Пожар в горах

Борис Диченский
   Май, Вечереет. Горы над Ялтой покрывает густой, поднимающийся высоко в небо дым.
   К подножию горы «Крестовой», на которой располагались палатки участников соревнований по скалолазанию, подъехал грузовой автомобиль.
   - Ребята, среди Вас есть добровольцы, согласные тушить лесной пожар в горах над Ялтой? - обратился к нам мужчина в форме лесничего.
   Конечно, есть. Кузов автомобиля заполняют человек тридцать добровольцев. Среди них я и Валера. Я и Валера - члены команды скалолазов города Изюма, новички в скалолазании; а уж в пожаротушении в горах оба мы - абсолютные профаны.
   В пути кто-то из опытных альпинистов, взявший на себя руководство,  составляет список нашей группы. В ней оказались ребята из разных городов Советского Союза, из Ленинграда, Москвы, Харькова, Изюма... Я знаком только с Валерой, Валера знаком только со мной.   
   Затемно выезжаем из Ялты на дорогу, ведущую в горы. Автомобиль медленно поднимается по серпантину дороги, окруженному высокими соснами. Едем стоя, держась друг за друга и за борта автомашины. Вверху на тёмном небе сияют мириады звёзд. Внизу, как звёзды, горят огоньки ночной Ялты. Мы, как будто, летим между небом и землёй. На дороге мы не одни. Впереди нас и за нами движется необозримая колонна грузовых автомобилей, заполненных людьми. Свет фар автомобилей вырывает из темноты поверхность пыльной дороги, а на крутых поворотах то тёмно-зёленые лапы хвойных деревьев, то серые скальные массивы. Дорога грунтовая. Пыль с дороги туманом поднимается вверх. Изредка попадаются съехавшие на обочину дороги машины, видимо уставшие подниматься по крутой горной дороге.
   Ночь продолжается. Наконец наша машина останавливается на относительно пологой поляне. Впереди перед нами ущелье, на противоположной стороне которого необозримо раскинулся очаг лесного пожара.
   Горит сосновый лес. Огонь змейками ползёт по склону ущелья, сжигая всё, что попадается ему на пути. Благо, что пожар не верховой, не горят кроны. Огонь стелется по поверхности земли, сжигая только низко растущие ветви сосен.
   Каждому из нашей группы лесничие выдают штыковые лопаты и рукавицы, пошитые из грубого материала. Вначале мы спускаемся вниз каньона и, затем, поднимаемся по его противоположной стороне к зоне пожара. Огонь уже рядом.
   Наша задача не потушить пожар, а ограничить зону его распространения. Для этого мы выстраиваемся в цепочку вдоль границы пожарной зоны и расчищаем от хвои полосу шириной около метра. Огонь стелется по земле, сжигая опавшую хвою, траву, низкорослые кустарники. Благо, что не загораются высокоствольные многолетние сосны. Дым пожара то поднимается вверх, то стелется над поверхностью склона. Порывы ветра постоянно изменяют направление и бросают в лицо горячий воздух. Прикрываю капюшоном штормовки лицо. Особенно от жары страдают уши. Жарко, но приходится терпеть. Язык пламени пытается отрезать меня от работающих рядом ребят. Приходится временно отступить. Вначале со свежими силами работаем безостановочно. Но со временем усталость накапливается. Приходится всё чаще делать перерывы. Садимся на землю, чуть отойдя от зоны огня. Хочется пить. Но воды нет. А огонь продолжает своё наступление, и мы встаём и вновь идём на огонь врукопашную. Течение времени не замечается. По диктофону предложили группе Пригоды выйти из зоны пожара. (Григоренко-Пригода – известный в мире мастер спорта по альпинизму, снежный барс, покоривший многие высочайшие вершины не только Кавказа, но и других горных массивов на Земле). Мы работаем довольно долго. Все устали. Продолжать дальше борьбу с огнём просто нет сил. Небо только слегка светлеет. Ночь отступает неохотно.  По предложению признанного негласно руководителя группы выходим из зоны пожара. Каждому из нас достается по глотку воды из фляги. Жажда не проходит. Выстроившись в цепочку, идём в темноте по едва заметной тропинке, несколько ниже которой стелется сплошная пелена тумана. Мне кажется, что это вода. Бросаю вниз небольшие камешки, надеясь услышать всплеск воды, но его нет. Наконец на нашем пути встречается небольшой горный ручеёк. Бросаемся к воде.
   Я пью, пью ещё и ещё, но всё никак не могу утолить жажду. Становится понятной цена глотка воды. Делаем привал возле ручья. Каждому из нас достаётся по кусочку хлеба с сыром. Валимся с ног от усталости и засыпаем все почти одновременно. И я проваливаюсь в небытие сна, совершенно не чувствуя горной прохлады. А потом, почти также одновременно, просыпаемся. Сон вернул силы. Солнце вышло из-за горизонта раньше, чем это было там внизу у моря. Есть время осмотреться вокруг. Среди нас, как оказалось, есть девчонки. Им тяжелее. Всё-таки они – слабый пол. Вниз от дорожки простирается каньон, склон которого представляет собой осыпь, покрытую мелкими камешками и землёй практически не покрытой растениями. Опираясь на лопаты, скользим по осыпи вниз до самого скального почти вертикального края каньона. Предстоит спуститься метров на двадцать вниз. Выбираю путь вниз и в одиночку без проблем спускаюсь к небольшой реке. Жду, когда спустится вниз вся группа. Неглубокая река изгибается, как змея, между крутыми скальными массивами каньона. Возле реки берега обрамлены галькой, различными по размерам поросшими мхом валунами и скальными породами. Прозрачная и прохладная вода реки с шумом течёт по проложенному веками руслу. Группа спускается вниз к реке по пути, предложенному старшим. Неожиданно одна из девушек срывается, скользит вниз и во время падения с высоты не более полутора метров, довольно сильно разрезает бедро ноги об острый выступ скалы. Кто-то из группы бинтует рану. Связав штормовки, сооружаем импровизированные носилки и по очереди несём девушку вниз вдоль русла реки. К месту остановки нашего грузовика мы приходим около полудня. Девушку переносим в автомобиль скорой помощи. Я и Валера сопровождаем её до больницы в Ялте. По дороге с гор навстречу нам непрерывно движутся грузовые автомобили с солдатами и добровольцами, мобилизованными для тушения пожара.
   Рана, полученная девушкой, оказалась неопасной для жизни. Оставляем девушку на попечение врачей и спешим к нашему лагерю возле «Крестовой». Нас встречают ребята и девчонки из нашей команды. Почти сутки они, в том числе и моя жена, были в неведении относительно нас.
   Всё кончилось для нас благополучно. Утром следующего дня дым в горах над Ялтой развеялся. Значит, пожар побеждён.