Особенности национального искусствоведения

Евгений Габелев
Эпиграммы пишут не для того чтобы потом извиняться.



 

Недавно я побывал на выставке и написал о ней. Художники, картины, праздная публика и все что вокруг… и не было в том рассказе ровным счетом ничего дикого, поскольку я часто пишу об искусстве…

 

Но вышел вдруг полнейший скандал.



 

СМЕЛЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 

Нет ничего невозможного для смелых умов.



 

Представьте… вы пришли на выставку, посмотрели картины, составили впечатление о публике и испытали по этому поводу некие весьма личные чувства… а затем дали им какое-то время отстояться.

 

Потом написали об этом, тщательно выбирая слова, выложили в сеть… и получили массу удивительных, разгневанных и злых отзывов. Вам стали писать люди, которых на этой выставке не было…

 

Но если бы они там были – как они заверяют вас - то испытали бы по поводу увиденного совершенно иные чувства. И чувства эти несомненно бы были бесконечно лучше, достойнее и выше ваших…

 

Потомучто они тонкие ценители искусств, а вы козел.

 

Причем именно так они вам и пишут.
Ничуть не стесняясь в выражениях и гордясь своей прямотой.
Ну а чего вы хотели.

 

Культура…



 

КАК РИСОВАТЬ МЕДВЕДЕЙ

 

Люди в массе своей просты, и вкусы у них такие же.



 

Культура это то, что выращивают люди… и она представляет собой удивительный акт баланса меж традицией и новизной. Тем, что создано впервые – и вечными ценностями. Это динамика равновесия и борьбы.

 

Когда в середине 19 века художники стали изображать нашу русскую природу, в этом присутствовала огромная смелость. Это было впервые, до них так никто не рисовал, все выбирали другие объекты.

 

Юный медведь, ползущий по упавшей сосне, это настоящее чудо… если вы написали его в первый и последний раз. Когда его пишут снова, это вторично. Первое - искусство. Второе - конфетная обертка.

 

Другое дело, если вы написали этого медведя в ином стиле. Изобразили его под той же упавшей сосной… в пьяном угаре играющего на гитаре для восторженно внимающей компании робких ежиков…

 

Или нарисуйте его верхом на деревянной лошадке, с саблей наголо… сделанной из той же пресловутой сосны. Одним словом, создавайте что-то, доселе невиданное. Скажите новое слово в искусстве.

 

Но люди склонны к повторению.

 

Они хотят делать лишь то, чему их учили.
Созерцать жухлые сосны и трех игривых медведей...
Из года в год, из века в век.

 

Так спокойнее.



 

ТРАДИЦИИ РЕПРЕССИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Здесь вам не европы. Закон тайга, медведь прокурор.



 

Вечное противоречие меж устоявшимся каноном и новизной подхода составляет тонкое напряжение, на котором держится мировая культура. Это как натянутая струна, и важно не ослабить и не перетянуть.

 

Правильно заданное напряжение позволяет струне звучать… но его тип задается в разных культурах по-разному. И сила его прямо зависит от уровня репрессивности, существующего в самом обществе.

 

Чем выше уровень агрессии, неприятия нового и склонности власти, да и самого народа, спускать собак на все сколько-нибудь выходящее за рамки канона, тем напряжение больше… и струна рвется.

 

Культуры же с высоким уровнем толерантности снижают напряжение до нуля… и снова звук исчезает. Изобразительное искусство теряет способность творить гармонию, видимую внутренним глазом.

 

На протяжении веков русская культура относилась к первым, а современная Европа дает характерный образец второй. В последнем случае шедевром станет что угодно, стоит лишь назвать это искусством.

 

Для общества с высоким уровнем репрессии вполне естественна и обычна ситуация организованной травли. Охота на ведьм, переходящая в истерику, подменяет традицию высокой полемики.

 

При этом роль ценителей и экспертного сообщества сводится к роли сторожевых псов, поднимающих лай при первых признаках тревоги. На зов бежит государев палач и рубит смутьянам голову.

 

Данный ход вещей они считают врожденным.

 

Нежили нормально, нечего и начинать.
Иначе придет коварный враг и развратит народную душу.
Надо стоять на страже.

 

Кругом враги.



 

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ МОРОК

 

Патриотизм – последнее прибежище искусствоведов.



 

Русская культура, произрастающая в среде с высоким уровнем репрессии, изначально была обречена на застой. Трудно создать новое, если вас в любой миг могут арестовать или подвергнуть травле.

 

Наша искусствоведческая критика всегда существовала лишь в двух форматах: в виде патриотической оды и в форме политического доноса и призыва к расправе. Времена менялись, но привычка живет.

 

Вследствие того, содержание русского искусства за редким исключением было вторичным и состояло в робком копировании иноземных образцов, большей частью давно отживших, а потом их вечном повторении.

 

Но это еще полбеды… а настоящая наша беда в том, что эту пошлую вторичность, подражательство и плагиат у нас принято выдавать за собственную национальную уникальность, за особый русский путь.

 

Стоит вам сойти с него и усомниться в его державном величии, вы попадете в число врагов народа… и вся мощь критики, исполненной в жанре политического доноса и поношения, обрушится на вас.

 

Люди будут требовать вашей крови.

 

Они станут рвать на себе одежды и звать полицию.
Называть вас отщепенцем, предателем и моральным уродом…
И сетовать, что палач не торопится.

 

Такова здесь традиция.



 

СТАРЫЙ ПРУД

 

Не плюй в воду, там могут жить змеи.



 

И вот вы приходите и тычете в это пальцем. И люди, не способные отличить кватроченто от чинквеченто и никогда не слышавшие этих слов, объявляют себя знатоками искусства и бросаются на вас с лаем…

 

Однако раз уж вы кинули камень в заросший тиной пруд, надо быть готовым к тому что в вас полетят брызги… и лучше предусмотрительно отойти как можно дальше. Иначе вам следует пенять на себя.

 

Но когда вслед за дурно пахнущими брызгами на поверхность всплывает клубок покрытых первобытной слизью рептилий, и все они извиваясь и шипя движутся на вас, норовя утащить в свое гнездо…

 

Знаете, это уже перебор.

 

Даже для русского интеллектуального пейзажа.
В конце концов, вы имеете право на личную точку зрения.
Во всяком случае, вам так кажется.

 

Однако, это не так.



 

ГНЕЗДО

 

Главная задача критики – подготовить основания для ареста.



 

Что выращивают веками, выпалывая все прочее как сорняк, то и растет. Следствием репрессивной культуры стало то, что ее типичные представители в массе своей обидчивые истерики и агрессивные стукачи.

 

Это их искусство, это их страна.

 

Это их древнейший национальный обычай:
Вы просто хотите поделиться с людьми своими чувствами.
Те в ответ плюют ядом.

 

Родина...





 

P.S.

 

Вот та самая статья:

 

Человек испорченный постмодерном
http://www.b17.ru/blog/chelovek_isporchenij_postmodernom/

 

И должен заметить, что парочка троллей, затесавшихся в комментарии к ней среди множества доброжелательных реплик – это детские забавы по сравнению с тем, что творилось в социальных сетях.



 

Иллюстрация:

Мишки в сосновом бору. Автор Вася Ложкин.