Когда охватывает ярость

Дар Темьев
                Глава 14 воспитательной книжки для родителей
                "Засахаренная килька"
                ***

          Целую неделю голова уговаривала дядюшку Хантера и тётушку Хинтер посетить выставку картин:
- Интереснейшая выставка, - твердила голова на портрете, - захватывающая. Она посвящена одной теме и тебе, дядюшка, эта тема очень близка.
Но чему посвящена выставка, голова отказывалась говорить наотрез:
- Вот сходите и узнаете, - нёсся призыв от стены, на которой висел портрет головы, - а потом будете меня благодарить.
          Эти истошные стенания головы так надоели всем в доме, что однажды днём тётушка и дядюшка стали собираться в картинную галерею. Тётушка Хинтер надела зелёную шляпку и серые боты, а дядюшка Хантер намотал на шею толстый шарф, надел меховую безрукавку и пальто и больше ничего одевать не стал. Вскоре они вышли из дома и, раскланиваясь с соседями и знакомыми, направились на выставку. Галерея встретила их огромным плакатом, на котором было написано:
 
                ПУДОВЫЕ  ГИРИ

- Боже мой! - воскликнула тётушка, - так я и знала! Это всё идиотские выдумки головы! Ну зачем нам выставка пудовых гирь? У тебя, дядюшка, есть одна гиря, для зарядки, и слава богу.
- Не говори! Интересно всё-таки посмотреть на прогресс в этом деле. Увидеть что-нибудь новенькое.

- Ну что может быть новенького в пудовой гире! - воскликнула тётушка.

          И с этими словами дядюшка и тётушка вошли в помещение художественной галереи. Они купили билеты в виде картонных гирь, с отпечатанной на них ценой, и разделись в гардеробе. Тут им ещё раз дали почувствовать оригинальность выставки. Вместо номерков посетители получали увесистые гирьки. Дядюшке досталась гирька с номером 23, а вот тётушка с трудом смогла удержать свой номерок 341. Пришлось дядюшке затолкать оба номерка в карман меховой жилетки. Осмотр начался в предчувствии новых неожиданностей. Но никаких гирь в помещении не было. Стены галереи были заполнены картинами и картины, действительно, были на одну тему. На полотнах были изображены пудовые гири. Тётушка наклонилась к первой картине и прочитала надпись:

                ГИРЯ, СЛОМАННАЯ БУРЕЙ

          Вместе с дядюшкой она уставилась на картину. Прошла минута и тётушка сказала:
- Я и представить себе не могла, что может наделать буря.
- Да! - дядюшка тоже не отрывал взгляд от картины, - я всегда говорил, что в непогоду надо сидеть дома.
- Ох, какая прелесть! - воскликнула тётушка.
- Да уж, прелесть! - всё ещё не отрывая взгляда, ответил дядюшка.
- Да я не о том, взгляни сюда.
          Дядюшка взглянул на следующую картину. На ней были изображены пудовые гири, вложенные друг в друга, как матрёшки. На всех гирях, начиная с самой большой, было написано "16 кг".
- Интересно, - заметил дядюшка Хантер, - из какого металла сделаны самые маленькие гири? Судя по размеру из золота.
- Но это же художественный вымысел, - сказала тётушка, - каждый художник имеет право на своё видение мира. Я об этом читала в твоей любимой газете.
- Хм!
          Больше дядюшка ничего не ответил, а перешёл к следующему полотну. На нём изображалась разломанная пудовая гиря; заботливо выписанные  неровные края разлома поблескивали зернышками чугуна. Картину, безусловно, можно было использовать как пособие для начинающего металлурга. Дядюшка вслух прочитал подпись:

                ПУДОВАЯ ГИРЯ, РАЗЛОМАННАЯ В ЯРОСТИ

Привлечённая чтением тётушка взглянула на полотно, поёжилась и воскликнула:
- Ну, я тебе скажу, дядюшка. Совсем мне не хочется раздражать этого художника.
- Слава богу, мы с ним не встречались, - ответил дядюшка и перешёл к ознакомлению со следующей картиной. С ним вместе, опасливо озираясь, передвинулась тётушка. На этой картине изображалась чёрная гиря с множеством лунок, в каждой из которых блестели и переливались разными цветами стекляшечки.
- Прелесть какая! - сказала тётушка Хинтер.
- Изящная вещица, - заметил дядюшка Хантер.
- Вот здесь чувствуешь, что живопись несёт зрителю прекрасное, - сказала тётушка, - что там написано?

