Ч. 48 Закономерный путь из убийц в фашисты

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/10/09/1376

Топить беспощадно

Часть 48. Закономерный путь из убийц в фашисты

Это было не первое военное преступление капитан-лейтенанта Вильгельма Вернера. Точно так же  он поступил 8-го апреля 1917 года с экипажем транспорта «Торрингтон», который торпедировал без предупреждения. Капитана судна отвели вниз, а всех остальных членов экипажа, тридцать четыре человека, оставили на верхней палубе подводной лодки.

До берега было около ста пятидесяти миль. Отойдя от тонущего судна, подводная лодка ушла на глубину. Все, находившиеся наверху, погибли. 12-го апреля 1917 года U-55 торпедировала транспорт «Торо». Вновь история повторилась. Капитана и артиллериста с «Торо», на котором было установлено орудие, Вернер доставил на базу, как доказательство уничтоженного судна. Остальных членов экипажа транспорта он утопил.

Капитанов потопленных судов он собирал, как во времена Дикого Запада охотники за индейцами коллекционировали их скальпы. Такая же печальная участь постигла транспортные суда «Артист», «Клеафилд», «Тревон».

 Кроме того, Вернер потопил госпитальное судно «Рева» и атаковал госпитальное судно «Гуилдфорд Касл». Последнему повезло, потому что одна торпеда не взорвалась, а второй торпедой командир U-55 промахнулся. Оба госпитальных судна были ярко освещены и несли все опознавательные знаки.

После войны Вильгельма Вернера разыскивали за совершённые военные преступления. Военных преступников должны были судить по требованию общественности воевавших стран. Союзники поручили проведение судебного процесса германскому верховному суду в Лейпциге. На суде рассматривалось несколько дел командиров подводных лодок, в том числе и Вильгельма Вернера. Но капитан-лейтенант на суде появился, он скрылся.

Несколько лет Вернер отсиживался в Бразилии, где работал на кофейной плантации, вернулся в Германию, когда там стали хозяйничать фашисты. В 1930 году он присоединился к нацистской партии, а следующем году стал членом СС, получил звание унтерштурмфюрера.

Вернер делал стремительную карьеру в СС. В течение трёх лет бывший подводник получил звания штурмбанфюрера, штандартенфюрера и оберфюрера. В 1935 году он уже бригаденфюрер. В 1938 году его избирают, а в сущности, как это водится при авторитарных режимах, где выборы пустая формальность, назначили депутатом рейхстага от нацистской партии.

Во время войны Вильгельм Вернер служил в штабе рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Нельзя не упомянуть о том, что к Вернеру и ему подобным, с презрением относились командиры других подводных лодок, считали их садистами и убийцами. Но, видимо, тех это не трогало.

После второй мировой войны он снова скрылся от  правосудия. Считается, что Вильгельм Вернер умер в Фалькенау 14 мая 1945 года.  Но многие зарубежные исследователи полагают, что он снова бежал в Бразилию, где была многочисленная немецкая колония. К тому же, Бразилия не выдавала военных преступников.

В Лейпцигском суде рассматривалось также дело капитан-лейтенанта Карла Неймана. Его обвиняли в том, что командуя подводной лодкой UC-67, он 26 мая 1917 года потопил госпитальное судно «Дувр Касл», на борту которого находились свыше 700 раненых. При этом погибли только несколько кочегаров от взрыва торпеды. Англичане сумели спасти и раненых, и экипаж, переведя их на эсминец «Хамелеон».

Карла Неймана оправдали, сославшись на то, что он выполнял приказ главного военно-морского командования. Кстати, непосредственное руководство флотом взял на себя во время войны кайзер Вильгельм II. После войны его собирались судить, но  кайзер бежал в Голландию, которая отказалась его выдать, а союзники на этом и не особенно настаивали.

Суд в Лейпциге был просто для отвода глаз, военные преступники оказались безнаказанными.

27-го июня 1918 года подводная лодка U-86 торпедировала госпитальное судно «Лэндовери Касл». Судно имело все опознавательные знаки, спутать его с обычным транспортом было невозможно.

Командир подводной лодки обер-лейтенант Гельмут Патциг приказал таранить спасательные шлюпки и расстреливать спасавшихся людей. Из 258 человек удалось выжить только двадцати четырём. Погиб почти весь медицинский персонал, включая четырнадцать медсестёр. После войны Патцига и его вахтенных офицеров, лейтенантов Людвига Дитмара и Джона Болдта, отдали под суд.

Лейпцигский суд приговорил их к смехотворному наказанию – четырём годам заключения. Причём, Патцига «не нашли», а лейтенанты «бежали» по пути в трудовой лагерь. Никто их потом не искал.

Когда началась вторая мировая война, Патциг вновь поступил на службу, Сначала он служил в штабе, а затем командовал бывшей датской подводной лодкой. 3-го мая 1945 года вышел в отставку.

Впервые, действительно, привлекли к ответственности военных преступников только в 1945 году. Но это уже были другое время и другая война.

На фотографии: оберлейтенант Гельмут Патциг