Игорь Тальков. Я вернусь!

Эльвира Ясная Воин
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на Землю с высоты.
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких Божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем
Мирам, что заблудились в темноте…

Так начинается одна из красивейших песен Игоря Талькова, поэта, композитора, яростного борца за правду и справедливость, человека искренне верующего в Бога, музыканта, положившего свою жизнь во имя неопровержимых истин. Сегодня нет на нашей эстраде людей, которые бы так открыто и смело обличали несовершенство власти, Игорь первым и единственным открыто рассказал широкой аудитории ту правду, которая скрывалась от русских людей много лет, правду, которую знал сам и те тысячи страдальцев, рассеянные по всей стране, что прошли весь ад ленинских, а затем и сталинских репрессий, и измученные, но не сломленные, ожидали того дня, когда Россия наконец-таки встанет с колен, гордо расправит плечи, и сбросит иго зла.

Род Тальковых происходит из казачьего сословия.

Дед Игоря, Максим Максимович Тальков был потомственным казаком, обожал лошадей, и, кроме того, слыл талантливым военным инженером. Он часто помогал людям и никогда не проходил мимо чужой боли. Это качество после передалось всем носителям фамилии. Дяди Игоря были одними из наиболее уважаемых офицеров. Отец, Владимир Максимович, был мастер на все руки, тихий, скромный человек.

Тихо, мирно, размеренно текла их жизнь, в надеждах на лучшее будущее, на счастье. Но все разрушилось в одночасье. Грянул гром, и поднялась буря революции.

Казаки во все времена слыли свободолюбивым, никому не подчиняющимся народом, поэтому они первыми были объявлены врагами народа. Ленин боялся тех, кто может мыслить самостоятельно, ему нужно было другое, сделать из народа одураченную массу, шагающую по его указке, и, судя по всему, шагающую в пропасть. Охота началась не только на самих казаков, но даже на их детей и внуков. Юноши и девушки, маленькие дети, все они попали под страшное «враг народа», а точнее не народа, как такового, а  новой власти, возомнившей себя царем Вселенной. Дальше анархия, хаос, боль, смерть.

Родители Игоря, Владимир Максимович и Ольга Юрьевна еще совсем молодыми отбыли немаленький срок ни за что. Им даже толком не могли объяснить причину, за что над ними так издеваются, унижают. Озверевшие следователи, давно привыкшие к методам средневековья, не считали себя обязанными что-либо объяснять. Дан приказ уничтожать, вот они и уничтожали, прекрасные рабы исполнители-каратели, жестокие палачи, шакалы, но не люди. Такой паутиной дикости была оплетена наша несчастная страна долгие годы, и самое печальное, что и сегодня столь многие не хотят принимать правду такой, какой она была, жесткой, неприкрытой.

После, оба отправленные в ссылку в далекий посёлок Орлово-Розово Чебулинского района Кемеровской области, Владимир и Ольга случайно познакомились. Для любви, настоящей, чистой нет преград. Она посылается Свыше, дабы поддержать в трудный час, чтобы человек не сломился не потерял веру в добро. Эта любовь спасла двух репрессированных, сделав их еще крепче, выносливее. В 14 апреля 1953 года родился первенец, Владимир. 4 ноября 1956 года на свет появился будущий социальный музыкант и горячий патриот своей измученной Родины, Игорь Тальков.

Как вспоминал Игорь в своей книге «Монолог», в детстве он горячо верил всему, что говорилось в школе, в пионер лагере, в газетах, по телевидению, по радио. Он верил в коммунизм и думал: всё, что говорят вожди коммунизма – правда. Будучи правдивым человеком и ненавидящим всякого рода ложь, он не мог думать иначе, не мог даже представить, что  люди способны так бесцеремонно врать, прикрываясь благом народным. Но оказалось, что некоторые, дорвавшиеся до власти способны….
Идеальная картинка начала рушиться, когда однажды его мама случайно обронила негодующее высказывание по поводу существующей власти. «Как ты можешь так говорить!», сказал Игорь, «Если ты не перестанешь так относиться к нашей власти, я и вовсе уйду из дома». В ответ было долгое молчание. Перед мысленным взором Ольги пронеслись страшные картины прошлого: тюрьмы, ненависть председателей и чинуш, унижения, боль. Несколько позднее, собравшись с духом, Ольга Юрьевна посадила перед собой еще маленького, но уже начинавшего многое осознавать сына, и рассказала ему все, как было, всю правду, от начала до конца. Это было первое сильное разочарование в мире. Впоследствии их было очень много, как в людях, так и в событиях.
Игорь стал приглядываться к жизни. Пелена ошибочных заблуждений спала с глаз. Но все равно он еще несколько лет не хотел принимать ту горькую действительность, которая была на самом деле. Он пытался разобраться во всем самостоятельно. Тальков много читал, изучал историю досконально, перевернул все архивы, мемуары, учебники, фото-, видеоматериалы. Наблюдал за современностью, оценивал. И в итоге пришел к тем мыслям, которые выразил в своих стихах и песнях, пронизанных глубокой болью за свою поверженную, обманутую, но все равно горячо любимую страну, Россию.

