Апология на книгу Иисуса Навина. Часть 2

Николай Старовойтов
<<А город и всё,что в нём,сожгли огнём>>(Иис.Н.6:23).Раскопки показали сильные признаки пожарища и разрушения.Были обнаружены в раскопках слои угля и золы,и разрушенные огнём стены.Сильно пострадала от огня внешняя стена.Жилые дома около стен были разрушены до основания.Нижний слой земли был перемешан с обгорелым мусором,в котором были ямы с белой золой,покрытые слоем свалившегося красного кирпича.
<<Но вы берегитесь заклятого>>(Иис.Н.6:17).Гарстэнг обнаружил под золой и упавшими стенами руины кладовых,с обильным запасом провианта:пшеницы,ячменя,чечевицы,фиников и других продуктов,которые от сильной температуры превратились в уголь,не тронутые и не съеденные.Всё это служит доказательством того,что победители воздержались от пользования этими запасами.
В 1952-1958 гг. раскопки Иерихона продолжила другой археолог,Кэтлин Кеньон.Она пришла к заключению,что рухнувшие стены,которые обнаружил Гарстэнг,были на сотни лет древнее,чем он полагал.Она датировала крупное разрушение Иерихона ХVl веком до н.э. и сказала,что в то время-когда,по данным Библии,эту землю завоёвывал Иисус Навин- никакого города на месте Иерихона не было.Кеньон сообщает о возможных признаках другого разрушения,которое могло произойти на этом месте в 1325 году до н.э.,и говорит:<<Если связывать разрушение Иерихона с завоеваниями Иисуса Навина,то это [последняя дата]- дата,предполагаемая археологией>>.[5]
Означает ли это,что Библия неправа?Вовсе нет.Следует помнить,что,хотя археология и открывает нам <<окно>> в прошлое,не всегда через это <<окно>> можно всё чётко рассмотреть.Иногда за ним лишь густой туман.Как подмечается в одном комментарии:<<К сожалению,археологические доказательства фрагментарны и поэтому ограничены>>[6].Это особенно справедливо в отношении ранних периодов истории Израиля,которые имеют не много точных археологических доказательств.А что касается Иерихона,то здесь всё ещё менее ясно из-за сильной эрозии почвы в этой местности.

Пределы археологии
Сами археологи признают пределы своей науки.Например,Йоханан Ахарони объясняет:<<Когда речь идёт об историческом или историко-географическом толковании,то для получения полной исторической картины археолог выходит за рамки точных наук и должен полагаться на субъективные оценки и гипотезы>>[7].В отношении дат,присваиваемых различным находкам,он добавляет:<<Поэтому нельзя забывать,что не все даты абсолютно точны и что они в различной степени сомнительны>>,-но при этом делает оговорку,что сегодня археологи могут быть более уверены в своей датировке,чем раньше[8].
В труде <<Мир Ветхого Завета>> задаётся вопрос:<<Насколько объективен или научен археологический метод?>> И приводится следующий ответ:<<Археологи более объективны,когда раскапывают находки,чем когда описывают их.Предвзятости археологов влияют также и на методы проведения ими раскопок.Углубляясь в землю слой за слоем,они неизбежно разрушают часть доказательств и поэтому никогда не могут проверить свой "эксперимент" путём повторения.В этом археология уникальна среди других наук.Более того,из-за этого составление археологических отчётов-дело чрезвычайно требовательное и таящее в себе множество ловушек>>[9].
Итак,археология может быть очень полезной,но,как и всякое занятие человека,она не чужда ошибок.Хотя археологические теории интересны,никогда не следует воспринимать их как неоспоримую истину.Если археологи трактуют свои находки так,что это противоречит Библии,нельзя автоматически заключать,будто Библия неправа,а археологи правы.Известно,что их интерпретации изменчивы.
Интересно,что в 1981 году профессор Джон Бимсон снова занялся историей разрушения Иерихона.Он пристально изучил материал об огненном уничтожении города,которое,по данным Кэтлин Кеньон,произошло в середине XVI века до н.э.По мнению Бимсона,не только разрушение Иерихона соответствует библейскому сообщению о разрушении города Иисусом Навином,но и археологическая картина Ханаана в целом превосходно согласуется с библейским описанием ханаанской земли во время вторжения Израильтян.Поэтому Бимсон предполагает,что археологическая датировка неверна и что на самом деле город был разрушен во времена Иисуса Навина[10].