                ПУДОВАЯ ГИРЯ, ИНКРУСТИРОВАННАЯ БРИЛИАНТАМИ

- Нам бы такую, - мечтательно сказала тётушка.
- Ну да, - возразил дядюшка, - это же лишний вес. Пошли дальше.
Следующая картина поразила их буйством огня. Языки огня на полотне были настолько реалистичны, что посетители боялись, как бы искры не подпалили их усы и бороды. Надпись под картиной гласила: "Вид изнутри вагранки". Казалось бы, картина не имеет отношения к теме выставки, но, приглядевшись, дядюшка рассмотрел в уголочке полотна несколько мелких строчек.
- Подожди-ка, - сказал он тётушке, - тут что-то написано.
Дядюшка уткнулся носом в картину, и громко прочитал:

     Гири разные размером, цветом, формой, материалом,
     И мечты у них различны, и заботы и труды,
     Но пред высшею судьёю - пред мартеновскою печью,
     Как цветочки пред коровой, гири меж собой равны.

- Вагранка, это что и есть мартеновская печь? - спросила тётушка.
- Разновидность, - ответил дядюшка, хотя полной уверенности у него не было.
Но оставаться дольше возле картины становилось невмоготу. Жар от огня был нестерпимый, дядюшка в своём меховом жилете совершенно взмок, и почувствовал большое облегчение, обратясь к следующему полотну.
          На нем изображался массивный кожаный диван с полочками в верхней части спинки. Точно на таком диване помнил себя дядюшка малышом, когда он помещался в одном только уголке дивана, играя маленькими слониками, которых доставал с полочки над собой. Обычно слоников ставили в ряд по величине, вначале большой, затем поменьше, и так далее. Считалось, что слоники приносят в дом счастье. Вот и на этой картине полочка была заполнена. Только вместо слоников на ней помещались пудовые гири.
- Оригинально! - задумчиво сказала тётушка, - вместо слоников - гири. Тоже, наверно, приносят удачу!
- Угу. Особенно, когда пролетят мимо темечка.

          После этого язвительного замечания тётушка надулась, демонстративно отвернулась от дядюшки и уткнулась в следующую картину. Полотно называлось "Дамская сумочка" и изображало хорошенькую женскую ручку с висящей на локотке пудовой гирей. Гиря была оснащена молниями, кармашками и пряжками. Под надписью "16 кг" был приделан большой чёрный бант.
- Монтана! - не удержалась тётушка от восторга.
- Чепуха, - заметил дядюшка снисходительно, - иди-ка сюда, тут есть кое-что интересное.
          И действительно, картина, возле которой стоял дядюшка Хантер, изображала пудовые гири мужского и женского пола.
- Теперь понятно, - наставительно сказал дядюшка, - откуда берутся гири. Происходит объединение пудовых гирь разного пола и не надо нам рассказывать сказки, что гири приносит аист. Да и ни одному аисту, если ты желаешь знать, не поднять пудовую гирю. А ты всё твердишь, аист, аист.
- Я тебе о гирях ни слова не сказала, - вспыхнула тётушка, - не приводи меня в ярость. Лучше вспомни одну из первых картин.

