Любовь к трём апельсинам не стареет

Тина Скон 1

ОПЕРА «ЛЮБОВЬ К ТРЁМ АПЕЛЬСИНАМ» ПРОКОФЬЕВА НЕ СТАРЕЕТ

Музыкальная общественность во всём мире отметила 90-летие создания оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Оперные театры Москвы, Петербурга, Киева, Берлина откликнулись постановкой комической оперы на своих сценах. Безусловно, постановка этого чуда на сцене Боннской оперы стала ярким событием в культурной жизни города.

 Первая комическая опера Сергея Прокофьева создана в 1919 году по мотивам широко известной сказки итальянского драматурга Карло Гоцци. Молодого композитора в ней привлекли поэтичность вымысла, жизнеутверждающая основа народной фантастики, остроумное смешение сказки, шутки, сатиры. Сценическая часть сочетает три разных плана действия: сказочные персонажи: Принц, Труффальдино; подземные силы, от которых они зависят (Маг Челий, Фата Моргана);  Чудаки, комментирующие развитие интриги.

Артисты, появляющиеся в прологе и по ходу спектакля, – это  десять чудаков, трагики, комики, лирики, пустоголовые, чертенята, медики, придворные. Они то и дело вставляют свои комментарии, вмешиваются во все ситуации, происходящие на сцене, т.е. играют совсем не последнюю роль в решении важных вопросов, возникающих в королевстве. Это вполне в стиле старинной итальянской комедии дель` арте и в соответствии со сказкой Карло Гоцци.

И сюжет (либретто композитора), и музыка оперы  утверждают  чудотворную силу смеха. Но вначале Принц, больной ипохондрией, остаётся безучастным, глядя на весёлые представления. Ни уродцы с огромными головами и животами, дерущиеся на дубинках, ни пьяницы и обжоры, которые  толкаясь и перегоняя друг друга, устремляются к фонтанам с пищей и вином, ни другие развлечения не трогают его.

Случайно его внимание привлекла потасовка между Труффальдино и Фатой Морганой. Неуверенное «Ха, ха, ха!» Принца постепенно переходит в громкий, раскатистый, радостный смех. Все придворные, глядя на Принца, содрогаются от неистового хохота. Не отстаёт и зрительный зал. В гневе подымается Фата Моргана и заклинает Принца влюбиться в три апельсина... И опера-сказка, быстро сменяя разнохарактерные, но рельефно очерченные эпизоды, при стремительном темпе  музыки,  увлекает  зрителя своим ритмом.

 Дирижёр оперы в Бонне – Roland Techet, инсценировка – Philipp  Himmelman.
Русскоязычному зрителю небезинтересно знать, что в опере выступают солисты  из российских театров. Это партии Короля Треф (бас Алексей Антонов),  первого министра Леандра (баритон Павел Шмулевич), принцессы Ниннеты (сопрано Вардени Давидян),  Кухарки (хриплый бас Рамаз Чиквиладзе), Церемонимейстера (тенор Арам Микаэлян).

 «Любовь к трем апельсинам» — одна из самых веселых и жизнерадостных опер XX века.. Звонкая фанфара возвещает о начале веселого представления, в оркестре комично повторяется один и тот же звук, призывая ко всеобщему вниманию, чудаки обещают «настоящее, бесподобное представление».

Музыка как нельзя лучше характеризует и образы действующих лиц,  и картины и события, происходящие в вымышленном королевстве. Торжественно, скорбно и не без иронии передано удручённое состояние короля Треф, стенаниям которого вторит верный Панталоне. Вкрадчива кошачья повадка первого министра Леандра; хор-скороговорка отлично передаёт суетность медиков; изящно выбегает вприпрыжку Труффальдино; экстравагантна и резка племянница короля Клариче и т.д.

 Фантастический колорит ада создаёт пронзителный вой чертенят, адские вихри, переданы устрашающим звучанием низких духовых инструментов; на весёлом празднике при дворе звучит жизнерадостный, полный неукротимой энергии марш,  призывающий покончить с нытьем и апатией, обратиться к действенному и радостному отношению к жизни (кстати, марш часто исполняется как самостоятельный концертный номер). Одним словом, оркестровые эффекты сопровождают всё действие оперы.

 А лирические эпизоды, связанные с появлением принцесс, находившихся в трёх апельсинах,  покоряют одухотворенностью, тонкой поэтичностью, оттеняя атмосферу шуток, веселых чудачеств, преобладающую в опере. Восторженным чувством проникнуто признание Принца , взволнованный порывистый характер имеет его ария «Сил не было, чтоб удержать».

Как и положено в сказке, добро побеждает зло, звучит здравица в честь Короля и новобрачных. Так  завершается опера, которая вот уже 90 лет оставляет радостное чувство в душах зрителей. Нынче эта опера в полную силу звучит на Боннской сцене.