В Библии записана подлинная история
Это наглядно показывает,что археологи часто противоречат друг другу.Следовательно,неудивительно,что кто-то согласен с Библией,а кто-то нет.Тем не менее некоторые учёные начинают уважать историчность библейского повествования,если не во всех подробностях,то хотя бы в целом.Вильям Фоксвелл Олбрайт представил одно из философских направлений,когда написал:<<Наблюдается возврат к признанию того,что религиозная история Израиля точно изложена как в целом,так и в частностях...В итоге мы сейчас снова можем считать всю Библию от начала до конца достоверным документом по религиозной истории>>[11].
В действительности в самой Библии содержатся свидетельства точности истории.В отличие от сюжетов большинства древних легенд и мифов,события,описываемые в Библии,связаны с конкретными периодами времени и датами.Многие из записанных в Библии событий подтверждаются обнаруженными надписями,относящимися к тому же времени.Если же между Библией и какой-либо древней надписью существует расхождение,то это часто можно объяснить нежеланием древних правителей писать о собственных поражениях и их стремлением преувеличить свои успехи.
Действительно,многие из древних надписей- это не правдивая история,а официальная пропаганда.Те же,кто писал Библию,напротив,проявляли исключительную честность.Известные люди древности,такие,как Моисей и Аарон,изображаются со всеми присущими им слабыми и сильными чертами.Честно рассказывается об ошибках даже великого царя Давида.Неоднократно сообщается о прегрешениях еврейского народа в целом.Такая искренность свидетельствует о правдивости и достоверности Библии,а также придаёт вес словам Иисуса Христа,которые Он произнёс в Первосвященнической молитве Отцу:<<Слово твоё есть истина>>(Иоан.17:17).
Далее Олбрайт сказал:<<Во всяком случае по содержанию Библия превосходит все ранние литературные произведения религиозного характера;а по простоте вести и универсальности [всеобщности] её обращения к людям всех времён и народов она столь же впечатляюще превосходит и все последующие литературные произведения>>[11].Современным мыслителям-рационалистам не удалось доказать,что в Библии представлена неверная историческая информация,тогда как сама Библия со всей очевидностью свидетельствует о своей точности.

Исполнение пророчества: восстановление Иерихона
Иис.Н.6:25-26:<<В то время Иисус поклялся и сказал:проклят пред Господом тот,кто восстановит и построит город сей Иерихон;на первенце своём он положит основание его,и на младенце своём поставит врата его.И Господь был с Иисусом>>.
3 Цар.6:24:Во дни Ахава,царя Израильского <<Ахиил Вефилянин построил Иерихон:на первенце своём Авираме он положил основание его,и на младшем своём Сегубе поставил ворота его,по слову Господа,которое Он изрёк чрез Иисуса,сына Навина.>>Удивительное исполнение пророчества Иисуса Навина.<<Библейская хронология>> Российского Библейского Общества (1998) датирует время правления Ахава 874-853 гг.Руины Иерихона свидетельствуют о том,что они были почти постоянно заселены от времени Авраама и до дня покорения Иисусом Навином,а с этого времени нет признаков обитаемости до lX в.до н.э.,то есть вплоть до времени Ахава,и руины его были весьма незначительными.В слое времени Ахава был найден большой дом,возможно Ахиила (см.выше).В каменной стене ворот был найден сосуд с остатками ребёнка и два других подобных сосуда в стенах одного из домов.

Глава 7.
Около Гая Израильтяне потерпели поражение по причине преступления Ахана.Скоро после чудесного перехода через Иордан и взятия Иерихона поражение у Гая было весьма неприятным переживанием для Израиля.Здесь они получили поучительный урок.Бог их не оставил,но Он хотел научить их послушанию.Грех Ахана и его последствия преподают нам урок,который сводится к тому,что Божий народ един и неделим,каждый член его ответственен перед обществом.См.1 Кор.5:1-7;12:12-14,26.Грех,нерадение,недуховность одного верующего вредит всему общему делу Христову.

Апологетический комментарий:Вефиль
Из слов в Иис.Н.8:9,12,17 видно,что следующая битва была за оба города:Гай и Вефиль (Иис.Н.8:28;12:9,16),и что оба города были разрушены.Расстояние между ними было всего 1,5-2,5 км.
Вефильский (Бейтанский) курган был раскопан в 1934 г. Каильской мемориальной экспедицией,под обоюдным руководством Американской школы в Иерусалиме и Ксенийской богословской семинарии в Питсбурге,под руководством В.Ф.Олбрайта.Они обнаружили,что разрушение города совпадает со временем вторжения Иисуса Навина,которое сопровождалось <<ужасным пожаром>> и <<сильной битвой>>.В руинах домов пепел достигал метра высоты,а разбитые статуэтки идолов свидетельствовали,что виновником разрушений был иноземный захватчик.Обнаружены были целые глыбы упавших и обгорелых стен,толщиной в 2,5 м из красного кирпича,чёрной золы из перегоревшей земли и других обгорелых отбросов.Нигде в других местах Палестины,говорит Олбрайт,он не видел такого великого пожарища.

