Шехина

Ольга Бран
     Иерусалим... Что это? Попытаюсь представить, призвав на помощь Ветхий Завет, Новый завет, Интернет и воображение. Одно из имен Бога, идея присутствия Бога в нашем мире соединились с городом «художник и строитель которого - Бог» (Послание к Евреям, 11,12). Сначала Он благоволил «пребывать во мгле», затем долго и тщательно выбирал место, «...чтобы пребывать имени Его там» (Втор., 12, 5).
     Как быстро и просто об этом можно дерзнуть сказать, но человеку такой масштаб объять только умом невозможно, и все-таки нужно стараться сделать это всеми силами души, всеми своими чувствами и помыслами. Сделать прорыв, чтобы соединиться с Богом. Но не изменившись, не преобразившись, приблизиться к Богу невозможно. «И сказал Господь Моисею: Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33,20). Понятно, что именно поэтому место обитания человека не должно находиться вблизи места обитания Бога. «Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана и назвал его скиниею собрания; и каждый ищущий Господа приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана. Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию и Господь говорил с Моисеем»(Исх. 33, 7,9). А все остальные сопровождали  Моисея только взглядом и видели столп облачный, и поклонялись на почтительном расстоянии.
     Страх и священный трепет человек перестал испытывать, наивно приняв революционный лозунг «летай иль ползай, конец известен» - за истину. Договор, заключенный с людьми, не отменялся, но постоянно нарушался и нарушается в одностороннем порядке. Войны, беды, испытания начинаются, чтобы напомнить о существовании Договора и его условиях. Давид  «не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его» (3 Цар., 5, - 3). Сказано было Давиду: «Я не жил в доме с того дня, как вывел сынов Израиля, до сего дня. А ходил из скинии в скинию, из жилища в жилище»(1 Пар., 17, - 5). Бог не велел Давиду строить дома имени Его, потому что тот был воинственным и проливал кровь. И сказал: «Соломон, сын твой, построит дом Мой»(1 Пар..28, - 6). Неустроенность, смятение и беспокойство ушли, когда построил Соломон дом Господень в Иерусалиме. Сказал Соломон: «Дом, который я строю велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов. И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его»(2 Пар., 2, - 5,6). С тех пор как облако Славы Божией наполнило этот дом, он стал местом Его вечного пребывания здесь. В тот день среди людей и проявилось Нечто. 
     Но, в конце концов, человек ко всему привыкает. Раз есть земля, то на ней нужно осуществлять жизнедеятельность,  раз есть на земле недвижимость, то ее можно делить. В любом другом городе стены, строения, улицы, связанные с историческими событиями, становятся для тех, кто там живет, привычными настолько, что их присутствие можно уже и не замечать, живое дыхание не чувствовать, о том, что видели, знают и помнят эти камни - уже не спрашивать и не прислушиваться к ответу. Все тексты прочитаны, все картинки увидены, все давным-давно известно. В любом другом городе, только не в Иерусалиме. Думаю так: все кто живет сегодня в Иерусалиме, ощущают присутствие Бога, исполнены страхом и благоговением. Здесь каждый человек, каждое мгновение, каждой клеточкой тела наполняется свежим ощущением очень близко находящейся Славы Божией. Если кто-то думает иначе, то исход из рабства совершить ему еще предстоит.
     На самом деле не знаю как, кому и о чем молятся жители Иерусалима сегодня, но помню, что сказал Соломон в своей молитве, обращенной к Господу по окончании строительства дома Бога: «Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник...»(3 Цар. 8, 41-43). Если бы  представился такой случай, тогда и я обратилась бы с молением: «Господи, сделай так, чтобы все жители Иерусалима, кто хочет просто спокойно и счастливо жить, получили такую возможность. Во имя Любви. Пусть останутся там только те, кто трепещет при упоминании имени Твоего. Не позволяй, Господи, никому думать о разделе Иерусалима, города, где обитает Слава Твоя, ибо не ведают, что тем самым оскорбляют Тебя. Не покидай, Господи, места пребывания Твоего на Земле. Не лишай нас Своей Любви». И тогда Шехина проявится вновь, оставаясь свободной, любящей и любимой.  Не путать со «свободной любовью». Словами передать это невозможно. Одно только определение этому и есть – НЕЧТО.  Существовало Нечто всегда - невидимое, неуловимое, недоступное, безымянное:
«...его ты назови
Кем хочешь: пламенем любви,
Душою, счастьем, Богом –
Для этого названья нет;
Все чувство…
Имя ж – звук и дым
Вокруг небесного огня...»
      Присутствие Бога на земле проявляется в облаке Славы Божией, вдохновляющей, животворящей. Как сказал один художник*, а все настоящие художники творцы: "Творить или просто жить - и то, и другое увлекательно и интересно, но когда одно из этих направлений превращается в основную ценность и род занятий,  - приходится делать выбор. Свободный выбор: творить, или просто жить".
Нелегко с собой договориться.
 -----------------------------------------------------
* Виталий Волович