Экономьте время - слушайте радио!

Виталий Голышев
                (Эпистолярный жанр-III)



                «Вот уже и радио вошло в каждый
                дом, а счастья всё нет».

                Илья ИЛЬФ
 

               
       «Слухи о моей смерти сильно преувеличены» - этот афоризм, приписываемый Марку Твену, можно смело применить к радио. В мире до сих пор не утихают споры о том, кого же назвать его создателем: американцы настаивают на Николе Тесла, итальянцы называют Гульельмо Маркони, ну а наши соотечественники, естественно, Александра Попова. Само же открытие принципов его действия, со  слов Википедии, восходит аж к 20-м годам века XIX.
 
       Ну, да Бог с ним. Главное, что с появлением всех этих продвинутых средств развешивания лапши на наши бедные уши, таких, как телевидение и интернет, радио, как ни странно, не утратило своей прелести. Наверно, в том числе потому, что здесь не мелькает перед нашими усталыми глазами раздражающая «картинка» с набившими оскомину видеосюжетами, надоевшими лицами ведущих разных «новостей» и «шоу». Всё в нём подчинено вербальному восприятию, где доверяешь больше не мелькающему видеоряду, а искренности вещателя: тембру его голоса, расставленным акцентам речи, умно построенному сюжету, доверительности и интимности обращения только к тебе – любимому.

       Отважусь вернуть старшее поколение к трудам незабвенного В.И.Ленина, а молодёжи процитирую одну (не пугайтесь - всего одну, не более!) фразу из его статьи «С чего начать?» (сами-то мы люди закалённые и во «время оно» нам, помнится, приходилось много конспектировать его научных мыслей!): «Газета (читай: радио!) – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор».
 
       Продолжив её, рискну озвучить жутко крамольную мысль. В наше время, когда общество похоронило всякую идеологию, признав её злом,  думается, что и радио, как все прочие СМИ, отнюдь не должно быть «развлекаловкой», а прежде всего распространителем высоких идей, средством привлечения политических и нравственных союзников и воспитателем в слушателях прекрасного: культуры, желания «познавать непознаваемое», пробуждения любви к Отечеству.

       Увы! Коммерциализация всего и вся проложила себе грязную дорогу и в этот, мудрый и проверенный, способ общения с человеком. Ушло старое поколение высококлассных режиссёров и радиодикторов, художественных чтецов-обладателей  прекрасного русского языка и блестящей дикции, правдивости слов которых верили миллионы слушателей. Да и аудитория самих слушателей сильно постарела. И вот уже во многих жилых домах не функционирует ни радиосети, ни радиоточки в квартирах.

       А на радиоволнах ныне царствуют десятки каналов и станций, наводняющих голосами примитивных и безграмотных ведуших, не обученных ведению диалогов в эфире и нарочито бравирующих слэнгом, иностранщиной, пошлостью, прививая дурной вкус и насилуя нас бесконечной рекламой.
 
       Один нынешний «Маяк» с его «хихиньками-хаханьками» чего стоит! А ведь некогда эта радиостанция была одной из любимых в народе, именно потому, что вещание было построено весьма демократично – 5 минут новостей и 25 минут отличной музыки… Монополия на эфир коснулась и радиоволн.

       Сокращается, словно шагреневая кожа, время передач местного радио, в угоду беспардонному насилию центрального, всё менее духовного, радиовещания.

       Вот и «Радио России» последнее время стало всё чаще заниматься безудержным самовосхвалением, как будто от этого прирастает его качество и расширяется аудитория слушателей.  Но всё больше из его недр на наши головы и души сыплются, так называемые, «последние известия», более напоминающие репортажи с боевых фронтов либо с мест случившихся экологических или техногенных катастроф, перемешивая всё это набившей оскомину, околомедицинской рекламой, назойливо уговаривающей нас с вами, для исцеления от всех болезней, покупать БАДы или так называемые медицинские приборы и препараты.