Песни писались одна за другой. В 18 их было уже десятки, в 20 – целая папка стихов, в 25 – богатейший багаж. Игорь, все это время выступающий с разными коллективами, время от времени пытался петь не только лирические, но и социальные песни. Но в то время выход ему яростно перекрывали. Выступив однажды с социалкой в клубе, он услышал: «Больше сюда не приходи… пожалуйста». Игорю запретили выступать там, впрочем, как и в других местах. Однажды его чуть не посадили, а всего то за легкий укор в адрес правящей верхушки. Там еще не было тех резких выражений, которые придут позже, но даже этого власти настолько испугались, что решили устранить потенциальную опасность со своего пути, дабы не заставлял народ мыслить в другом ключе, противоположном коммунистической пропаганде. Тогда дело было с огромным трудом улажено только благодаря тому, что Игорь выступал до этого в музыкальном коллективе с известным в Туле гонщиком, который имел хорошие связи. Обоюдными трудами певца вытащили из этой ситуации, и ему пришлось замолчать, ожидая своего часа.
Выхода к аудитории больше не было.  Так длилось много лет.
Что чувствует человек, душа которого горит жаждой правды, справедливости? Что чувствует человек, который видит, какой чудовищный беспредел творится вокруг, как одурманены люди, и не может сделать ничего, чтобы хотя бы заставить русский народ задуматься над своей жизнью, над тем маршрутом, которым идет много лет, не разбирая дороги? Как держится тот поэт, который пишет каждый день, как будто неведомая Сила Свыше заставляет писать один за другим стих, мелодию, песню, но понимает, что вновь придется класть всё это в ящик, без возможности донести до людей? Это очень тяжело, невыносимо тяжело.

Чтобы как-то жить и кормить семью, Тальков выступает в ресторанах. Самая неблагодарная публика в ресторанах. Там большинству нет никакого дела до того, что музыкант выворачивает душу перед ними, вкладывая глубокую суть в каждую ноту, в каждое слово. Они просто жуют, жуют, жуют, пьют, иногда дерутся, как жвачные животные. Долго работать перед такой публикой мыслящий Тальков не мог. Поэтому в быстром темпе он решил изучить аранжировку. Самостоятельно. Получалось хорошо, даже очень. Талантливого музыканта замечают звезды нашей эстрады, которым он пишет аккомпанемент к песням.
Игорь еще не до конца потерял надежду на то, что когда-нибудь ему удастся донести и свою музыку до людей, он надеялся, что его поддержат те, с кем работал в команде, те, кто некогда обещался помочь. Одним из таких «помощников» был Стас Намен. Отношения были вполне дружескими до той поры, пока Игорь однажды не сказал, что собирается в скором времени начать собственную музыкальную карьеру, Намен заявил: «Ты здесь никто, как я скажу, так и будет. А твои песни…. Ну, да хорошие. Но никогда, никогда ты их не донесешь. А я – звезда!» Больше с ним Игорь не работал. Он не был лицемером. Никогда. Лучше уж жевать сухой сухарь, или вовсе голодать, нежели терпеть такие унижения за гроши от человека, пораженного звездной болезнью.
Дальше было участие в группе Аллы Пугачевой. Уже тогда она собирала нечто похожее на сегодняшний «Х Фактор», объявляя, что мечтает помочь талантливым музыкантам и исполнителям. На самом деле, Алла просто заколачивала на неизвестных исполнителях хорошие деньги и распускала их, набирая новых. Игоря она взяла в группу потому, что он писал  песни. Послушав их Пугачева решила, что эти песни скоро станут ее достоянием, прима была уверена, что невостребованный автор не найдет ничего лучше, чем подарить их ей. Но получилось иначе. Выступления Талькова с его репертуаром пользовались бОльшим успехом, чем выходы самой Пугачевой. В этот же день тон ее разговора сменился со снисходительного на ненавидящий. Если прежде она много говорила на тему вечности дружбы и необходимости помогать друг другу, то теперь  опасно замолчала. Тур закончился. Исполнители вернулись по домам в надежде продолжения работы. Но работу продолжили все, кроме Игоря. Его имя преднамеренно было убрано из всех заметок, из всех отчетов группы, будто бы и не было вовсе.

После Пугачева делала все, чтобы помешать начинающему исполнителю выйти на свою дорогу. Второе разочарование в людях.
Немногие знают, что и сегодня наша Алла перекрывает кислород каждому, в ком увидит хоть какую-то конкуренцию. Вот почему наша эстрада так буйно пестрит пустышками, которых забудешь через секунду после того, как они уйдут со сцены….

