Летят гуси

Юрий Баранов
         В зауральских дубравах, по   55 широте  гулял листопад.    Вкрадчивый шорох листьев слышался повсюду.  Золотая осень,  покидала нас, и, отступая к  полуденным   краям, увлекала вслед за собой  перелетную птицу.
      Осенний вечер сибирских равнин великий художник. Прижавшись плечом к стволу березы, я ласкал взглядом затушеванные  пастельными красками лесные острова.   Они по всему периметру  подступили к   скошенному  полю пшеницы. Колосья ее, сваленные комбайнами в длинные, почти в версту,  валки,   были  прижаты   к земле. Обмолачивать их было еще  бесполезно. Зерно  было мягким,  и  на нем жадно жировала перелетная птица. 
          В урочный час, где то в  меркнущей глубине бескрайней равнины, прозвучал  чей-то одинокий   выстрел. Звуку не хватило сил раскатиться по суходолам.  Он  был округл и быстро растаял, не достигнув  небесного зенита.  Сидящий рядом со мной товарищ,  встрепенулся. Ружейный удар  спугнул  тишину.  В сердцевине  хлебного увала   заговорили сторожевые гуси. Им ответили другие, подхватили третьи, и   сразу  загомонила вся птичья стая.  Крики птиц звучали все  громче и дружней.  В них стали вплетаться пронзительные голоса казарок и,   наконец, над   гаснущей  желтизной поля, протянула первая тройка гусей.  Тяжелые птицы  прочертили  низкую  траекторию, и ушли  в какие - то свои сизые дали. Василий проводил гусиную ватагу  взглядом  и  привстал. 
          -Вот этой же дорогой   полетит и вся остальная птица.
         -Так поползли  же скорей на перехват?
           -Руки колоть на стерне?
            -Как хочешь.
            Я повесил на шею  подсумок с патронами,  перекинул   в правую руку  ружье,   согнулся  и   зашуршал   на четвереньках по жнивью в сторону той невидимой линии, которую  только что обозначила гусиная ватага.  Через минуту оглянулся. Василий уже догонял  меня. Теперь мы дружно двигались в одном направлении. Но не успели  мы преодолеть и половины задуманной дороги, как  вдруг все гуси   дружно поднялись на крыло. За  спиной  раздался предупреждающий  возглас.
         -Ложись. Летят!
 
               Я прижался к земле всем телом,  и только тогда   позволил себе оглянуться. Такого  мне видеть    еще не приходилось. На розовом фоне зари     одновременно   возникли  сотни   черных силуэтов птиц.   Гуси  были стремительны и теперь  их широкие, в несколько эшелонов  цепи,  связывали все наше внимание.  Это был не косяк  и не стая, это был     небесный полк, заполнивший  своими  телами  весь западный небосклон. 
          Ах, этот сладкий миг удачи!  В нужный момент мы одновременно  встали  на колени. Стволы выбирали  смутные цели.  Мушек    было не  видно.  Поводка.   Выстрел.   Теперь надо поскорее  перезарядить  переломки, пока не вся еще птица миновала наши ухоронки.
        -Я потерял патронташ! - Василий   с лихорадочной поспешностью ощупывал вокруг себя    щетку стерни. Я бросил ему свой  подсумок.
        - Бери!
 Мы успели сделать еще по одному выстрелу и встали. Поистине  охота эта одна из вековых мужских утех!  Да и не только. В моей семье тогда было пять человек, а   в  каждой руке  я нес  по гусю.  Приварок! Поднял  с земли  одну птицу  и мой товарищ.  Густые  сумерки  полностью накрыли   нас, когда   возбужденные   стрельбой и редким зрелищем мы пошли к мотоциклу. Я уже представлял себе, как обрадуются   моей добыче дома.
         -Как же я мог смазать по первому? -В неподдельном  горестном недоумении спрашивал   самого себя Василий. 
          Я протянул ему одного своего.
        -Возьми   одного у меня,- простодушно предложил я.
          Но эта моя снисходительная доброта, только еще больше обожгла самолюбие моего    напарника.
           -Да причем тут твой гусь?  Как я мог смазать первого?
          Я понимал  состояние товарища, потому что и сам не однажды позорно мазал    с двух десятков  шагов.     Утешить  его словами было бесполезно, да  и  каждый из нас тогда  понимал,  все наши главные   охоты  еще впереди.
         В зал своего дома  я вошел с пылающим  от счастья лицом.
         Торжествующим жестом поднял перед собой  добытых птиц и начал рассказывать жене, все, что я увидел и пережил. Сидя в кресле, перед телевизором,  та   молча, повернулась  ко мне и стала   слушать. Наконец, я перевел дыхание и замолчал, ожидая ее похвалы.
          -Ну, все, теперь нам отсюда уже никогда не уехать. Гуси, утки, зайцы,-   заметила она упавшим голосом.
            Предсказание ее сбылось. Городская, она до конца своих дней  прожила со мной в сельской местности.
            Когда я оглядываюсь на то близкое и   прекрасное далеко,  почему то щемит в груди. Это было беспокойное время. Время сбывшихся и несбывшихся надежд.  Для счастья было достаточно иметь  чистую рубашку, да запас сухих дров в поленнице.   А все остальное у нас тогда было.