       И всё же – нет-нет, да промелькнут на «Радио России» интересные передачи, которые хочется слушать, оторвавшись от надоевшего до чёртиков примитивного «черного ящика» и примелькавшегося ноутбука. Одна из них: питерская радиопередача «Как это по-русски?», которую удавалось послушать почти целиком в рабочий обеденный перерыв. А когда тебя что-то искренне увлекает, хочется быть соучастником, соавтором самой передачи, поделиться с человечеством чем-то своим, задать свои вопросы, в надежде получить ответы на них. И вот само собой рождается письмо, в надежде: «А вдруг достучусь?».



                «РАДИО РОССИИ»
                Редакция радиопередачи
                «Как это по-русски?»
                197022, г. Санкт-Петербург,
                ул. Набережная реки
                Карповки, 43




                Уважаемая редакция!


       Спасибо за вашу передачу. Никак не удаётся послушать её полностью – в наших Дальневосточных широтах она звучит по четвергам, где-то между 12.03 и 13.00 (как раз перед обедом). Увы, обычно успеваю захватить только её концовку. И всё равно, она приносит удовольствие от того, что вы многое разъясняете, притом не в сухом,  менторском, а, скорее в доверительном и даже шутливом тоне. В наше непростое, грубое и легковесное время такое внимание к русскому языку вызывает только глубокое уважение.

       Отношу себя к любителям российской словесности, сам всю жизнь пытаюсь писать стихи, а под старость рискнул перейти на прозу. Хотя по роду деятельности пришлось много заниматься написанием разного рода служебных бумаг. Поэтому порой бывает трудно перестраивать себя с казённого канцелярского «штиля» на литературный лад. Отчасти помогает любовь к чтению художественной литературы.

       На закате служебной карьеры судьба подарила мне возможность каждодневно напрямую общаться со специфичным канцелярским «творчеством» нашего силового ведомства, связанным с документальным оформлением прохождения службы, отражённым в личных делах. Вот уж где «кладезь» мудрости и глупости, удивительным образом мирно уживающихся между собой под толстыми корками «личных дел». А какой простор для раздумий о человеческом бытие, человеческой натуре, с её взлётами и падениями (как в служебной, так и в личной её ипостасях)!

       Сюда бы настоящего писателя, исследователя человеческих душ, поверьте – за всем этим часто просматриваются такие человеческие и служебные страсти и драмы, с сюжетами не хуже, чем у Фёдора Михайловича!

       А сколько же эмоций вызывает весь этот богатый материал – от непоследовательных действий отдельных начальников в отношении оценок, даваемых ими служебной деятельности своих подчинённых, до, порой, абсолютно беззаконных судебных решений, принимаемых нашими «доблестными» и «неподкупными» судьями, не укладывающихся в рамки российского законодательства и явно попахивающих, если не удивительно-подозрительным беспристрастием, то уж точно популизмом.


       Маленький пример, касающийся малоизвестной науки – ономастики. Это, как бы, побочный, но весьма сочный материал, который каждодневно сопровождает изучение документов и явно бросается в глаза. В качестве маленького презента – несколько фамилий, встретившихся за последние пару месяцев (специально не собирал их, но они сами просятся на бумагу):

Генерал Кот;                подполковник Командиров;   Генерал Самодуров;
полковник Сучок;             майор Генералов;           полковник Тупица;
майор Честнейший;            майор Француз;             подполковник Дубина;
майор Попа;                прапорщик Фельдшер;        подполковник Бандюк.
Майор Луковка;               начальник Краснобрыжева;
Прапорщик Волкодав;          подчинённый Белобровко.
   

       Хотел бы также задать вам ряд вопросов. Может быть, некоторые из них покажутся несколько надуманными, другие – следствием моего незнания правил правописания, но всё же – рискну:

       - Как правильно пишется и чем это регламентируется: «по окончании»; «по истечении»; « по достижении»?

       - Очень часто в аттестационных материалах встречается глагол «организовывает». Правильно ли это? Может быть, всё же правильнее «организует»?