После  было полное отчаяние и желание уйти в таксисты, полностью порвав с музыкой, чтобы не рвала душу. Но в час, когда жить уже не хотелось совсем, раздался телефонный звонок. На том конце провода друг говорил, что появилась возможность выступать в городском парке, там не было тех убийственных худ. советов, которые и не пропускали Талькова ни в 18, ни в 20, ни в 25. Казалось, что это розыгрыш. Слово худ. совет давно стал ассоциироваться со словом «конец», и было сложно осознать, что хоть где-то их не будет. Но было одно условие, концерты бесплатные. Петь можно все, что угодно, только не получая ни гроша. Вырученные со зрителей средства получали лишь организаторы выступлений. Талькову было все равно. Лишь бы петь то, о чем так болит душа. Пусть бесплатно. Деньги заработает по-другому, это не так страшно. С этого момента начинается постепенное восхождение на вершину успеха, гласности, силы.

В этот период многие друзья проявили свою истинную личину. Испытание горем еще некоторые выдерживают, а вот испытание победой друга, выдерживают не все, только настоящие, проверенные жизнью и бедами, перемешанными с удачами. До конца жизни у Талькова было лишь несколько друзей, которым он доверял, как себе. Другие отсеялись в течение нескольких лет: один предал, другой подставил, третий оставил
Порой разобраться, кто есть кто на самом деле, помогала Высшая Сила. Однажды, возвращаясь с ночной работы рано утром, Игорь проходил мимо полуразрушенного храма. Сердце больно защемило, когда  увидел, во что превратили нелюди этот светоч веры и добра. Вандалы разрушили всё, что можно, местные пьяницы заседали здесь, оставляя каждый вечер груды бутылок и прочего мусора. А кто-то, видимо возомнив себя героем, сбросил крест, который несколько лет назад люди пытались поставить на место, надеясь позже восстановить и храм. Этот крест, искореженный от мощного удара, изуродованный надписями, Игорь решил забрать, дабы больше ни одна сволочь не глумилась над Святыней. Но крест был слишком тяжелым, чтобы среди дня нести его по всему городу, могли принять за вора и пришлось бы долго объясняться с милицией. Он решил вернуться сюда вечером с товарищем, а пока спрятал крест в пристройке храма. Вечером они вернулись. Первым  в пристройку вошел этот товарищ, человек, которому Игорь верил бесконечно, почитая почти за брата. Но в ту же секунду крест, весь день стоявший в углу, прислоненный к дальней стенке, срывается и бьет вошедшего по голове. Удар был нешуточный. Не было понятным, как это вообще произошло. Друг вылетел из пристройки, как ошпаренный со словами: «Крест брать нельзя. Смотри, знак какой был дан!», на что Тальков ответил: «Ну, он же тебя ударил, а не меня, значит я все равно заберу». Крест он тогда забрал самостоятельно, пронеся его несколько километров. Дома, омыв его святой водой, сохранил до того момента, когда Епархия вспомнила бы о разрушенных святынях и пожелала бы забрать его назад. Кстати, тот друг, которого тогда так непонятно ударил крест, спустя неделю жестоко предал Талькова. Так Господь показал, что тот человек был враг, а не друг.

Удивительно, но с того дня, когда Тальков принес крест в свой дом, недобрые люди стали обходить его десятой дорогой. Прежде они часто захаживали к нему, теперь же через минуту начинали ощущать себя неуютно и быстренько уходили. Необъяснимо, но с того дня и сам Игорь стал чувствовать людей и ни разу больше не ошибался.
За 4 года работы на широкую аудиторию, которые ему были даны судьбой, Тальков успел сделать очень многое, пробудить людей от сна, заставив мыслить, понимать смысл происходящего.

6 октября Игоря Талькова убили. Он знал это заранее, и предупреждал об этом своих родных. Знал, и все равно шел по тому опасному пути, потому что иначе не мог. Знал и то, что его имя постараются смешать с грязью, ведь палачи уже были научены опытом с Цоем, когда убрав его с дороги, сделали певца народным героем. Здесь же они были хитрее и подлее. Но мыслящие, разумные люди поняли все сразу. Почему убийцу никто не стал искать, почему все закрутили, запутали, почему все так произошло.

Но поэты не умирают никогда!

«В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют.
Они уходят вдаль, но никогда не умирают.
И в песнях, и в стихах своих живут…»

А еще он говорил: «Я вернусь».

P.S.

Игорь продолжает жить в другом мире. Он все видит, слышит, знает то, что творится на Земле. И продолжает писать песни. Если бы люди слышали эти новые песни! Какие же они красивые!