О чём ему с ней...

Максим Гуреев
О чём ему с ней ... Рецензия на сюжет "Возгорится пламя" в х.ф. "Рассказы" (Россия, 2012).

Для начала общее впечатление: всё это "художественное" полотно - по большому счёту, просто игра крайностей и сочетание слегка пригламуренной "чернушно-порнушной" документалистики с абсурдом.

Теперь по пунктам:

1) Из современного контекста выдернута всего одна-единственная история, в чём-то отображающая болевые эффекты и несуразности начала XXI века, а в чём-то совершенно неоправданно их утрирующая. Объективности и справедливости ради отмечу: я знаю немало людей возрастом как у главного персонажа, которые знают историю и специфику видов спорта ничуть не лучше изображённой девушки; но знаю и тех, кто родился после заката советской власти и при этом неплохо разбирается в истории России. Да, необходимо повышать свою компетентность в вопросах культурно-исторического развития нашей страны, однако запонимать всякую пургу о гандболе (ассоциации так и навевают созвучную нецензурную лексику по этому поводу, ибо не наше это, а навязанное насквозь прогнившими буржуями извне!) и прочих прозападных видах спорта никто из нас не обязан.

2) Неприятно поражает завышенная самооценка у главного персонажа и заниженная - у его временной партнёрши. Упоминаемые им "кости" предыдущих поколений никакого отношения к специфике, например, его работы не имеют. Тем более, из костей, Слава Богу!, никто ещё не сподобился делать кофе; во всяком случае, насколько мне известно. Судя по всему, по общим впечатлениям, его банальная офисная занятость (при которой ему позволяется даже спать и мечтать, сидя в "толчке") нисколько не связана с патриотическим развитием Страны. Скорее всего, это - такой же прозападный офис, как и подразумеваемый у легкомысленной девчонки.

3) В очередной раз я убедился в том, что "подобное притягивает подобное". С одной стороны, девушка в фильме вскользь критикует своих ровесников, которым от неё был нужен только секс; с другой - она сама в финальной развязке сюжета, боясь потерять своего партнёра, умоляет его остаться со словами: "Я - молодая. Я могу тебе много дать ... много секса".
Кроме того, разве не на почве чисто внешней привлекательности, имиджевого эффекта (куда, кстати, входит и умение главного персонажа красиво себя "подать": обращениями, песнями, разговорами и т.д.) они и сошлись? Сходство в поверхностных эстетических вкусах(красный цвет и т.д.) можно найти у разных людей, но оно ничуть не соотносится с более-менее глубокими пластами их души. Для примеров: тысячи людей сходны друг с другом в том, что болеют за определённую футбольную команду, ходят на концерты одной и той же музыкальной группы и т.д. Насчёт чтения схожей литературы сложнее, поскольку читают сейчас гораздо меньше, чем лет 20-30 назад; но всё же: толпы фанатов и фанаток какого-нибудь "Дома-2" скупают преждевременные мемуары (по сути дела, выкидыши) участников данного и подобных омерзительных телепроектов. Конкретно в этом они схожи, а вот во всём остальном?

4) В некоторый шок меня привела фраза девушки: "Ты - умный, спокойный и ты со мной разговариваешь ...". А что с ровесниками? Они только молчали и мычали как животные?!? Зачем тогда они вообще были нужны в отношениях? Вообще-то, как бы мы ни критиковали современную систему отечественного образования, в ней, как это ни странно для ханжей и ЖЕЛТоПРЕССников!, всё ещё готовят высококвалифицированных специалистов! Пусть их немного, пусть выпуск дипломов поставлен на конвейер, но лично я и в своём ВУЗе, и в других знаю немало толковых, рассудительных, умных ребят! Если молоденькие девушки хотят чего-то большего, чем просто секс, то им надо беспристрастно, объективно оценить свои потребности, взять на себя ответственность за выбор в знакомой им части социальной среды, а не ждать всегда только инициативы от мужчин старшего поколения, некоторые из которых и конфетку могут сделать из г...а в силу накопленного ими ценного опыта. Ну, или создать иллюзию того, что оно самое - это она, конфетка-с ...

