Личность и общество в школьном воспитании

Максим Странник Петров
Рецензия на фильм "Мимо окон идут поезда". Часть 2.
(Начало http://www.proza.ru/2014/09/08/1697)
Суть фильма - это борьба 2-х начал. Директор защищает престиж школы, защищает свою территорию. Это на одной чаше весов. На другой: молодая учительница отстаивает ценность личности человека, его индивидуальности. Она считает, что индивидуальное надо выделять и развивать. Тем более, нельзя подавлять индивидуальное. Директор пытается ради престижа школы полностью задавить индивидуальное. И делает он это не только с детьми, но и с учителями интерната. Он превращает их в винтики отлаженного механизма. Мы это хорошо видим на примере учителя математики. Изначально талантливый неординарный человек, учитель от Бога превращается в чеховского "человека в футляре". А молодой учитель физкультуры становится соглашателем, дающим совет начинающей учительнице: не лезь на рожон.

Механизм подавления личности хорошо виден на школьной линейке. Коллектив детей награждается за успехи. Личность наказывается за плохое поведение. Ученика унижают перед всеми. И наказывают заодно весь класс, лишая заслуженной награды. Смысл в том, что коллектив всегда прав. Личность только тогда, когда его мнение совпадает с мнением коллектива.

Молодая учительница защищает личность, индивидуальность. Давая возможность Саньке Зенькову драться один на один со своими обидчиками, она даёт возможность ему ощутить себя личностью. Предлагая на репетиции спектакля делать капустник, она пробуждает в детях собственный интерес, инициативу, творческое начало.

Для директора цель - создание идеально работающего механизма (интерната). Для учительницы уникальной системой является сам человек. И только он сам может определить своё место в жизни.

Пример достижений директора - старший воспитатель Раиса Васильевна. Она живёт не своей жизнью, а волей своего начальника. И даже говорит словами директора.

Директору такой воспитанник, как Санька, помеха. Санька - человек, у которого есть своё собственное "я". Он готов защищать свою честь и достоинство. У него есть совесть. Он даже своего врага Геннадия не готов подставлять, хотя все обвиняют в воровстве именно Геннадия. И есть хороший шанс выйти сухим из воды и отомстить обидчику.

И система рождает исполнителей по подавлению личности на местах. Геннадий в 7-м классе реализует директорскую модель, нападая именно на Саньку. Геннадий окружил себя помощниками ("шестёрками"), которые исполняют его волю. Он выигрывает у Саньки в бильярд. И теперь Санька должен стать его рабом или платить выкуп.

Но мы подошли к гораздо более серьёзной теме, которая выходит далеко за пределы интерната. Я даже думаю, что этот талантливый фильм пролежал на полке не из-за эмиграции актёра Льва Круглого. В фильме есть подтекст, наносящий удар по советской идеологии коллективизма.

В чём был главный смысл построения социализма? Главной идеей существования советского государства была идея создания системной оппозиции капитализму с его психологией индивидуализма. Т.е. цель - не построить гармоничное общество в соответствие с Божественным промыслом, а доказать, что коллективистское мировоззрение более эффективно, чем индивидуалистическое. Запад пропагандирует только индивидуальное начало, потребности индивида. Частная собственность - это священная корова передовых западных стран. При этом, возникает неравенство, создаются условия для эксплуатации человека человеком. Следовательно, социализм должен быть построен на идеях коллективной собственности. Коллективизм - основа экономики и жизнеустройства.

Сама коллективизация, проведённая в России, вызывает до сих пор неоднозначную оценку. Одни видят в ней только массовые репрессии, зло, разрушенные судьбы. Другие, связывая всё, что происходило после смерти Ленина, с политикой Сталина, идеализируют события, рассматривая только успехи советского государства.

На самом деле, трудно представить себе, можно ли было в условиях разрухи и голода сделать как-то по-другому. Та общинность жизнеустройства, которая существовала на протяжении многих веков на Руси, была подорвана крепостным правом, церковными реформами и началом развития капитализма в Российской империи во второй половине 19 века. То, что создаётся столетиями, особенно в сфере психологии, нельзя построить за 10 лет. А требовалось в минимальные сроки создать новое государство, устойчивое, сильное, вызывающее уважение ведущих мировых держав. В такой момент истории приоритет общественного над личным неизмеримо возрастает. Но необходимо глубокое понимание и высокое чувство ответственности за судьбу страны каждого члена общества. А где его взять в стране, прошедшей братоубийственную войну, разруху, распад государственных структур, раздираемую противоречиями.