          Дядюшка вспомнил и немедленно замолчал. Он сделал рукой знак следовать дальше, и они оба очутились перед удивительной картиной. Вначале было трудно что-либо разобрать. Приглядевшись, можно было увидеть, что нарисованный предмет является пудовой гирей, но эта гиря была чудовищно деформирована. Как будто огромная рука смяла гирю, выжимая из неё гиревой сок.
- Что же это такое!? - в ужасе спросила тётушка.
          Дядюшка наклонился к надписи и прочитал:

                ГИРЯ ПУДОВАЯ, ОТЖАТАЯ В УКСУСЕ

- Интересно! - Тётушка, уже без ужаса, а с любопытством глядела на картину.
- И не вздумай! - забеспокоился дядюшка, - мою гирю я выжимать не дам.
Но чувствовалось, что тётушка зажглась новой кулинарной идеей. Надо было срочно что-то предпринимать, и дядюшка завертел головой. Но на беду, вокруг были картины со своеобразными кулинарными сюжетами. Здесь были отварные пудовые гири, пудовые гири, тушёные с овощами, засоленные, законсервированные в банках, связки сушёных гирь и тому подобное. Висела также совершенно роскошная картина, на которой изображались пудовые гири, жареные на шампурах. Тётушка с огромным вниманием и интересом осматривала эту часть выставки. Губы её шевелились; она повторяла на память увиденные рецепты.
          Наконец тётушка нагляделась и, взяв дядюшку под руку, двинулась к выходу. Она спешила, чтобы не забыть увиденные деликатесы, и дядюшке пришлось упираться обеими ногами, останавливая её возле некоторых картин. Около одной они остановились, как вкопанные. Картина называлась "Часы с пудовыми гирями" и изображала напольные часы, на каждой гире которых помещались часы с гирями. На этих, уже четырёх, гирях находились часы с гирями, на которых, в свою очередь, были часы. И так до тех пор, пока можно было разглядеть часы или гири.
- Вот возни-то с установкой часов, - заявила тётушка.
- Точно, - поддержал её дядюшка, - и непонятно, по каким часам устанавливать все остальные.
- Дурацкая картина, - завершила обмен мнениями тётушка, - пошли одеваться.

          Но до выхода они успели осмотреть картину под названием "Два пуда", на которой были изображены две пудовые гири с продетыми одна в другую ручками. И ещё одну картину: на ней была нарисована гиря-телефон с двумя большими кнопками "1" и "6", и одной маленькой с надписью "кг".
- И как же прикажете звонить? - спросила тётушка.
- Нет ничего проще, - ответил дядюшка, - всего два номера "16" и "61". Значит это связь между двумя телефонами.
- А если нажать маленькую кнопочку?
- Ну... Может это вызов скорой помощи, - фантазировал дядюшка.
- Точно! Этому художнику определённо нужна помощь врача. Психиатра! - заявила тётушка.
          И они оба направились в гардероб. Сдав номерки-гири, дядюшка и тётушка оделись и пошли домой, вновь здороваясь с соседями.

          Квартира встретила их градом вопросов. Голова спрашивала:
- Ну, как? Каковы впечатления? Что скажете? Почём билеты?
- Не упали? Не замёрзли? Не проголодались? - заботливо осведомлялась киса.
А канарейка просто заливалась радостными трелями.
Тётушка прошла в комнату первой и вместо ответа ахнула. За ней появился дядюшка Хантер. Оба замерли в молчании: на полу, возле любимого дядюшкиного кресла стояла выкрашенная в зелёный цвет дядюшкина гиря. А на зеленом фоне красовались желтые ромашки.
- Роспись по гире, - торжественно произнесла голова, - авторское исполнение всех оставшихся в доме!

- Спокойнее! - это тётушка обратилась к дядюшке, - ты же видел, к чему приводит ярость. И потом, мне кажется, что когда ты в очередной раз соберёшься делать зарядку, тебе будет приятнее таскать такую весёленькую гирю. А теперь давай расскажем о наших впечатлениях.
          И тетушка унесла гирю на место, а дядюшка успокоился, уселся в кресло и начал свой рассказ. А вот как реагировала голова, какие реплики отпускала киса и что представляла себе канарейка, это уже другая история. 
 

*
«Засахаренная килька», глава 14