Магическая буква М

Галина Алексеевна Остапова
                Литературно-философское эссе
               
                Магическая  буква  «М»

                Я знал: удар судьбы меня не обойдёт!
                М.Ю. Лермонтов

  Судьба Михаила Лермонтова, моего любимого поэта, «мятежного» и одинокого, романтичного и умудрённого не по годам, трагична. Чем он мне особенно дорог? Какое из стихотворений Лермонтова я вспоминала чаще других, особенно в начале своей жизни? Возможно, «Монолог», что был написан юным поэтом в 1828 году. Лермонтов не торопился войти в мир со своей тревожной Музой (он никому не показывал написанного), но время донесло до нас его первые стихотворные опыты.  Когда были созданы  эти стихи, ему было 14 лет, но кажется, что пропасть разделяет всех ровесников юного Лермонтова и его самого, поэта, написавшего такие строки: «Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд её мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит.» - «Не надо так, ведь жизнь прекрасна, а горе, боль, проходят быстро мимо. Не грусти, поэт: любовь и дружба впереди, » - так хочется утешить мне Мишу Лермонтова. Как много буквы «М» в словах начала моего эссе! Что в этой букве? Какой-то магнетизм, влекущий к Лермонтову и его стихам? Или это просто совпадение, и таких слов в русском языке много? А как же тогда Машук, название горы, у подножья которой поэт был убит на дуэли Мартыновым, отставным майором?..               
  Что означает слово «магический»? В переносном смысле это значит: чудодейственный, волшебный, необыкновенный по силе влияния на других людей. Свойственны ли эти качества стихам и личности Михаила Лермонтова? Думаю, что это несомненно. Например, в двух зрелых романтических поэмах автора - «Демон» и «Мцыри» присутствуют и волшебство, и необычное воздействие на читателей. Люблю перечитывать поэму «Мцыри», в герое которой «мучительный недуг» развил «могучий дух» его предков. У меня появляется мечтательное и одновременно мучительно-тревожное настроение. Откуда оно? Гордый молодой горец томится в сумрачных стенах монастыря. Лишённый с детства матери и отца, Мцыри вспоминает перед смертью родной аул, мудрых, «смуглых стариков» и «молодых» своих сестёр. «Мечты разгульной юности» остались неведомы ему, и всё же Мцыри «не страшит могила», где «страданье спит» в мёртвой тишине. «Милая страна» детства зовёт Мцыри до самых последних мгновений его жизни. Магическая буква «М» повторяется снова и снова и не даёт мне покоя, удивляя частотой своего появления в моих заметках о Лермонтове и его стихах. Скорее всего, это не случайность.
  Ведь даже в бессмертном «Парусе» (в названии которого, кстати, нет буквы «М») в «тумане моря» белеет «мятежный парус», чья «мачта гнётся и скрипит» под напором стремительного ветра. Поэтические строки маленького лермонтовского шедевра заставляют меня размышлять о судьбах тех людей, кто мечтает о подвиге во имя свободы, счастья, романтики борьбы. И если иногда важные, значительные слова не начинаются с буквы «М», то часто она как бы прячется в середине слов, как следы таинственных зверей в высокой траве (может быть, «могучего», смелого барса?) Лермонтов не искал «покоя» всю свою короткую жизнь – борьба за свободу, за Россию без «рабов» и «господ», стремление видеть народ счастливым – главные мотивы его «отрадных мечтаний». С удовольствием перечитываю все его стихи, в том числе и «Родину», «Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта», наполненные горечью и гневом, обличающим «палачей» «Гения и Славы», а также удивительно лиричные, трепетно-мечтательные, воспевающие желанную гармонию природы и человеческой души: «Выхожу один я на дорогу...», «Дума», «Молитва».
   Я счастлива, что мне удалось дважды побывать в Пятигорске и побродить по лермонтовским местам. Впервые я приехала туда в 17 лет и почти сразу же решила в одиночку взобраться на Машук, по тому склону, что был безлесным, поросшим высохшей травой и колючим кустарником. Хватаясь руками за всё, что могло помочь мне взойти на вершину Машука, я с упорством поднималась всё выше и выше! И вот я уже на вершине... Передо мной необыкновенная по своей красоте панорама Кавказских гор, величественная и суровая. Горный  воздух чист и наполнен ароматами каких-то целебных трав и цветов. Дышится легко, и кажется, что ты никак не можешь надышаться. Горы так влекут человека своей неприступностью! По диким тропинкам Машука Миша Лермонтов в 11 лет тоже взбирался на каменистые уступы его. Отсюда мальчик с восхищением наблюдал за серебряной цепью гор «незыблемого Кавказа» с возвышающимся над ними двуглавым Эльбрусом. Быстро, почти бегом, спускаюсь с Машука по узким дорожкам лесистого склона. И вот оно – то  страшное место, где прервалась гордая, мужественная, но такая одинокая жизнь поэта.               
