Марку Кадину посвящается
А у меня ни голоса, ни слуха…
Николай Старшинов
Марка Кадина уволили.
См. http://www.tvk6.ru/video/11581
с минуты 8.15
На этом сайте прочтите комментарий под ником "Имя Розы":
http://newslab.ru/forum/theme/140494
Ну, теперь если и есть очень маленький шанс вернуть его в Красноярск,
то только уволив эту директора филармонии и эту и.о. минкульта.
____________
…Проснулась на следующее утро с мыслью: что-то плохое в моей жизни случилось.
И вспомнила, что: Уволили Кадина.
Я последние годы говариваю иногда у себя на работе:
- Из всех искусств для меня осталась только музыка.
И меня понимают. А может, делают вид, что понимают. Или принимают такой, какая я есть. Или просто не спорят. Что спорить с человеком, у которого нет музыкального слуха?
В другом обществе такое не рискую говаривать: зачем обижать остальные искусства?
Но на самом деле это именно так.
От возраста, что ли, от изменившегося мировоззрения, от сменившихся интересов многое изменилось для меня и в искусстве. Читать беллетристику не могу: начну и бросаю. Кое-что могу только слушать в машине. Там легче: артисты ж читают. Но и то вместо худлита стараюсь что-нибудь познавательное. Ну, кроме «Гарри Поттера», конечно, и «Войны и мира»…
Оперу смотреть не могу: голоса чУдные, музыка…, а гляну на сцену и, как Станиславский, хочется крикнуть: «Не верю!». Так и сижу почти всю оперу, опустив голову и закрыв глаза.
Про спектакли – то же. Оценю костюмы и декорации, а дальше сижу и сочиняю, как жизнь актеров идет за кулисами, что может случиться по сценарию дальше. Нет сопереживания. Совсем.
Кино не люблю. Не вижу сейчас в нем произведений искусства. Всё – поделки. Алгоритм вычисляется с легкостью. Всё разжёвано. И всё – не о том.
Не о том, вот что главное.
В картинную галерею зайду – редко когда задержусь перед какой-то картиной. Прошлась вокруг и ушла. Но я видела когда-то такие картины, которые завораживали.
Так что мне это теперь простительно, я считаю.
Скульптура… Когда-то в Эрмитаже восхищалась ею весьма, позже Роден в Филадельфии и Микеланджело во Флоренции поразили. И всё.
Вот недавно ДашИ Намдаков своими скульптурами тронул. Но это же потому, что они у него музыкальные.
Архитектура? Ну да, трогает. Да, признаЮсь. Не отдельное какое-то здание, а всё вместе – городА… Лондон, Карловы Вары…Сан-Франциско.
Застывшая музыка, понимаешь ли.
Сады? Да, сады впечатляли. Сильно. Но и сады - музыка. Живая. Растущая, думающая и чувствующая. Говорящая и сочувствующая. Музыка, которая прислушивается к тебе.
Поэзия. Да. Кое-что трогало. Но и поэзия – мелодия.
Природа? Да. Эта - сильно. Всегда и везде. Но и ее я воспринимаю как музыку. Прямо иногда внутри играет она, природа эта. Играет, и всё тут. (Наподобие, как в «Войне и мире» у Пети перед боем в голове музыка играла).
Так что из всех искусств для меня осталась лишь музыка.
Я в МКЗ* ходила, как на праздник. Как на чудо. На волшебство. Там, - мне казалось, - я наконец-то встречаюсь с совершенством, которого в жизни не вижу.
Вот эта тоска по совершенству – и тянула меня туда.
Никогда не забуду, как слушала там «Полет Валькирий» Вагнера. Как пролетали они ветром по залу. Реальные. Страшные. Быстрые.
Я после того концерта месяца два не ходила слушать другую музыку. Не могла отойти от того впечатления. Казалось, всё теперь уже будет не то.
Помню 4-ю симфонию Шостаковича.
У пожилой виолончелистки в первом ряду слезы текут.