       - Мы настолько привыкли к шаблонам, что, порой, не замечаем абсурдности того, о чём пишем и как излагаем… Так, давая общественно-политическую оценку деятельности подчинённого, часто начальники в аттестационных материалах излагают такие, кажущиеся им обоснованными, «доводы» в пользу характеризуемого:

       - «…в разглашении тайны…, употреблении спиртных напитков и наркотических средств… замечен не был…»;

       - «…к уголовной, административной и материальной ответственности не привлекался…»;

       - «…имеет трезвый взгляд на вещи… (либо)… способен трезво оценивать обстановку…» (наверно подразумевая, тем самым, что может быть и «нетрезвый» взгляд?..).


       Им кажется, что действуя «от противного», они тем самым не только защищают, но и усиливают положительные качества подчинённого, не замечая, что включением в текст подобных слов и фраз уже бросают тень на репутацию, а значит и будущую служебную карьеру подчинённого. Какой-то неизбывный рецидив старых сталинско-бериевских изощрённых методов, сидящий в подсознании и передаваемый на генном уровне от старых начальников, от родителей…


       И в заключение хочу сделать ещё один маленький подарок. В 90-х годах выходило много интересных газет и журналов, не развлекательного (как ныне!), а скорее познавательного толка. Пытался их все «проглотить» - настолько неистребимой была жажда к открывшимся ранее запретным и неизвестным фактам, и это, пожалуй, главное достоинство Горбачёвской «перестройки и гласности». Среди прочих газет и журналов выписывал газету «Книжное обозрение», где присутствовал очень богатый литературно-художественный материал, в том числе по вопросам языкознания.

       Был раздел, который вела Татьяна Иванова (я называл его «миры Татьяны Ивановой»). Но с уходом из жизни главного редактора газеты (его фамилия в моей памяти не сохранилась), творческая деятельность редакции свернулась, приоритеты её поменялись, упор был сделан исключительно на книгоиздателей, и я, в числе многих, отказался от услуг этой газеты. Но сделанные вырезки из газет по интересовавшим меня литературным и лингвистическим тематикам сохранились.

       В том числе сохранились вырезки из рубрик, которые вела Татьяна Иванова, в частности, приведённые в одной из её статей некие лингвистические экспресс-тесты (для написания под диктовку на слух), на знание русского языка – очень доступные, наглядные и оригинальные. Предлагаю их вашему вниманию, а возможно, и использованию в вашей практической деятельности:


       - «На дощатой, брусчатой террасе, вблизи конопляника, вдова небезызвестного подьячего, веснушчатая Агриппина Саввична, потчевала исподтишка моллюсками, винегретом из можжевельника и другими яствами коллежского асессора Аполлона Филипповича под аккомпанемент виолончели и аккордеона».

       - «Веснушчатый ветреный Ванечка,  дилетант-шофёр и любитель потанцевать и покуролесить, боясь аппендицита, стал вегетарианцем.
       Однажды нежданно-негаданно зачесал он клочок волос на темечке и отправился к своей свояченице Апполинарии Никитичне, жившей близ берёзоньки, между цирюльником и протоиереем Фаддеем.
       Пройдя террасу с балюстрадой, вошёл в гостиную. Хозяйка зааплодировала так, что  конфорка упала с самовара. Она стала потчевать гостя ветчиной, винегретом с копчушками и прочими яствами. Пришло много гостей, а стульев было мало, поэтому мужчины-гости стояли, а женщины-гостьи сидели».

                (Газета «Книжное обозрение» № 28 от 15.07.1997 г.).


       Ответы на свои вопросы я вряд ли смогу услышать по радио, а письменный ответ на мои мысли получить от вас наверно тоже затруднительно – таких желающих, как я, у вас, думаю, много. Но всё же, но всё же…

       С уважением и пожеланиями успехов на вашем благородном поприще.

                25 декабря 2011 года.



       Конечно, за истекшие три года я не получил ответа на своё письмо, а сама передача вскоре была перенесена на другое, не удобное для моего прослушивания, время в связи с очередной сменой сетки радиовещания. Тешу себя надеждой, что хотя бы часть из мной написанного была озвучена на «Радио России» и некоторые из счастливцев могли услышать ответы на поставленные вопросы.

       Экономьте время – слушайте радио!..