Глава 8:30-35.Повторение закона у горы Гевал
Это повеление было сделано Моисеем (Втор.27).Сихем был в центре долины неописуемой красоты,между горой Гевал и горой Гаризим.На этом месте Иисус Навин в торжественной обстановке прочитал книгу закона для израильского народа.И вот,когда провозглашалось известное положение закона,<<то на благословение его с горы Гаризим и на проклятие его с горы Гевал народ отвечал громким и дружным "аминь",подтверждая этим истинность и неизбежность как благословений за исполнение закона,так и проклятий за его нарушение.-Место,где совершён этот торжественный акт,способно было вместе с тем влить новое мужество в народ и одушевить его самыми возвышенными чувствами.Кругом волнообразно шли холмы,зеленевшие по склонам виноградниками и нивами;среди них изумрудной полосой лежала долина Сихемская,та самая,где некогда Авраам воздвиг свой первый жертвенник Богу и Иаков устроил свою первую ставку в земле обетованной (Быт.Xll,7;XXXlll,19),и по обоим её концам великанами высились горы Гаризим и Гевал,дружный "аминь" с которых громовыми отголосками разносился по долине,замирая в отдалённых холмах.И с этих гор пред изумлёнными глазами народа развёртывалась чудесная картина всей средней Палестины.На севере последовательно возвышались Гелвуй,Фавор,Кармил и убелённый снегами северный страж земли-Ермон,с зеленеющими между ними долинами и равнинами.К востоку сверкали прозрачные воды озера Геннисаретского с тянущеюся от него голубою лентою Иордана,а к западу виднелась чудная синева Средиземного моря с окаймляющей его песчаной полосой.Таким образом как бы вся земля обетованная была свидетельницей великой клятвы Израиля,и вся она,с её горами,озером,реками,холмами и долинами,была торжественно посвящена Господу.>>[12]

Апологетический комментарий: Гаваон
В Гаваоне не обнаружено следов пожара и опустошений,что подтверждает библейское повествование.Гаваон ведь добровольно капитулировал и таким путём избежал уничтожения (Иис.Н.9:3-27).Стоит привести важную подробность-раскопки подтвердили Библию ещё в одном отношении.В книге Иисуса Навина 10:2 мы читаем дословно:<<...Гаваон город большой,как один из царских городов...>>.Раскопки Гаваона велись в 1956-1962 гг.,руководитель работ Дж.Б.Притчард.Руины Гаваона были обнаружены в иорданской деревне Эль-Джиб,примерно в 8 км к северо-западу от Иерусалима.Гаваон состоял из многочисленных улиц,площадей,храмов и общественных зданий.О его богатстве нам говорит множество предметов из бронзы,найденных в гробницах и развалинах домов.Установлено также,что его жители вели в больших размерах международную торговлю,так как среди кувшинов,кубков,блюд,статуэток,ножей,скарабеев и перстней найдено поразительное количество сосудов,происходящих с Кипра и из Сирии.Чем торговали жители Гаваона?Судя по цистернам для выжимания винограда и по просторным пещерам для хранения виноградного сока,они производили и экспортировали вино.Найдены даже большие кувшины с выгравированным названием <<Гаваон>>.В них посылали вино заграничным клиентам.
Благодаря этим археологическим открытиям стало ясно,почему жители Гаваона капитулировали на условиях,не приносящих им чести.Это были купцы,которым торговля была ближе,чем военное ремесло.И они достигли своей цели,хотя и ценой политической независимости.Хорошо сохранившиеся крепостные стены,как и другие архитектурные памятники,говорят нам,что Гаваон избежал судьбы многих ханаанских городов и продолжал процветать под гегемонией Израильтян.