5) Ещё раз о психологическом подобии людей. Судя по всему, изображённый в кадре мужик тоже не очень далёк в плане духовно-интеллектуального развития. Если изначально он ещё более-менее адекватен, скептически задаёт уточняющие вопросы, видимо, до этого разочаровавшись в своих влюблённостях, то потом он, откровенно говоря, впадает в раж, берёт на себя роль некого строгого наставника, ментора и т.д., что ВООБЩЕ НЕДОПУСТИМО в системе МЕЖЛИЧНОСТНЫХ НЕФОРМАЛЬНЫХ взаимоотношений. Да, разумеется, высокий уровень культурных компетенций может способствовать Счастью людей, ЕСЛИ ОНИ ХОТЯТ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМИ, однако гарантом Счастья они точно не являются. В частности, высокоморальные люди (а мораль - это часть культуры) могут превосходно блюсти некий гражданский долг и при этом быть весьма несчастны в личной жизни. Кроме того, вспоминается фраза мыслителя XVIII века Иммануила Канта: "Этика учит нас не тому, как стать счастливыми, а тому, как стать достойными Счастья". В данной же "художественной" миниатюре ни один из персонажей не задумывается ни о достоинстве, ни о чести, ни о том, чтобы сделать друг друга счастливыми. Они просто, откровенно говоря, прутся, эксплуатируя тела друг друга как кофейный аппарат. Причём совершенно по-глупому, теряя во второй половине сюжета бОльшую часть естественного кайфа из-за затеянной болтовни по поводу эрудированности. Цитирую того же И. Канта: "Ни один человек не должен быть для другого средством <для удовлетворения своих амбиций и прочих потребностей>, но должен быть только Целью". Целью - в хорошем смысле слова, когда ты хочешь сделать человека счастливее, помочь ему разобраться в себе и в перипетиях этого мира, а не бахвалиться уровнем своих "Что-Где-Когда-шних" плоских знаний, вернее - просто информации, ибо Знание - это информация ОСМЫСЛЕННАЯ, пропущенная через свои интеллект, ДУШУ, жизненный опыт.
Мужик в кадре развит явно однобоко, поверхностно. Иначе, на мой взгляд, и нельзя оценить его реплику по поводу того, что объяснить свои вкусовые пристрастия можно только на положительных примерах ("почему мне это нравится, почему я это люблю ..."), а на отрицательных это якобы невозможно ("почему мне это НЕ нравится ..."). Откуда такая бредовая логика? Я и многие другие люди прекрасно могут объяснить и пояснить, почему им не нравятся бюрократия, гамбургеры, американские комедии, политические и коммерческие проститутки и т.д., и т.п. Да, и принципиальная оговорка насчёт положительных объяснений: всегда ли мы можем объяснить, почему мы кого-то ЛЮБИМ?!? Любовь вне построений плоского житейского рассудка. Любим не за что-то и не вопреки чему-то, а просто потому, что не можем не любить, просто потому, что это выше нашего понимания, идёт из глубины Сердца, а не разума, который суть не что иное, как инструмент для развития Души, а не наоборот (как пытаются выставить западные рационалисты).
Далее. Развивая тему полноценного секса, выражу:

6) на мой нравственно-эстетический взгляд, во время развёртывания интимных взаимоотношений Мужчины и Женщины, обмена сексуальной энергией они "должны" (в кавычках, потому что в плане личностного развития никто никому ничего не должен) либо говорить только о сексе, о специфике пикантного восприятия друг друга, чтобы ИСКРЕННО (на чём совершенно верно настаивает радио-песенка в начале минифильма!) подарить друг другу максимум удовольствия, либо, отбросив все вербальные очертания культуры, выражать себя только на языке тела.
ЗАЧЕМ главным персонажам вся эта трепотня?!? Это, прямо-таки, - какая-то разновидность цивилизованного извращения. Здесь вполне очевидно угадываются сумбур и хаос, смешение всего и вся в некий единый говнопоток в современном мире - то, на что так усиленно провоцирует нас дьявол. Не забывайте Дзэн и другие учения, их главный Принцип (при том, что они отвергают многие другие принципы вообще): "Живи ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС! Выкладывайся по максимуму, когда занимаешься конкретным делом, будь центрирован, не распыляйся". Определись со своими приоритетами и ценностями: если знакомишься ради секса, то ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННО занимайся сексом (если, конечно, это вообще возможно в отрыве от души); если ищешь серьёзных взаимоотношений, то будь нравственно готов к тому, чтобы слушать и слышать не только себя, любимого, но и другого человека, который рядом. В фильме же, по большому счёту, всё выродилось в одностороннюю связь: ей было с ним интересно, потому что он давал ей немало нового в плане информации, а он ничего нового о её поколении, кроме некоторого культурного шока, не получал. Однако ... ведь есть нечто большее, чем обмен знаниями. "Любви все возрасты покорны" (равно, как и все комбинации возрастов), во всяком случае, совершеннолетние люди точно. А что есть совершеннолетие, как не адекватные самооценка и самоуважение, помимо прочих факторов восприятия? Однако, при всём том, что девушка уже самостоятельно водит автомобиль, с нравственным взрослением у неё, под воздействием современных загаженных СМИ и прочих негативных факторов, явные проблемы ... Впрочем,

