Пожелтевший листок

Тамара Белова
      Стала я на днях перебирать свой архив, что иногда откладывала «на потом», вдруг пригодится?
И вот попался мне на глаза пожелтевший листок, на котором Герой Советского Союза лётчик Михаил Андреевич Суханов 4 февраля 1976 года написал его собственноручно и подарил мне на память. Это было в Ленинграде. На многие воспоминания этот листок меня натолкнул. Вернул меня к тому горькому дню, когда погиб мой младший сынишка от руки своего товарища. Сейчас опять приближается эта не забываемая дата 19 октября. Видимо, моя интуиция никогда мне не изменяет и ведёт к нужному месту. Так что не случайно попался и этот листок.
 
   Случилось это в ночь с 18 на 19 октября 1975 г. Когда дети увлеклись походами в лес. Погода была уже ветряная и довольно прохладная. Я не отпускала детей, так они чуть в ногах не валялись: «Мама, в последний раз»!. Откуда же могла я знать, что этот неслух Сергей Крюков стащил у отца ружьё. Отец ружьё запрятал так, что и сам с трудом бы нашёл, да от подростков разве что –то утаишь да спрячешь? Сам он взял лицензию на отстрел лося и ушёл с товарищем на охоту. А в руках подростков, ружьё опасная игрушка. так и случилось: оно выстрелило от неумения обращаться с оружием. Но каждому пацану лестно подержать в руках оружие, почувствовать себя взрослым, мужчиной.

  Прошло тридцать девять лет с того дня, да только тот день до мелочей стоит в моих глазах и памяти.
Что было потом? Муж ушёл в запой, а старший сын сбежал из дома. Я осталась со своим горем одна. Не могла долгое время даже маме сообщить. Была просто не в состоянии. Сон меня покинул, казалось на совсем. Только задремлю, Алёша рядом, протяну руку- пустота. Это был не сон, а только временное забытьё. Врач мне дала несколько таблеток сильнодействующего снотворного и сказала, чтобы я предупредила близких, что могу проспать несколько суток. Да кого же мне предупреждать? В полубезумном состоянии так прошло дней сорок. Таблетки я не решилась выпить. Позже их выбросила. Плакала я без останову. Нет у меня теперь и ресниц.
 
  Только через сорок дней я смогла выйти на работу. Да что толку? Работа ответственная, в моих руках переписка, договора с проектными институтами. Качканар строился, соответственно строились промышленные, сельскохозяйственные, гражданские здания. Работая в отделе капитального строительства, я заключала со всеми институтами договора на проектирование. Держала всё в своих руках. И вот пишу письмо в институт «граждан проект» Масленникову Нижний Тагил, а адрес пишу в другой институт. Подашь на подпись главному инженеру: «Тамара, кому вы отправляете это письмо»?

    После нескольких таких ошибок, он предложил взять отпуск и куда – то съездить, успокоиться. Поделилась с приятельницей (она работала в парткоме секретарём) та обрадовалась и тут же предложила мне поехать в Ленинград. Дело в том, что летом у нас в городе гостил Герой Советского Союза лётчик Михаил Андреевич Суханов. Его провели по всему Качканарскому ГОКу. На одном из карьеров попался огромный самородок железной руды. Пообещали обработать и переслать Михаилу Андреевичу в Ленинград. Самородок отшлифовали, но как его доставить адресату? Вот почему она так обрадовалась и предложила отвезти этот подарок. Я тут вспомнила, как Пётр Первый обязывал привезти хотя бы один камень в строящийся город на болотах.
-Что ж, Галина, я по завету Петра приеду с камнем, только уж не для закладки фундаментов, а в подарок хорошему человеку.

