Каждый имеет право на счастливое прошлое

Гадаев Алексей Вениаминович
Психологи из МГУ проводят эксперименты по внушению под гипнозом человеку ложных позитивных воспоминаний о его прошлом. При этом негативные представления о своём прошлом у испытуемых сменились на более позитивные и повысилась самооценка. В.Нуркова разработала методику внедрения в память ложных позитивных воспоминаний и этим самым можно лечить неврозы.
Помнить то, чего не было.
Откуда берутся ложные воспоминания? Каковы условия их возникновения?
Во-первых, событие должно быть правдоподобным, оно должно описывать картину мира нормального человека.
Во-вторых - наводящие вопросы, которые активизируют в сознании образы, практически неотличимые от реальных.
В-третьих - должен быть "эффект переносы на себя", так как в центре внимания человека всегда он сам. События, которые в реальности происходили с кем-то другим, могут со временем осесть в памяти в таком виде, как будто они случились с нами.
В-четвертых - желание всегда защищает нашу самооценку. Каждый считает себя честным и добрым. Наша память может услужливо подогнать события прошлого под положительный образ себя.
В-пятых - влияет на воспоминания и окружающая среда.
Вероника Нуркова выявила пятнадцать факторов. которые могут вызывать ложные воспоминания.
Существуют феномены человеческой памяти.
Наша память полна ловушек и обманов.  Воспоминания о том, чего на самом деле не было, - далеко не единственный эффект такого рода. Ученые выявили несколько десятков особенностей нашей памяти. Приводим некоторые из них:
* Дежавю
Человеку кажется, что он уже переживал ситуацию, которой на самом деле не было в его опыте.
* Циклический календарный эффект
Это когда из-за жесткой размеренности времени (недели, месяцы, годы) человек начинает регулярно ошибаться относительно точной даты события (помнить день недели - не помнить месяц, помнить время года - не помнить год и т.д.).
* Интерференция
Механизм забывания, заключающийся в том, что одно событие в памяти препятствует сохранению другого.
* Фотографические воспоминания
Воспоминания об эпизодах личного прошлого, которые переживаются как очень детальные и достоверные. На самом деле легко подвергаются искажениям.
* Конгруэнтность настроению
Наилучшее запоминание наблюдается в том случае, когда эмоциональные состояния человека в моменты запечатления и воспроизведения совпадают.
* Краевой эффект
Лучше запоминается информация, размещенная в начале и в конце списка или последовательности, а хуже всего то, что посередке, чуть ближе к концу.
* Пик воспоминаний
Люди вспоминают непропорционально большое количество событий, относящихся к возрасту 16-25 лет. Такое сгущение воспоминаний связано с тем, что именно на это время приходится больше всего переломных событий биографии.
* Эффект веера
Новая информация относительно объекта осложняет доступ к уже хранящимся в памяти сведениям о нём.
* Вытеснение
Механизм психологической защиты, препятствующий воспроизведению информации, связанной с каким-то очень травмирующим опытом.
* Ошибки источника информации
Человек достаточно аккуратно воспроизводит содержание воспоминания, но затрудняется  в установлении обстоятельств получения информации. Иногда мы запоминаем как правдивые те сведения, возле которых большими буквами написано: "Это шутка" или "Эта  информация опровергнута".

Следовательно, в памяти человека могут находится ловушки, обманы и негативные ложные вспоминания почти не отличимые от реальных, которые могут выглядеть правдоподобно. Мы никогда не знаем, какие смысловые отношения к факту уже существуют. Возможно, поэтому даже близкий вам человек может быть обвинен вами в страшных поступках не заслужено. Психолог может это исправить вживляя положительные ложные воспоминания. Если добавить человеку альтернативное переживание, когда он "помнит" свой успех и подружить его с негативным ложным воспоминанием, то это снимет тревогу и невроз. В.Нуркова и Д.А.Василенко считают, что вживление в память заготовленных заранее "правильных", положительных ложных воспоминаний, то они становятся неотличимыми от реальности и превращаются в факт биографии.
Это измененное состояние сознания называется "Методика сенсорного психосинтеза"
Сначала с человеком проводят беседу о воспоминаниях повлиявших на их самооценку.
Затем погружают их в легкий транс. Затем дают инструкцию "...давайте прокрутим/прочувствуем эту ситуацию так, как она была на самом деле, обращая внимание на самое главное...Если такой момент, когда хочется изменить ход событий/посмотреть на процесс иначе/поведем себя иначе... Как бы хотелось видеть/переживать ситуацию? Если иной, более приемлемый для вас способ поведения в этой ситуации? Проживите этот эпизод иначе, используя более приемлемый для вас способ поведения, обращая внимание на то, что вы видите, слышите и чувствуете..."
В этой методике нет вживления в память заготовленные заранее "правильные" события. Автором своих альтернативных воспоминаний становится сам человек. Конечно эффект вживленной памяти проходит почти незаметно и не сразу и конечно вживленное воспоминание не должно привести к расколу с реальностью. Главное, что это вживленное воспоминание (имплантация) меняет будущее человека. Прошлое - это средство для конструирования будущего.
Формирование вариативного репертуара самоопределяющих воспоминаний как средство развития самоидентичности

