомнила?               
– Да ладно, день рождения уже прошел! – Таня попыталась сказать это легко и беззаботно, но голос предательски дрогнул, она быстро ушла в другую комнату, взяла книгу и попыталась читать. Но буквы расплывались и никак не хотели складываться в строчки. На глаза опять навернулись слезы.
               
В комнату тихо вошла мама, села рядом, обняла. – Ты уж прости нас, доченька. Меня прости! Закрутилась я со всеми домашними делами, вот и вылетел из головы твой праздник. Мы тебя очень любим. И очень переживаем, что так тебя обидели. А день рождения твой мы сегодня отметим, и все тебя поздравлять будут. Ладно? – Таня кивнула и попыталась сглотнуть комок в горле, но он не захотел глотаться, а полился из глаз горькими слезами. Уткнувшись в мамино плечо, Таня разрыдалась, и мама долго гладила её вздрагивающие плечи.
Вечером в доме был большой пирог с одиннадцатью свечками и горячий чай, и поздравления от всей семьи. А потом мама вышла в другую комнату и вернулась со свертком.
               
– Мечта обязательно должна исполняться, - сказала она, - поэтому хоть и с опозданием, но все же мы поняли, что тебе сейчас хочется больше всего. – Таня молчала, боясь поверить в чудо. Мама развернула бумагу и положила перед ней красивый альбом, сверху лежала та самая железная коробочка с красками, которую Таня присмотрела в магазине.
– Это тебе, доченька. Учись рисовать.
- Ты поняла? Ты почувствовала?
- Как же я могла не почувствовать? Ты ведь моя любимая дочка.
               
Как она очутилась у мамы на шее, как опять плакала, Таня не помнит. Но это уже были радостные слезы, в которых растворились обида и боль. Мама тоже плакала и все повторяла, крепко обнимая её: Ну что ты, Танечка, все хорошо, не надо плакать.
С тех пор прошло много лет и много дней рождения. Было и много подарков, но тот альбом с красками был, пожалуй, самым радостным и самым желанным в её жизни. Вот только непонятно, удалось ли ей передать маме мысль на расстояние или она сама догадалась, о чем мечтает дочка. Да и какая теперь уже разница!