У скрипачек глаза слезами набухли. Соседка рядом плачет. И ты вдруг всем нутром ощущаешь, что из этого ты народа. Что он в тебе, а ты - в нем.
А еще помню 3-й концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром.
Кто сыграл бОльшую роль в том, что пережила я тогда, я не знаю. Композитор ли, дирижер, или знаменитый пианист, имя которого я не помню?
А только с первых аккордов меня как гипнозом каким-то схватило: я вдруг обнаружила, что это меня, мою суть, мое нутро, мысли мои, переживания вот так вот вдруг взяли и положили на музыку.
Нет, не всю мою жизнь, про которую шутится: « Ну, я тогда моложе и лучше качеством была», из той я давно сама понадёргала в рифмы, на словеса, на прозу. Еще и присочинила массу всего, чтоб музыкальнее получилось.
Неееет. Не её. Ее больше нет, и я теперь совершенно другая. Как дерево не похоже на тонкий росток, из которого выросло.
Нынешнюю мою жизнь превратили в музыку. Вот эту, которая идет нынче, без всякой поэзии и красивости.
«Откуда он это знает?!» - помню вскочившую мысль про пианиста.
Позже, когда я пришла в себя, я сама себе удивлялась: ну кто - композитор, пианист, или дирижер – мог знать о этом моем постоянном мучительном чувстве: жажде красоты? О тоске по ней, тоски от ее недоступности, от того, что видеть, как портит и портит человек свой мир, тяжко?
Но как удивительно оказалось, что всё, что я проживаю в сей жизни, вдруг от игры оркестра стало обретать удивительный образ и смысл. Всё стало вдруг превращаться в красоту. Чистую и незапятнанную. Как это так?
В какой-то момент мне стало вдруг интересно: что мне предречёт эта музыка? Вот так всё и будет, как ныне? Или наступит когда-нибудь всё же покой?
Музыка кончилась, и конец ее говорил, что покоя не будет.
Все аплодировали, зал стоял. Кричали «Браво!» Там всегда этим кончалось: аншлаг и зал аплодирует стоя. И кто-нибудь крикнет: «Браво!».
Но я в тот раз не могла ни аплодировать, ни стоять.
Так и сидела, не двигаясь. В первом ряду, с краю. Где и всегда. Я даже пошевелиться, и то не могла.
Потому что меня не было. Меня превратили в музыку. А она закончилась.
Долго потом я себя собирала в свое тело.
...А вот это было совсем недавно.
6-я симфония Чайковского.
- До сих пор критики спорят: чем она заканчивается? Кто побеждает? Рок или человек? – что-то такое сказала красавица-искусствовед перед исполнением.
Но я-то поняла!
Победил рок, но он и есть – человек.
Еще до рождения он выбирает себе сценарий жизни, которую хочет прожить в здесь, на Земле. В трехмерном пространстве. Это такая игра. Как мистерия. Нужно пройти определенный путь, определенные испытания и измениться. И уйти отсюда в другие, пространства, в бОльшие измерения, другим. БОльшим. Что-то понявшим, отработавшим, испытавшим, додумавшимся до чего-то, что-то выполнившим, что наметил себе до своего сюда воплощения… Ну и т.д.
Это же так понятно. А они спорят.
Интересно, а Петр Ильич это тоже понимал так же, как я? Или сознательно замутил воду?..
Я же сознательно оставляла пространство неясности и в стихах, и в прозе, чтобы была ширь для понимания.
А тут музыка.
Тут этой шири, как в море по сравненью с рекой.
В этом и сила её, что она каждому скажет то, что он сможет услышать. Ни одно другое искусство не может этого.
Мне так кажется.
Вот почему для меня осталась лишь музыка.
А Кадин уехал.
Конкурс ему предложили пройти, понимаешь ли.
8 тысяч рублей зарплаты давали.
И чтоб согласовывал каждое произведение с директором филармонии.
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
А мы остались.
С кем?
_______________
* - Малый концертный зал в г. Красноярске на Стрелке слияния рек Енисея и Качи.
© Copyright:
Ольга Гуцол, 2014
Свидетельство о публикации №214101200250