Апологетический комментарий
Израильтяне в Египте
<<В египетских документах подробно говорится об установленных для бригад наёмных рабочих нормах выработки земляных кирпичей.В одном из таких текстов (...) упоминается племя хапиру (по-вавилонски <<хабире>>),которое занималось добычей камня для царского строительства в Мемфисе.
В состав хапиру могли входить и израильтяне.Само это слово обозначает людей,у которых нет ни родины,ни собственности.Среди них,видимо,были (...) изгнанные (...) голодом [ср.Бытие 41-Исх.5-Н.С.].Они брались за временную работу,и при сильном царе их нетрудно было держать под контролем.Но при слабых правителях хапиру могли стать опасными для правопорядка.Многие учёные полагают,что от слова <<хапиру>> и произошло слово <<еврей>> [древнееврейские племена-<<хебраи>>-Н.С.].>>[13]
Вторжение в Ханаан
В 1887 году было найдено при раскопках в руинах столицы фараона Эхнатона- теперешней арабской местности Телль-Эль-Амарна,в Египте,множество глиняных клинописных табличек,которые оказались дипломатическими письмами мелких палестинских князей к египетским фараонам.Как минимум часть этих писем относится ко времени вторжения в Ханаан израильтян во главе с Иисусом Навином.Из этих писем видно,что в то время сражений Иисуса в Ханаане ханаанские князья признавали над собою верховную власть фараонов;князья выражали свои верноподданические чувства; в одном из этих писем князь Абди-Хиба из Иерусалима извещает фараона о вторжении в Ханаан кочевого племени хабиру[14] (ср.Иис.Н.10:1-4);помощи в борьбе с пришедшими из пустыни захватчиками просили также вассалы из г.Мегиддо,Гезер,Аскалон и Лахис;важно,что в одном из писем упомянут вождь по имени Иешуа-Иисус (см.комментарий в начале этой Апологии).
В Египте знали о вторжении
В начале ХХ века археологи обнаружили древнейшие египетские вазы,на которых фараоны надписывали названия враждебных или взбунтовавшихся палестинских городов.Сосуды эти в знак проклятия разбивали во время больших религиозных торжеств.В представлении древних египтян,это был не только символический акт: в Египте верили,что уничтожение названий народов,городов или имён отдельных людей влечёт за собой их подлинную гибель.Важно то,что на осколках удалось прочитать названия ряда ханаанских городов,упомянутых в Библии;факт этот служит доказательством того,что Библия отразила достоверные события.