  Убийца Лермонтова оставил после себя автобиографические записки, в которых поместил воспоминания о нём. Опубликованы же они были лишь после смерти Мартынова. Рассказывал он о Лермонтове предвзято: говорил о «невзрачной наружности» его, бегающем «неуловимом взгляде», «дурном сложении»... Как непривычно для меня читать подобное!  Нет, поэт был не таким! Большие, выразительные и красивые глаза, унаследованные от отца, привлекали внимание к внешности Михаила Лермонтова с самого детства. А его душа была постоянно занята напряжённым самоанализом.
  В то же время Мартынов не мог не отметить следующее: «Умственное  развитие его было настолько выше других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно. Он много читал... много передумал...» О чём были мечтания и мысли Лермонтова в то время? Вот начало одного из стихов 1831 года: «Как в ночь звезды падущей пламень, не нужен в мире я.» Трагичный вывод! Это не так, ведь Лермонтов был нужен очень многим: «мечтательный, насмешливый, застенчивый, наделённый могучими страстями и волей и проницательным, беспощадным умом.» (И. Андронников) Как верно сказано о том, кого отличали душевность и человечность и чья безвременная кончина острой болью вонзилась в сердце каждого. Ужасная буря с молнией и громом разразилась в окрестностях Пятигорска 15 июля 1841 года около пяти часов вечера, в то время, когда скончался Михаил Юрьевич Лермонтов. Природа скорбела, а русские люди оплакивали в нём не столько того, кого знали, сколько того, кого могли бы знать! Написанное поэтом «обнаруживало в нём громадные задатки будущего.» (И. Панаев)
    Невыносимо трудно, мучительно чувствовать, грустно вспоминать; безвременная кончина, невозвратимость утраты – почти во всех этих словах есть буква «М», как и в слове «смерть». Ужасно и несопоставимо со светлым гением поэта то, что случилось с ним в тот последний и загадочно-трагический год его жизни. Ну, почему он отказался стрелять в Мартынова и выстрелил в небо, как бы пытаясь восстать против Бога, поспорить с судьбой?.. «Пусть твоя рука не поднимается, зато моя поднимется,» - произнёс этот «чистейший осколок с Дантеса...», целясь в беззащитного поэта.
  Астрологи и эзотерики, рассуждающие на темы судьбы и магии букв, считают, что звук [M] из-за своего мягкого внутреннего звучания выражает образ материнской субстанции природы. Например: «Мудрая музыка в море молчания медленно льётся молитвой печальной.» Они (эти псевдоучёные, по мнению материалистов) считают, что люди, чьи имена начинаются с буквы «М», обладают следующими свойствами: заботливым отношением к своим близким, любовью к природе, готовностью помочь другому в любой беде. Возможно, ещё и необычайной храбростью в защиту справедливости, мужеством и одновременно мечтательностью, верой в удачу. Таким ли был поэт? Насколько любовно и чутко относился к памяти о рано ушедшей матери Марии Михайловне, к отцу, с которым был разлучён («Ужасная судьба отца и сына – жить розно и в разлуке умереть...»), к бабушке, любящей своего единственного внука беззаветно и горячо? Да, именно такими чертами характера и свойствами натуры, по-моему, обладал Михаил Лермонтов.
  Но ведь, скорее всего, существует ещё и магия чисел. Откуда взялось это словосочетание и что оно означает? Вообще под магией чисел принято понимать некое таинственное и загадочное воздействие чисел на судьбу человека. А, может, на судьбы многих людей и даже народов. Год рождения Лермонтова, как всем известно, 1814, а ровно через 100 лет, в 1914 году, началась 1-я Мировая война; год смерти поэта – 1841, а в 1941 году началась Великая Отечественная война; в нынешнем, 2014 году, происходят трагические события в Украине, фактически – гражданская война. Трудно пока предположить дальнейшее развитие событий... Вот теперь и не верь в магию чисел! Так кто же может мстить за его трагическую гибель?