Для того, чтобы накормить молодое государство, нужно развитое сельское хозяйство с элементами плановой координации всех действий. А оно состояло, в основном, из индивидуальных хозяйств. Середняки, которые, в основном, кормили сами себя. И зажиточные хозяйства, которые использовали дешёвый наёмный труд, продавали по рыночным ценам. Для таких хозяйств даже не важно было, кто управляет государством, что происходит. Главное, чтобы их не грабили. А урожайность в среднем по России всегда была низкой по сравнению с Европой. Это связано не с ленью или оттоком жителей в города, а с географическим и климатическим расположением территорий. В Европе урожайность была в 2-3 раза выше. Чтобы накормить Россию, необходима была мобилизация всех сил. Колхозы были идеальным выходом. Но добровольное сначала дело не пошло. Те, кто готов был вступать в колхоз, неимущие крестьяне, не могли обеспечить колхозы средствами производства и скотом. А середняк и кулак жил только своими интересами. Вот и началось закручивание гаек.

Колхозы - это искусственная попытка воссоздать сельскую общину. Но настоящая община - это объединение снизу под влиянием внешних обстоятельств для целей выживания. Это осознанная необходимость. Кроме того, это саморегулируемый и самоуправляемый механизм. Члены общины сами ставят себе задачи, сами их решают. И это развивалось на протяжении веков. Большинство советских крестьян не ощущали необходимость такого объединения. Да и процессом объединения руководили люди со стороны. Истинные цели не были понятны. Но не было бы коллективизации, и государство бы начало распадаться. Советская власть не удержалась бы.

Здесь важно понять, что коллективное начало отличается от коллективизма. Также как индивидуальное начало отличается от индивидуализма. И коллективное и индивидуальное необходимо. Через их взаимодействие происходит развитие. А коллективизм и индивидуализм, как и любой "изм", это выбор только одной крайности. Есть социальная (общественная) жизнь людей. А есть социализм, как непримиримая борьба коллективного начала с индивидуальным.

Интернат в фильме "Мимо окон идут поезда" - это модель советского общества. Трудно предположить, что где-то в Сибири директор интерната строит какую-то свою частную вотчину. Он, безусловно, верит в правильность того, что делает. И находит подтверждение своей правоты в том, что его действия одобряют вышестоящие инстанции. Ему ставят задачу - создать советского человека, готового пожертвовать своими личными интересами в пользу общественных. На самом деле, в пользу решений коммунистической партии, которая и является "руководящей и направляющей силой". Надо и Западу постоянно доказывать преимущества советского образа жизни, советской плановой экономики, советского образования. На СССР смотрели не только страны капитализма, но и страны образовавшегося после войны социалистического лагеря. Они тоже должны верить в то, что не зря выбрали путь социалистического развития. Именно поэтому делегации из Чехословакии директор хочет показать образцовое учреждение. Именно поэтому для него престиж интерната стоит на первом месте. Престиж интерната. Престиж советского государства. Престиж социалистического образа жизни.

В СССР нельзя было говорить о каких-то крупных недостатках. Только о достижениях. Всё должно непрерывно расти. Сегодня завод производит такое-то количество продукции. Завтра он, кровь из носа, должен произвести больше. Даже ценой непрерывного износа производственных мощностей. В ущерб модернизации производства. Ведь чтобы поставить цех на реконструкцию, надо снизить в целом по заводу объём производства. Но есть план, спущенный сверху. За его невыполнение по голове не погладят, а по шапке дадут. Поэтому те передовые директора заводов, которые заботились о будущем своего производства, на свой страх и риск занимались модернизацией, воюя с министерствами, партийными органами, получали выговоры, и даже снимались с руководства. Не каждый мог выдержать такой накал страстей. Кто-то портил себе карьеру. Кто-то терял здоровье и жизнь. Но были и исправные исполнители, которые ежегодно рапортовали об очередных успехах, о выполнении и перевыполнении планов. Доходило до абсурда. В одном романе о жизни научно-исследовательского института со своим опытным производством директор должен разработать и выпустить опытную партию новых пылесосов. А ему сорвали смежники поставку вентиляторов. Тогда он закупил партию новых пылесосов, вытащил оттуда несколько тысяч вентиляторов, а остальное отправил на свалку. План был выполнен. Но какими усилиями. И какой ценой.

В интернате появился человек, молодая учительница, которая не стремится делать так, как хочет директор. Она имеет собственное мнение. Она личность. И хочет, чтобы и дети росли как личности. Фёдор Фёдорович - функционер, винтик в бюрократическом механизме. Он исполняет волю вышестоящих инстанций так, как он это понимает.

А школа должна быть местом, где личность развивается. Но развивается в рамках общественной жизни. Школа должна показывать пример согласования интересов личности и интересов общества. Но не через подавление одного другим, а через развитие, сотрудничество.