М. Ю. Лермонтов о поэте, поэзии и толпе

Зоя Орлова
В чем трагизм звучания темы поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова?

Как в его лирике отразился конфликт поэта и толпы?

Попробуем найти ответы на эти вопросы в произведениях Лермонтова. Он, как и все поэты, размышляет о своём предназначении и о своём творчестве.
В стихотворении «Дума» поэт сообщил, что с печалью смотрит на молодое поколение, у которого «грядущее иль пусто, иль темно»; он беспокоился о том, чтобы и его не причислили к тем «позорно малодушным», «презренным рабам», чья жизнь пройдёт «без шума и следа».

Проблемы противостояния с властью начались в связи с политической направленностью стихотворения «Смерть поэта». Ссылка, участь изгнанника – всё это способствовало формированию личности, конфликтующей с обществом. В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён» Лермонтов отразил чувства человека, испытывающего желание уединиться, уйти от шумной, праздной толпы и «забыться» хотя бы в мечтах:

Так, царства дивного всесильный господин –
Я долгие часы просиживал один.

В последних строчках этого стихотворения содержится такой вызов, который не мог способствовать сближению поэта со светским обществом:

О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!

Отсюда такие последствия: «и скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды...». В исследованиях биографов М.Ю.Лермонтова нет сведений о его близких друзьях, которые могли бы помочь поэту в трудные времена. Видимо, отвлечь его от страданий и одиночества действительно было некому, и это приводило к разочарованиям, к мыслям о бесполезности желаний:

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – всё лучшие годы!

Если человек разочарован в любви, в страстях, в мечтах, тогда возникает такой ужасный для молодого человека вывод:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка.

Тема страданий одинокого человека, отвергнутого обществом, своеобразно звучит в стихотворении «Листок». Здесь под образом листка, используя приём аллегории, поэт подразумевает человека, гонимого «жестокою бурей», оторванного «от ветки родимой». О нелёгкой его доле сообщается в словах «засох и увял он от холода, зноя и горя». Но надежда жива, и есть желание найти приют в новом мире, обрести покой, тепло и дружбу. Однако для общества «чинары» и её «сыновей» листок остаётся чужим, ненужным. Казалось бы, судьба бедного странника и его мольбы должны были затронуть любое сердце, вызвать жалость и сострадание.

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я...

Но чинара жестока и надменна, она лишает странника последней надежды, напоминая своим высокомерием представителей высшего света. Листок, как и человек-пришелец, если он «сынам... свежим не пара», может оказаться непризнанным в обществе.

В стихотворении «Тучи» тема изгнанника, лишённого свободы в выборе места проживания, также передана в форме иносказания и соединена здесь с темой бесправия человека в государстве. Человек завидует тучкам, которые «изгнать» невозможно, потому, что у них нет родины.

А в произведении «Поэт» раскрывается проблема, связанная с зависимостью «собратьев по перу» от денег и власти, когда творец утрачивает свободу и «своё назначенье», как кинжал, служивший некогда в качестве оружия и ставший впоследствии «игрушкой золотой», украшением на стене в доме хозяина. Очень важно, считает Лермонтов, чтобы поэт не променял на золото силу таланта, имеющего власть над сердцами и умами современников, чтобы «мерный звук... могучих слов воспламенял бойца для битвы».

Огромное значение придаёт Лермонтов влиянию поэтического слова на человека, сравнивая стихи с «чашей для пиров» или «фимиамом в часы молитвы». Если произведение творца несёт в себе «отзыв мыслей благородных», витает над толпой, «как божий дух», то оно играет роль «вечевого колокола», то есть тревожит сердца, заставляет людей мыслить, принимать решения, действовать. И главное – поэтические произведения должны нести в себе истинные ценности. Лермонтов советует не бояться быть осмеянным, чтобы избежать большего зла и  не покрыться «ржавчиной презренья».

Настоящий поэт, несмотря на трудности своего призвания, остаётся верным своему предназначенью, не способен отступать, трусливо подчиняться толпе в угоду мелким страстям. В стихотворении «Пророк» Лермонтов нарисовал судьбу поэта-пророка в обществе. Нелегка, чаще всего, участь человека с высоким чувством долга, который осознаёт ответственность за своё творчество, понимает, что писателю и поэту важно предвидеть, «как слово наше отзовётся». Поэт с активной жизненной позицией должен быть готов к непризнанию и, возможно, к осуждению:

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Побег в целях уединения от общества или вынужденное одиночество в результате изгнания не решают проблемы, и от поэта-пророка требуется мужество, готовность к самопожертвованию. Жизнь в нищете и без поклонников творчества, когда стихи только «звёзды слушают», выдержит далеко не всякий творец. Носить гордое имя Поэта, помнить которого будут в веках, стихи которого высоко оценят потомки (в редком случае - и современники), сможет тот, кто выдержит гонения, травлю, непризнание толпы и, возможно, бедность.