  Может быть, известные факты из родословной Лермонтовых смогут как-то раскрыть истоки магического воздействия этой фамилии на жизнь поэта? Род Лермонтовых вёл своё начало из Шотландии и  восходил к легендарному, полумифическому барду-пророку XIII века Томасу Лермонту, которому Вальтер Скотт  посвятил балладу «Томас рифмач». Согласно легенде, попавший в царство фей поэт получил там вещий, пророческий дар. Существуют свидетельства того, что некоторые его предсказания сбылись. В XVII веке один из представителей этого рода Георг Лермонт попал в Россию, принял русское подданство и получил поместье в Костромской губернии. Лермонтов гордился своим шотландским происхождением. В 1831 году, в самом начале своей поэтической судьбы, Лермонтов написал стихотворение «Желание», которое кажется мне очень важным в понимании многих последующих творений. Оно посвящено его шотландским корням. Михаилу Лермонтову хотелось «помчаться» на запад, где цвели его «предков поля». «Но тщетны мечты, бесполезны мольбы  Против строгих законов судьбы.  Меж мной и холмами отчизны моей  Расстилаются волны морей.»  На рано ушедшем из жизни поэте закончилась русская ветвь рода Лермонтовых.               
   Называя себя «последним потомком отважных бойцов», поэт страдает из-за того, что «нездешние» края так влекут его. Несмотря на свою тоску по далёкой стране предков, Лермонтов очень любил и землю «чуждых снегов» - Россию. Очень часто я вспоминаю стихотворение «Родина», которое (так уж случилось) знаю ещё с 10 лет: «Люблю отчизну я, но странною любовью!  Не победит её рассудок мой...». История родной страны, её «купленная кровью» слава, мечта о будущем  родины не дают успокоиться и поэту, и читателям его стихов, пробуждая в сердце тревогу. Нередко, оказавшись за городом, я ищу те же приметы русского пейзажа, что описаны и в лермонтовском стихотворении. А увидев «дрожащие огни печальных деревень», почувствовав «степей холодное молчанье», жалею о том, что не заметишь на здешних просторах «четы белеющих берёз», да и окна «с резными ставнями» редки в нашем краю. Реальность поэтических картин удаляет от меня что-то мистическое и необъяснимое в личности и судьбе Лермонтова, но притягательность его поэзии остаётся навсегда для тех, кто увлечён его стихами.
  В конце своего эссе мысленно возвращаюсь к первым годам моей жизни...  Помню, что очень рано, примерно в четвёртом классе, я прочла стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Смерть поэта». Многое в нём осталось для меня тогда неясным, но душа встревожилась, строки завораживали: «Погиб поэт! Невольник чести,  Пал, оклеветанный молвой,  С свинцом в груди и жаждой мести,  Поникнув гордой головой...».  Казалось, я увидела поверженного Пушкина, почувствовала его боль, а также печаль и негодование того, кто написал эти стихи. Потом, довольно скоро, я узнала, что жизнь самого Лермонтова была ещё более краткой и окончилась так же трагически, как и воспетого им гения . Много позже поняла, какой обличительной была поэтическая речь Лермонтова, как страстно он заклеймил истинных виновников смерти Пушкина, «жадною толпой стоящих у трона». Я почувствовала гордость за то, что именно русская литература дала миру такого поэта, каким был Михаил Юрьевич Лермонтов.
  Перечитываю его стихи, и мне кажется, что я нахожусь рядом с его героями, что поэт, взывая ко мне, обращается через  десятилетия и даже через века! Ощущаю на себе его взгляд: испытующий, таинственный, влекущий. Вместе с ним мне больно за «немытую Россию, страну рабов, страну господ». Если бы Лермонтов  был  нашим  современником, сказал бы он эти слова сейчас? Наверное, нет...
  Магнетизм, притягательное обаяние личности поэта, самобытность его стихов, человеческое достоинство и независимость мысли ощущают и понимают все, кому дорого творчество Михаила Юрьевича Лермонтова.
  Гениальный поэт, прозаик и драматург, талантливый художник, музыкант и даже композитор – как щедра была природа к Лермонтову! Расцвет его творчества пришёлся на последние шесть лет жизни: в 21 год была написана драма «Маскарад»; в 22 года – стихотворение «Смерть поэта»; в 25 лет – роман «Герой нашего времени»... Я хорошо понимаю все чувства Михаила Лермонтова: ненависть, любовь, скорбь... Можно ли остаться равнодушным, читая мятежные, пронзительные строки великого поэта? Конечно, нет!