Скрижаль веков. Фонд Возрождение Тобольска

Людмила Козлова Кузнецова
СКРИЖАЛЬ  ВЕКОВ

«Изобразительное искусство Сибири ХVII - начала XXI вв» - Словарь-указатель –Общественно-благотворительный фонд «Возрождение Тобольска»  -2014 г –т.1-2 (816с, 1648с)
________________________________

В начале 2014 года  книголюбы, специалисты, читатели получили во владение  великолепный подарок –  издание  Общественно-благотворительного  Фонда «Возрождение Тобольска» словарь-указатель «Изобразительное искусство Сибири ХVII - начала XXI вв», куда вошли статьи, посвящённые жизни и  деятельности  художников, искусствоведов, специалистов музейного дела, исследователей, художников-педагогов, коллекционеров, меценатов, общественных и государственных деятелей.

Открывается  словарь-указатель «Изобразительное искусство Сибири» статьёй, посвящённой иконописцу конца ХVIII – начала  XIX веков Абатчикову (и.о. неизвестны), родом из мещан, который писал иконы для иконостаса во «вновь складенный» Преображенский придел Знаменской церкви одноимённого женского монастыря в Иркутске, что подтверждается описью монастырского имущества 1834 года.

Факт символический, ибо, что есть источник явления Духа, которое мы называем изобразительным искусством, как не икона?  Икона – носитель первоначала мира и человека. Духовность – основа любой культуры. Поэтому и на обложке словаря из глубины тёмного фона проступает навстречу нам древняя икона, выполненная резьбой по дереву. Лик  лишь контурно обозначен и не имеет проявленных черт лица. Зато в его  сложенных  руках мерцает Душа в виде цветка. Вот тут уже ясно заявлены приоритеты создателей двухтомника.

Благодаря главному художнику Василию Валериусу, безошибочно избравшему именно первородный Лик Богородицы (обычно она держит в руках цветок как символ непорочности и святости),   мы – читатели, имеем возможность прикоснуться к Святыне, которая подарила тепло Души  этому изданию. Такие Знаки  появляются  только там, где, действительно,  Дух дышит.

В статье от автора-составителя Владимира Чиркова  кратко описаны основные черты и задачи  двухтомника.  Исторические рамки охвата  информации в словаре  – четыре века. Нижняя граница – ХVII  век. Верхняя – начало XXI  века, 2011 год. Территориальные границы – от Байкальского региона на востоке  до Обь-Иртышского бассейна на западе. Задача издания – как можно яснее  представить и структурировать предмет исследования. К искусствоведческому предмету исследования в данном случае относятся   художники – авторы произведений изобразительного искусства.

Современное искусствоведение понимает изобразительное искусство расширительно – как визуальную культуру, поэтому круг персоналий, попавших в словарь-указатель, широк – от непосредственно художников, исследователей изобразительного искусства, в том числе  специалистов музейного дела, археологов, этнографов, историков культуры до мастеров фотоискусства или персон, связанных с Сибирью фактом своего рождения.

Полноту картины о художественной культуре Сибири  завершают сведения четырёх Приложений, включающих списки художественных музеев, общественных творческих и выставочных организаций, художественно-педагогических центров, готовящих специалистов художественного профиля, перечень кандидатских и докторских диссертаций по искусству Сибири.

Такое масштабное издание осуществлено впервые, что ещё более повышает его  культурологическую ценность.

Инициатором и автором-составителем словаря-указателя выступил один из организаторов художественной и культурной жизни Сибири, куратор многочисленных выставочных и научных проектов, искусствовед, кандидат философских наук Владимир Федорович Чирков.

Осуществил издание Общественно-благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска». И не случайно Аркадий Григорьевич Елфимов назвал свою вступительную статью «Прибавление света». Действительно, глобальной задачей литературы (а не коммерческого чтива) является приращение смыслов, ибо для человека мыслящего главное то, что делает его жизнь осмысленной и одухотворённой.

Словарь-указатель «Изобразительное искусство Сибири» эту задачу решает в полной мере. На двух с половиной тысячах страниц читатели, исследователи, творческие  люди найдут более пяти тысяч статей, написанных на основе двух тысяч  первоисточников – письменных, архивных, документальных и электронных.

Это огромный объём информации по теме, необходимый для понимания масштабов человеческого творческого потенциала, на котором произрастает любая цивилизация, в том числе и Сибирь как уникальная территориальная и культурная общность многочисленных народов.