    Veronika Nourkova
    Uploaded byVeronika Nourkova
    Феномены личности
В.В. Нуркова, Д.А. Василенко ФОРМИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОГО РЕПЕРТУАРА САМООПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВОСПОМИНАНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОИДЕНТИЧНОСТИ
Статья посвящена исследованию взаимозависимости самоидентичности и автобиографической памяти. Проведен обзор работ по данной проблематике. Обоснована адекватность процедуры конструирования в измененном состоянии сознания репертуара альтернативных авто-биографических эпизодов, демонстрирующих проявление целевых для испытуемого самооценочно значимых свойств как средства развития самоидентичности. Эмпирически с применением методики сенсомоторного психосинтеза показано, что включение в автобиографическую память эпизодов, соответствующих уровню притязаний субъекта, ведет к снижению рассогласования уровней самооценки и притязаний субъекта, что проявляется в снижении уровня личностной тревоги.
Ключевые слова:
автобиографическая память, самоидентичность личности, «я-концепция», пластичность воспоминаний, измененные состояния сознания.Так, по выпуклому лицу памяти всеми пятью скребя,ваше сегодня, подстать слепцу,опознает себя.
И. Бродский
.
Полдень в комнате
Устойчивая самоидентичность личности
складывается и удерживается с опорой на особую высшую мнемическую функцию – автобиографическую память.
  Мы мыслим себя такими, какими помним. Подчеркнем, что представление о себе детерминировано не столько биографически (поддающейся объективной фиксации хроникой жизненных событий), сколько автобиографически, т. е. воспоминаниями о событиях, получивших статус личностно значимых. Иными словами, несомненная убежденность в достоверности представления об уникальном сочетании своих индивидуальных характеристик (психологических, поведенческих, физиологических) обеспечивается воспоминаниями именно о тех событиях прошлого, в которых значимые в структуре самоописания свойства укоренены в насыщенной чувственной ткани образов памяти.
Важно заметить, что процесс автобиографического воспоминания сопровождается особым мнемическим переживанием, названным Э. Тульвингом автоноэтическим.
  Автоноэтическое переживание представляет собой субъективное «путешествие во времени» и обеспечивает высочайшую убежденность в достоверности воспоминаний. Действительно, нам необходимо верить в то, что воспоминания репрезентируют нам нашу жизнь такой, какая она была «на самом деле», так как сомнения в своей автобиографической памяти тождественны сомнениям в самом себе.Отношения между переживанием самоидентичности, рассматриваемым нами в аспекте содержания определяющей его «я-концепции», и репертуаром доступных для актуализации автобиографических воспоминаний носят реципрокный характер. С одной стороны, адекватное представление о себе выстраивается на основе пережитого автобиографического опыта. С другой стороны, сложившаяся «я-концепция» с определенного возраста опосредствует запоминание и доступность автобиографически релевантного материала, представляя собой идеальное средство стабилизации и развития личности.
В работах западных коллег представлен значительный массив данных (корреляционного характера), фиксирующих согласованность содержания самоидентичности и автобиографической памяти. Показано, что воспоминания, которые диссонируют с наличной «я-концепцией», исключаются из актуального психологического оборота, что проявляется в «забывании». Например, респонденты, считающие себя успешными в дружбе, склонны забывать травмирующие эпизоды прошлого, связанные с предательством.
  Удовлетворенные своей жизненной ситуацией женщины с подтвержденными полицейскими протоколами историями семейного насилия в детстве примерно в трети случаев не упоминают о нем в развернутых автобиографических интервью
. Иллюстрацией данного механизма может служить известное высказывание Ф. Ницше: «“Я это сделал”, – говорит моя память. “Я не мог этого сделать”, – говорит моя гордость и остается непреклонной. В конце концов память уступает».
Под гордостью в данном случае, несомненно, подразумевается позитивная самооценка человека, которая не допускает осознания контрастирующих с ней воспоминаний.Напротив, воспоминания, содержание которых конгруэнтно самооценочно значимым качествам личности, являются максимально доступными как по временным, так и по содержательным характеристикам.
  Причем интересно, что осознанные самим человеком черты личности преимущественно иллюстрируются обобщенными, так называемыми самоопределяющими воспоминаниями, в то время как имплицитные свойства (выявляемые путем применения косвенных, например проективных, методик) прорываются в сознание в форме неожиданных эмоционально насыщенных ярких воспоминаний-эпизодов («Не знаю почему, но мне вспомнилось…»).
.В автобиографической продукции человека непроизвольно отражаются не только его индивидуально специфичные свойства, но и особенности, характеризующие его принадлежность к большим социальным общностям. Например, представители культур, где доминирующей ценностью является индивидуализм (американцы, австралийцы, немцы), спонтанно вспоминают события, смысловым центром которых являются индивидуальные действия и переживания (личные достижения, разочарования, страхи, сновидения). Представители культур с преобладающей коллективистской ориентацией (китайцы, индийцы, корейцы, японцы), наоборот, склонны вспоминать коллективные действия и социальные отношения.
. При этом очевидно, что в реальном жизненном опыте и тех и других присутствовали весьма сходные по содержанию события.В литературе можно отыскать немногочисленные описания клинических случаев ложной самоидентичности, неизменно включающие в себя симптоматику продуцирования крайне ярких согласующихся с ней воспоминаний. Так, пациентка Алана Бэддели Э. Н. считала себя сестрой-близнецом вымышленной британской принцессы и подтверждала это детализированными историями об их встречах. Другой его пациент С. Д., не умеющий играть на гитаре, тем не менее был убежден, что он – бывшая рок-звезда, также аргументируя несомненность своей ложной идентичности «воспоминаниями» о записи дисков и концертах.
. Еще более редкие данные о пациентах с так называемой множественной личностью свидетельствуют, что каждая из сосуществующих личностей

 Умение управлять личной памятью человека демонстрировал американский психотерапевт Эрик Эриксон. Он разработал свой метод лечения неврозов человека.