Апологетический комментарий: Уникальные чудеса
Гаваонитяне,перепуганные падением Иерихона и Гая,поспешили поработить себя Израильтянам.Это событие побудило царей Иерусалима,Хеврона,Иармуфа,Лахиса и Еглона выйти на войну с Гаваоном.Иисус Навин выступил со своим войском на защиту Гаваона.В результате произошла известная битва около Гаваона и Вефорона.<<Когда же они [Аморреи] бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской,Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека,и они умирали;больше было тех,которые умерли от камней града,нежели тех,которых умертвили сыны Израилевы мечём.Иисус (<<сильный верою во всемогущество Божие>>[15]) воззвал к Господу в тот день,в который предал Господь Аморрея в руки Израилю,когда побил их в Гаваоне,и они побиты были пред лицем сынов Израилевых,и сказал пред Израильтянами:стой,солнце,над Гаваоном,и луна,над долиною Аиалонскою!И остановилось солнце,и луна стояла,доколе народ мстил врагам своим.(<<Это новое необычайное чудо опять показало израильтянам,какого сильного Помощника и Покровителя имеют они,и вместе с тем ещё более устрашило хананеян,которые теперь видели,что сами боги их (солнце и луна) стали на сторону народа-завоевателя.>>[15]<<Кроме своего чисто физического значения чудо это имело и весьма важное религиозно-нравственное значение.Оно показывало ханаанским народам,боготворившим солнце и луну под видом Ваала и Астарты,что Иегова,Бог израильский,есть единый истинный Бог и в Его всемогущем распоряжении находятся те светила,которые безумно боготворились язычниками.Последние таким образом,кроме жестокого физического поражения от израильтян,понесли и не менее сильное поражение нравственное,которое должно было окончательно отнять у них всякое мужество в борьбе с пришельцами.>>[16]Не это ли написано в книге Праведного:<<стояло солнце среди неба,и не спешило к западу почти целый день>>?И не было такого дня ни прежде ни после того,в который Господь так слышал бы глас человеческий.Ибо Господь сражался за Израиля.>>(Иис.Н.10:11-14 с цитатами из А.Лопухина).
<<Повествование св.Библии об Иисусе Навине,<<остановившем солнце>>,является одним из излюбленных мест нападок и возражений со стороны безбожников.Но новейшие исследования и открытия науки,а также археологические работы,производимые в Месопотамии,с несомненностью подтверждают историческую достоверность всех библейских событий.
Известный английский учёный,археолог Артур Гук (ум.в 1852 г.),касаясь вопроса о чуде Иисуса Навина,говорит:<<Прежде всего уясним себе:нет места для постановки вопроса-мог ли Бог совершить такое чудо;вопрос скорее в том-совершил ли его Бог... если кто-нибудь говорит мне,что чудеса невозможны,то он предлагает мне принять теорию,будто Создавший вселенную не имеет силы приспособить впоследствии часть созданного для Его,собственных целей;иначе говоря-Создавший целое будто не может изменить часть его.
Ведь это же абсурдно!
При тщательном исследовании текста,мы обнаружим,что в нём есть несколько важных мыслей,которыми можно воспользоваться,как данными с астрономической точки зрения.Дело в следующем.В то время,когда для человека,стоящего на дороге ведущей к горе Вефоронской,солнце было видно над Гаваоном,а луна над долиной Аиалонскою,то дождь <<больших камней>> падал с небес между Вефоронской дорогой и Азеком,и сутки были удлинены почти на 24 часа.
Теперь обратим внимание на слова Иисуса Навина в его молитве:в ней мы находим,что просьба его была буквально следующей:<<Будь,солнце,безмолвно (тихо,спокойно) над Гаваоном>>.Здесь приведено еврейское слово <<дамам>>,обозначающее-<<быть безмолвным,или бездейственным>>.Так например,в псалме 29:13 читаем:<<Да славит Тебя душа моя и да не умолкает>>-<<дамам>>.Именно это слово употреблено в еврейском оригинале во всех трёх случаях вышеприведенной записи Иисуса Навина,где мы читаем:<<стой>>,<<остановись>> или <<стояло>>.
Наука доказала,что свет имеет вокальное свойство:иначе говоря,быстрое колебание или дрожание в эфирных волнах,что и представляет собою свет,-вызывает особенный звук,хотя наши уши не имеют достаточной чувствительности,чтобы разслышать его.Существует мнение многих учёных,что действие солнца на Землю заставляет последнюю вращаться вокруг её оси.
Чтобы день мог быть продлён,по желанию Иисуса Навина,вращение Земли вокруг её оси-если принять эту теорию за правильную-должно было бы,до некоторой степени,задержаться.Причём явление это могло бы иметь место в результате нейтрализации уменьшения или,в некотором роде,противодействия в процессе влияния солнца на Землю.
Отсюда явствует,что слова Иисуса Навина находятся в точном согласии с открытиями современной науки:<<солнце,будь безмолвно,или бездейственно>>.
Если,поэтому,влияние солнца временно было уменьшено,Земля должна была вращаться намного медленнее,и день должен был быть длиннее.
Великий астроном Ньютон доказал,как легко вращение Земли могло бы быть замедлено совершенно незаметно для обитателей её>>[17].

[Окончание следует...]

Примечания автора:
[5] The Illustrated Bible Dictionary.1980,Part 2,pp.749,750;Archaeological Discoveries in the Holy Land.1967,p.28.
[6] Biblical Archaeology Review.January/February 1988,p.54.
[7] Aharoni Yohanan.The Land of the Bible-A Historical Geography.1979,p.98.
[8] The Land of the Bible,p.98.
[9] The World of the Old Testament.Edited by James I.Packer,Merrill C.Tenney,and William White,Jr.1982,p.69.
[10] Bimson John J.Redating the Exodus and Conquest.1981,pp.22-27,110-115,132-137;Biblical Archaeology Review.September/October 1987,pp.294-296.
[11] Albright William Foxwell.History,Archaeology,and Christian Humanism.1964,pp.294-296.
[12] Лопухин А.П.Библейская история Ветхого Завета.М.:<<Книга Принтшоп>>,1990-репринтное воспроизведение изд.1887 года,стр.177 (первое заграничное изд.-Монреаль,1986).
[13] <<Библейская энциклопедия>>,Российское Библейское  Общество,1996,стр.45,-цитирую Алана Милларда.
[14] Изложение по стр.71-72 <<Краткой истории евреев>> Дубнова С.,Ростов-на-Дону:<<Феникс>>.
[15] Лопухин А.П.Библейская история Ветхого Завета.М.:1990,стр.178.
[16] Там же,стр.394.
[17] Составлено протоиер.Серафимом Слободским гл.образ.по кн.<<Достоверность Библейских чудес>> А.Гука и др.//<<Закон Божий>>,Минск:<<Православная инициатива>>,2000,стр.200-203(Окончание цитируемого у меня фрагмента-в заключительной части этой Апологии,но не только это...).