Листаешь страницы этого грандиозного издания и понимаешь, ЧТО есть усилия коллективного интеллекта – это сила, созидающая мир. Каждый из творцов уникален, неповторим, а все вместе они  и есть сама цивилизация –  именно они, труженики-интеллектуалы, а не игроки, управляющие финансовыми потоками и загоняющие  жизнь в тупик мировых войн.

Живое, настоящее, вечное и святое сияние восходит со страниц этой великолепной книги, в которой спрессован огромный  труд тысяч людей, понимающих предназначение человечества. Людей, которые достигли  звания Человека.

Их имена – музыка сфер. Их деяния – благодать Божья.  Вот эта книга книг отныне – их Дом, скрижаль веков.

Хочется поклониться всем, кто работал над созданием словаря-указателя «Изобразительное искусство Сибири» - автору-составителю Владимиру Фёдоровичу Чиркову, Сергею Евгеньевичу Ануфриеву, Галине Геннадьевне Гурьяновой, Марине Валерьевне Москалюк, Ларисе Юрьевне Николаевой, Михаилу Юрьевичу Шишину, главному редактору издания Александре Шередеге, главному художнику серии Василию Валериусу. И, конечно же, председателю Общественно-благотворительного Фонда «Возрождение Тобольска» Аркадию Григорьевичу Елфимову! Без его участия эта книга могла бы остаться в рукописи.

Появление  таких значительных изданий, как словарь-указатель «Изобразительное искусство Сибири», дарит надежду на то, что народ русский вынесет  любые невзгоды, сохранит себя и свою Душу, пронесёт её  сквозь время  над нынешней пропастью безмыслия и  стяжательства.

Поверьте, когда  глазами видишь сконцентрированный в страницах книги великий труд,  начинаешь понимать что такое подвиг во имя жизни. Подвиги русских людей  на полях ратных сражений  прочувствованы,  пережиты и  увековечены в памяти поколений. А вот будничный труд во имя  сохранения   главного  источника жизни – культуры, воспринимается как нечто  само собой разумеющееся и  обыденное. Возьмите в руки, друзья мои,  двухтомник  «Изобразительное искусство Сибири». Эта книга поможет вам  душой почувствовать  тяжесть не воинственной, но созидательной  миссии  художника в этом мире.

Хотя и  художник – всё равно Воин, потому что  он по природе своей Воин Света. Силы тьмы  всегда  чувствовали в художнике  врага. Вспомним, например, о судьбе  уникальнейшего мастера  Григория Гуркина – знаменитого  певца Алтая, картины которого плещут жизнерадостным многоцветием живого мира.  Но именно  талант и является главной мишенью  охотников-людоедов. Григорий Гуркин был обвинён в националистической деятельности и расстрелян в 1937 году.

Не избежал трагической участи и знаменитый философ-буддист, знаток тибетской медицины и культуры Агван Дорджиев. В 1937 году он был арестован и умер в тюремной больнице в Улан-Уде.

Талантливейшего Алексея Вощакина не спасло и то, что он –  участник первого сибирского съезда художников, вёл  обширную общественно-полезную деятельность. В 1933 году он был арестован НКВД, приговорён к десяти годам заключения в ИТЛ. В 1937 году осуждён повторно и расстрелян.

Их судьбы повторили и многие другие художники и деятели культуры,  статьи о  них  читатель найдёт в словаре-указателе.

А разве не достоин звания  современного Воина Света  художник – странник, для которого дом –  земля алтайская, а крыша над головой – необъятное небо? Именно такова судьба  гениального  Николая Чепокова,  подписывающего свои летучие картины именем Таракай.
   
Моё стихотворение «Стерегущие золото грифы» посвящаю  создателям  грандиозной книги, которая впервые  показала нам масштабы  охранной  культурной деятельности  подвижников – они,  подобно стерегущим золото грифам Геродота,  берегут  культуру, а  значит,   умножают  и возвышают  Жизнь, пишут историю народов Сибири.

Стерегущие золото грифы

Озоновая графика лесов,
Сосны немой  червлёные прожилки
на снежном теле Азии зимой.
Ночной дивертисмент   калёной вьюги.
Мы сторожили этот континент.
Мы жили здесь на севере и юге
вдоль хвойных лент
реликтовых лесов.
Мы сторожили. Жили.
Выживали.
Нас убивали,  мы  вставали  вновь
Душой  зимы
На пустоши  бессонной.
В сердцах  гудит,  рождённая   озоном,
Тугая  позолоченная кровь.
Мы вымотали жилы, выживая.
Мы рвали  кожу, прожигая наст.
Сибирь  в снегах – кипящая, живая.
Она, как прежде,
Родина для нас.

***

Людмила Козлова,
Г.Бийск (Алтай)