Тобольск и вся Сибирь. т. 26. ТАРА

Людмила Козлова Кузнецова
В КАКОЙ СТОРОНЕ БУДУЩЕЕ?


Альманах «Тобольск и вся Сибирь. ТАРА» – т.26 – Общественно-благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска» – 2014 г – 640 с
______________________________________

В заголовок  размышлений,  посвящённых  двадцать шестому тому  альманаха «Тобольск и вся Сибирь»  вынесены слова  историка и краеведа Сергея Алфёрова. Вопрос «В какой стороне будущее?»  –  центральный  и для  настоящего издания,  отданного истории  одного из первых городов Сибири, граду Тарскому, и для всех томов  альманаха вообще. Будущее – то, что произрастает из прошлого и настоящего. И каково это прошлое, таковы и настоящее и будущее. Чем полнее и правдивее  историческая память народа, тем вероятнее и  светлее его будущее.
 
Двадцать шестой том  альманаха  подробно и бережно воссоздаёт 420-летнюю   историю  Тары – города первопроходцев.  Девический хоровод с фотографии  в начале книги  уводит нас в большую историю  зарождения и расцвета  сибирской крепости. На карте Ремезова  град Тарский изображён в виде рисунка – крепость-кремль с храмовыми постройками и жилыми окрестностями. Кстати сказать,   карта сама по себе – шедевр картографии, наглядная картина местности, где деревни обозначены снопами, поставленными в поле, слободы – домами с храмовыми постройками,  лес – вполне натуральным изображением групп деревьев, а степь так и обозначена словом «Степь».

На карте Ремезова хорошо видно, что город Тара расположен на местности, со всех сторон оберегаемой реками: Ишим и Оша – с одной стороны,  Иртыш,  Ивенка и Аркарка  - с другой. Получается, что  град первопроходцев  устроился в ладони Божьей – вернее, устроен был как один из самых первых  в заповедных местах, в краю солёных озёр. Так воспринимается карта Ремезова. Так, по сути, и есть, ведь первая пашня в Сибири  принадлежит окрестностям Тары.

История Тары началась с наказа царя Фёдора Иоанновича  князю Андрею Елецкому от 1594 года: « Идти город ставить вверх Иртыша, на Тару реку, где бы государю впредь прибыльняе, чтоб пашню завести, и Кучюма царя истеснить, и соль устроить»

Два столетия Тара снабжала солью пол-Сибири и окрестные  губернии. Об истории города, его расцвете и упадке после основания крепостей на Иртыше, пишет Аркадий Григорьевич Елфимов, а также о том, что  Тара навсегда останется в истории Сибири, так как путь развития России требует  воссоздания  её образа не только в зеркале прошлого, но и  в фокусе  проблем современности.

Двадцать шестой том альманаха «Тобольск и вся Сибирь» есть весомый и наглядный пример решения этой непростой задачи. Тара в исторических одеждах и лик современного города предстают перед нами в исследованиях историков, культурологов, журналистов, писателей – людей, душой болеющих за судьбы родной земли.

Через имя города в нескольких   трактовках и  гипотезах, условно  ближне-исторических и дальне-исторических,  прослеживается   связь времён и культур: от ледникового периода  (статья Николая Новгородова  об общности Тартаса и Тартесса) – до  периода основания Тары в 1594 году и до настоящего времени.

Каким же предстаёт град первопроходцев перед читателями альманаха?  Гипотеза, выдвинутая Николаем Новгородовым удивительным образом  выстраивает мост между  Атлантидой, упоминаемым Геродотом  культурным и торговым центром  древности  Средиземноморья Тартессом и рекой Тартас на западе Новосибирской области, притоком Оми. Исходя из данной гипотезы,  Прародина  современного человечества перемещается на север, в область полуострова Таймыр. И совершенно новыми красками начинает светиться имя города Тары, которое  становится ключом  к всеобщей истории человеческого рода.

Пусть это всего лишь гипотеза, но рассуждения автора не лишены логики и имеют  частичное подтверждение  в первоисточниках античности и Ветхого Завета. Ничто в этом мире не бывает случайным, и кто знает – может быть,  гипотеза когда-то  будет удостоена  звания теории. Во всяком случае,  так бывало не однажды – идея, казавшаяся  на первый взгляд сказкой, со временем  входила в качестве  законной части в  область научного знания. Так  имя города Тара в дальне-историческом  плане  несёт нам из прошлого отблеск легендарной Антлантиды.

На  ближне-историческом  рубеже  история города начинается  в 1594 году, когда  Россия  территориально прирастала Сибирью. В альманахе много материалов, посвящённых  той эпохе, людям и событиям,  прославившим  Тару именно как город первопроходцев.

Особое слово надо сказать о том,  что альманах «Тобольск и вся Сибирь»  даёт пищу глазу (высококачественная полиграфия – это искусство!),  и в то же время   заставляет  работать  ум и совесть читателя. Альманах пишет исторический портрет Сибири не только словом, но и Словом Правды! Вот это самое ценное!  Из песни слова не выкинешь, так и из истории  не выбросишь  трагических страниц.

В каждом из номеров альманаха  много места отдано описаниям жизни ссыльных, репрессированных, раскулаченных и репатриированных  граждан Отечества. Это наши граждане и наше Отечество с его неоднозначной историей!