7) проблемы и у него - того, кто начал в автомобильной "пробке" трепетать от её присутствия неподалёку. Определённый шок я испытал от эпизода, где его рука оказывается между её ног и параллельно он рычит: "Что ты знаешь про Россию?!?". Жуть да и только. Сочетание несочетаемого, абсурд, безнравственность, глупость неимоверная; похабная биологическая проза вкупе с публицистикой, убивающие романтику ... А в основе всего этого - потеря КАЧЕСТВА жизни. Ещё раз: всему свои время и место. Во время секса должен быть секс, во время серьёзных лекций и чтения моралей - лекции и морали. Не надо котлеты смешивать с мармеладом: сами понимаете, что, ничего кроме очередного дерьма, из такого сочетания не получится; что, собственно, и произошло к финалу данной режиссёрской работы.

8) Единственное, что, пожалуй, лично меня позабавило в этой миниатюре,  - это ироническая фраза главного персонажа о том, что "в губ. ЧК теперь работают чиксы". На мой взгляд, это - любопытное сочетание, созвучие в свете расшифрованных и рассекреченных событий советских лет России ХХ века.

9) Если персонажи фильма совокуплялись о чём-то или вообще ни о чём, то это - уже проблемы данных двух КОНКРЕТНЫХ людей. А что касается полноценных людей, то они не "трахаются" (само слово отдаёт каким-то насилием над душою; глагол "трахнуть" в русском языке долгое время означал "ударить"; "трахнуть чем-то тяжёлым по башке", например, в жаргонной лексике), а сливаются в душевно-телесном экстазе. Уникальный желанный мужчина с неповторимой желанной женщиной ...

10) Ещё раз о психологическом подобии представителей различных полов: если их взаимоотношения заканчиваются конфликтно или даже на грани с трагедией (впрочем, предполагаю, что ничего страшного с обоими персонажами не случится, если они вовремя обратятся к грамотным врачевателям душ человеческих), это означает, что НЕПРАВЫ БЫЛИ ОБА.
Не суть важно, кто условно обозначаемый "агрессор", а кто - "жертва", ибо и тот, и другая всё равно - ЖЕРТВЫ: собственных узости мышления, замкнутости, неразвитости души и т.д. Смотреть в оба нужно ИЗНАЧАЛЬНО, а не пост фактум, обращать внимание на возможные и реальные векторы совместимости двух личностей. Да, взаимоотношения могут прекратиться по причине снобизма старшего поколения, но с такой же вероятностью и по причине того, что младшее "не нагулялось", не знает ещё толком, чего и от кого конкретно оно хочет. Одни иной раз хотят поморализировать, поговорить "за жизнь", другие - покуражиться на дискотечных танцульках, - в плане хобби каждому своё, и не резон спорить о вкусах. Гораздо важнее другое - насколько те и другие ХОТЯТ БЫТЬ ВМЕСТЕ, готовы ли они ради Слияния друг с другом поступиться своими внутренними страхами, стереотипами и прочей шелухой?

Один из общих выводов: если создатели минифильма хотели переплюнуть америкосов, то это им удалось. Если закордонники просто "трахаются" многие фильмы напролёт, то тут в кадре происходит не только сексуальное, но и нравственное растление России. Очень не хочется, чтобы на основании данного сюжета кто-то из иностранцев делал выводы о всей нашей стране в целом. Кстати, если определённая драма в этом, четвёртом сюжете, киноцикла "Рассказы" действительно разворачивается, то НИЧЕГО КОМЕДИЙНОГО (вопреки аннотациям на киносайтах) конкретно в нём (предыдущих просто не смотрел) я не увидел. Скорее горько и тошно становится за современников, ибо прототипы вполне реальны и встречаются иной раз даже в среде не очень близких знакомых ... Проблема назрела на социальном уровне, и решить её можно только совместными усилиями в контексте развития воспитания, образования и других подсистем Культуры в целом.



12.10.2014