    Галина написала сопроводительное письмо, сказала при этом, что меня примут тепло и можешь не сомневаться, что тебе будет оказано тепло и кров. Так и оказалось. Я протянула письмо и больше ничего не говорила. Тамара Борисовна (супруга героя) прочитала письмо и молча меня обняла. Мне было оказано столько тепла и внимания, душа моя отогревалась в этом тепле. С утра они мне давали наставления куда и как проехать на какую –то экскурсию, музей. Два раза водили меня в театр. Один раз слушали оперу, следующий раз были на балете. Они вечерами рассказывали, как семья переживала блокаду. Приходила в гости их старенькая мама. Она пережила всю блокаду Ленинграда. Была вся седая, но волос аккуратно и красиво уложен. Это была небольшого роста старушка. Очень аккуратная. Одета модно, но не броско: шляпка ей была очень к лицу, губки подкрашены. У нас старушки выглядели в то время не так. Да и мне было в то время всего тридцать восемь лет. Я себя уже считала старой. Одеть – то мне тоже было нечего. Я приехала в перешитом из осеннего пальто в платье – халате и под ним сатиновое платьишко. Зарплата моя никогда не была большой. Муж половину своей пропивал. Тамара Борисовна повела в магазины и предложила что – либо купить из одежды для меня. Очень как – то ненавязчиво она выспросила всё обо мне, о моей жизни. Это только я позднее всё осознала на сколько это были чуткие и интеллигентные люди. Так вот получилось из – за моего нищенского вида я не пошла на день рождения Эдиты Пьеха. Оказывается они были друзьями. Как они меня убеждали, что Эдита всё поймёт, не осудит, что она очень простая женщина, несмотря на её знаменитость.

Но у меня в то время были сплошные комплексы. Это сейчас я бы и в лохмотьях пошла к такой знаменитости. А в то время не могла себя пересилить, хотя очень хотелось и я страдала. Они ушли, а я проплакала опять весь вечер в одиночестве. Этот случай сделал перелом: я решила, что буду всё равно одеваться лучше. После я ещё два раза была в Ленинграде и гостила у Сухановых. Да только подобного предложения уже не последовало. Тамара Борисовна очень болела. Она в молодости занималась спортом и теперь у неё сильно болела спина и ноги. Она не могла засыпать без снотворного. Так вот в один из вечеров Михаил Андреевич решил показать своё творчество. Он написал песню, которую хотел исполнить двадцать третьего февраля при встрече со своими однополчанами. Я попросила, чтобы он мне подарил эту песню.

     Михаил Андреевич переписал на чистый лист и подписал.
Вот текст этой песни:
Другу- однополчанину
Товарищ мой, воин крылатый,
Как быстро бежит счёт годам!
Как будто вчера сорок пятый
Итог подвёл всем боям.
Как будто вчера молодые
Мы встретили радостный час.
А ныне мы все уж седые,
И внуки не редкость у нас.
Поднимем же полные чаши
За честно исполненный долг,
За славную молодость нашу,
Гвардейский двенадцатый полк.
За нашу священную ярость
Во имя великих идей,
За нашу спокойную старость,
За будущность наших детей.
Михаил Суханов.
4.02.1976 г

  Были ещё два визита в Ленинград. В декабре 1992 года меня от радиозавода направили на курсы по пожарной профилактике. Пожарной части на радиозаводе не было, я же была начальником добровольной пожарной дружины. застала их обоих больными. Раны и война давали о себе знать для Михаила Андреевича, и спортивные травмы для здоровья Тамары Борисовны не прошли даром.
Второй визит в мае 1996 г. В Качканаре бала плохая холодная весна. Мы с дочерью друзей Медяников, Светланой и её мужем решили поехать в Ленинград. Посмотреть город, навестить сестру Анны Медяник, что жила в пригороде Ленинграда. В Качканаре снег, а Ленинград нас встретил жаркой погодой. Побродили по музеям, я опять дала маху. Заторопились домой: надо огороды сажать. Было это в канун девятого мая. У Михаила Андреевича был лишний билет на трибуне на площади перед Зимним дворцом.
-Оставайтесь, посмотрите парад.
-Нет, я по телевизору посмотрю. Надо огород сажать.

  Разве я не дура?! Упустить такую возможность…. Да гори он этот огород синим пламенем. Так ничего не повернёшь вспять. Что прошло не вернёшь.
Знакомство же с такими интересными людьми как говорится: «Не было бы счастья, да несчастье помогло», хотя смотря какое счастье и какое несчастье.
12 октября 2014 г