В данном номере альманаха  потрясает  рассказ  Татьяны Четвериковой «И лежат они неотпетыми на таёжной реке Кулай...» -  о  судьбах   раскулаченных крестьян и их семей. Сколько уже было опубликовано ранее засекреченных материалов, где  люди, собственным трудом  строившие  жизнь, в один миг оказывались выброшенными из общества с клеймом изгоя.  Но вот читаешь строки Татьяны Четвериковой, и не можешь  удержаться от  великой печали о том,  что  несправедливость мира сего превосходит все  возможности живого человека. Говорят, Бог не даёт испытаний сверх  того, что может выдержать человек.  Да, Бог не даёт, но есть и другая сила, именуемая  Врагом  Божьим.  Именно от него получает человек  смертельные подарки.

И самое страшное в том, что окружающие, которым глаза застит Ложь, считают  жестокость по отношению к ближнему  полезной и необходимой.

Невозможно читать без содрогания  описание обстановки того времени – политического обмана и коварства, которые  воспринимались  большинством как норма: «Кулай... Наверное,  название этой маленькой речки на севере Омской области так и осталось бы известной только географам да краеведам, если бы не  страшная трагедия начала тридцатых годов прошлого века. Страшная ещё и тем, что была «тихой». Страна жила энтузиазмом первых пятилеток,  громкими маршами и  звонкими лозунгами, и как бы не замечала того, что происходило с деревней, которую не просто ломали, а уничтожали в ней самое здоровое, работоспособное. Ещё десять лет назад лозунг «Земля – крестьянам!» помог большевикам осуществить революцию и победить в Гражданской войне. Ещё  два года назад сельчан активно уговаривали под кредит – на две-три семьи приобретать молотилки, веялки и даже трактора. А в  1929-1930-м  за эти 1/3   или 1/4  молотилки лишали избирательных прав, «раскулачивали», то есть грабили подчистую и со стариками и с малыми детьми выселяли в пустынные северные местности, где они тысячами и десятками тысяч оставались навеки...»

Страшно сейчас читать в СМИ и в комментариях к различным материалам о том, что, дескать, хватит  уже ворошить прошлое, что  цифры   жертв  репрессий 30-х годов и более поздних времён  сильно преувеличены. Дескать, зря никого не репрессировали. Все были наказаны за дело, за преступления и т.д. Но факты, факты говорят сами за себя.  Приняты законы, запрещающие «порочить»  советское прошлое. Возможно те, кто придерживается  линии  «гламурной» истории, надеются на то, что все свидетели той эпохи уже в мире ином и ничего не могут рассказать или подтвердить. Но  живы потомки  «раскулаченных и репрессированных». В семейных архивах лежат документы о реабилитации тех самых «врагов народа». А что это значит? Это значит, что  к смерти  тысячами приговаривались невиновные люди. И если мы согласимся забыть всё это, кто мы после этого?!

По мнению некоторых политиков,  патриотизм  есть лишь гордость за Родину и восхваление её истории.  Но  не стоит ли вспомнить предостережения  мудрецов о том, что «сон разума рождает чудовищ» (испанская поговорка и название картины Франциско Гойя).  На самом деле, патриотизм – это умение  видеть Правду и  стараться  жить так, чтобы  смотреть Правде в глаза было не стыдно.

Альманах «Тобольск и вся Сибирь» –  великая  сибирская энциклопедия, где  историческая Правда  поставлена во главу угла, за что  душевную  благодарность  альманаху выразили уже  многие и многие  люди! Таланты  народов Сибири, их долготерпение, любовь к родной земле, и, непременно,  почитание Правды и Справедливости – всё это находит место на страницах альманаха.

В традиционной рубрике «Малый эпос» опубликованы главы из исторического романа  Павла Брычкова, о событиях  начала 17 века, отмеченных крестьянскими бунтами Ишимских слобод и деревень. Здесь же –  очерк «В Тарских урманах» Льва Трутнева о природе Прииртышья.  А какие имена встретит читатель в «Сибирском изборнике»  двадцать шестого тома альманаха – Павел Васильев, Леонид Мартынов, Георгий Вяткин, Татьяна Четверикова. Все они – гордость русской поэзии!

Одно из заметных мест в номере занимает интервью  Юрия Перминова  с  президентом регионального общественного фонда «Духовное наследие», почётным гражданином  г. Тары Леонидом Константиновичем Полежаевым.  Размышления  и образ  деятельности  умудрённого жизнью человека, бывшего губернатора Омской области,  позволяет нам получить ответ на тот самый вопрос, который был поставлен вначале: «В какой стороне будущее?».   Леонид Полежаев  даёт свою практическую формулу Будущего.  Воссоздание храмов, сохранение и развитие библиотек, возрождение театров и культуры в целом,  исторической памяти народной, правды как основы нравственности, всё это « формы пробуждения  национального самосознания, национальной самоидентичности. Русский этнос сегодня растворяется, народа просто нет, а есть толпа, потерявшая свои исторические, культурные корни и неспособная к их воспроизводству. Отсюда и равнодушие, и протест клерикалов, которым не нужен храм, не нужна библиотека, не нужен памятник. Но это не какие-то спорадические вещи, за этим стоит определённая цель... Скажем, Колчак – это  этап в нашей истории политической, мировоззренческой, и давайте отдадим ему должное, давайте закончим эту Гражданскую войну».

И с этим невозможно не согласиться! Действительно, пора закончить Гражданскую войну и  начать собирать народ – это значит, трудиться   над воссозданием культурной и исторической памяти, как инструментом единения народов нашей страны. Общественно-благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска» более двадцати лет посвятил соборной деятельности во имя Будущего Сибири и России. 

Вот и история   города первопроходцев Тары  с помощью  альманаха «Тобольск и вся Сибирь»  отныне вписана в общее полотно  исторического прошлого, настоящего и Будущего!  Спасибо всем, кто  вложил свой труд в  это  энциклопедически  основательное издание!

Людмила Козлова,
г. Бийск, Алтай