Чему Оду поем вольности или свободе?

Николай Евгеньевич Аблесимов
Как звучат слова воля и свобода в индоевропейских языках?

Восточно-славянские (воля), западно-славянские (wola, vola), южно-славянские (волья, volja, волjа), древне-индийский (varas), авестийский (v;ra), латинский (voluntas), романские (voluntad, volont;, volont'a), германские (vilja, will, volition), балтийские (vali;, vala). Правда, похоже?

Восточно-славянские (свобода), западно-славянские (swoboda, sloboda), южно-славянские (свобода, слобода, svob;da), латинский (libertas), романские (libertad, libert, liberta), германские (frihet, freedom, liberty, freiheit), балтийские (laisv, svabads). Здесь явный разнобой.

Из этого очень приблизительного анализа можно заключить: во-первых, что понятие воля не только исконно славянское, но и, вероятно, принадлежит к протославянскому языку, который, по представлениям некоторых авторов работ, близок протоиндоевропейскому; во-вторых, понятие воля возникло ранее понятия свобода.

А вот ответ справочной службы русского языка в Интернете.
Слово воля общеславянского происхождения, того же корня, что и велеть. В XVIII веке употреблялось в значениях: 1. Способность выбрать цель и добиваться ее осуществления. 2. Желание, хотение. 3. Усмотрение, позволение, согласие. 4. Власть над кем-либо, право распоряжаться кем-либо, чем-либо. Слово свобода имеет общеславянскую основу, производно от «свой», «особа» и буквально означает «свое, собственное, отдельное от других положение».

Обратимся ещё раз к языкознанию.
Этимология слова воля. Современное значение этого слова – сила духа, духовная крепость, крутизна характера, харизма, способность владеть (обладать) собой, своими поступками, словами и мыслями. Воля – это свобода духа и личная свобода. Этимология слова воля видна из следующих построений: воля – велеть (инд.-евр. Желать) – великий, великан, вельможа (много может), верблюд (вельблуд, много блудит) – Велес (Волос) – Владимир (владеет миром) – волшебник (великий кобник, гадатель, ворожей, кобь – ворожба) – волхв (повелевает хва-сва=светом) – воля – вол-я = владею Я (собой), повелеваю собой, велеть – желать. Замечательное слово. Заметьте, что выпускают на волю, а выходят на свободу.

Слово свобода означает не отдельность, независимость, а принадлежность к системе в качестве составляющей части, включенность в соответствующее целое. Такое понимание намного ближе к гегелевскому «осознанная необходимость», чем к распространенному на данный момент в обществе представлению.
 
Субъективный тезис автора.
Понятия воля и свобода в славянском (русском) языке различаются. Ожегов и Даль не правы, толкуя их как синонимы. Интуитивно русскоязычные люди это понимают. Недаром у Шукшина название киносценария «Я пришел дать вам волю». А название известной оперетты «Вольный ветер» – ветер свободным быть не может. Понятие свобода больше присуще обществу, живущему по закону (юридическое значение), а воля – по «понятиям», обычаям, менталитету. Стремление к воле гнало русских все дальше на восток к Тихому океану и далее на Аляску и в Калифорнию. Никаких экономических предпосылок для этого не было. Менталитет русских заключается не в объеме выпиваемого зелья, а в стремлении к воле (кстати, алкоголь тоже дает временное ощущение воли).

Понятно, что прямого (естественнонаучного) доказательства этого тезиса нет. Но посмотрим, с какого времени и как эти два понятия присутствуют в русской литературе. Используем электронную библиотеку «Антология русской литературы от Нестора до Булгакова» с ее полнотекстовой поисковой системой.

В «Повести временных лет»: не от своея воля рекоша, но от божья повеленья.
В «Сказании о Борисе и Глебе»: Се готов есмь пред очима твоима сътворити, елико велить воля сердца твоего.
В «Переписке А. Курбского с Иваном Грозным»: се бо есть воля господня – еже, благое  Н сообм, пострадати.
В «Новой повести о Российском царстве»: а вам будет, православнии, в те поры ничего не учинити, понеже ныне врагов воля и сила стала.
И так далее многажды и в значении Божьей воли, и в светском значении.
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»: Я думал: вольность и покой замена счастью.
Л.Н. Андреев, «Дневник Сатаны»: где воля пока еще выше закона?
М.А. Булгаков, «Белая гвардия»: понимаете ли вы, что значит университет? Закаты на Днепре, воля, деньги, сила, слава».

Таким образом, понятие свобода в «Памятниках древнерусской литературы XI – начала XVIII веков» не используется. Посмотрим, когда же оно появляется в русской литературе.

У Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина свободы нет!
По Этимологическому словарю Фасмера, есть понятие «свободное поселение» в Лаврентьевской летописи, за 1264-1265 гг. Понятие свобода появляется только в конце XVIII века и связано с обществом и политикой!
Я.Б. Княжнин, «Вадим Новгородский»: Уведаешь, как им отъятая свобода, прелестной властию его заменена.
Н.М. Карамзин, «Письма русского путешественника»: Маленькие шалуны могут со временем сделаться большими – могут распространить в своем отечестве опасную нравственную болезнь, от которой рано или поздно умирает свобода в республиках.
И.А. Крылов, «Конь и Всадник»: Как ни приманчива свобода, но для народа не меньше гибельна она, когда разумная ей мера не дана.
Н.М. Языков, «Родина»: И величава, и грозна, и благодатна, как свобода.
А. Белый,  «Серебряный голубь»: Павел Павлович предоставлял всем полную свободу действий; но эта свобода была пуще неволи.
С.А. Есенин,  «Анна Снегина»: Свобода взметнулась неистово. И в розово-смрадном огне тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне.

А вот современная трактовка у братьев Стругацких (1990 г.): массовый человек не боится потерять свободу – он боится ее обрести. Конец – приплыли!

И, наконец, воля в словаре В. Даля. Из 32000 пословиц и поговорок в 51 используется слово воля: вольному воля, спасенному рай; в поле своя воля – чье поле, того и воля; в рай за волоса не тянут – чья воля, того и ответ; воля божья, а суд царев; воля и добрую жену портит; и т.д.
Свободы в «Пословицах русского народа» нет.

Таким образом, во-первых, понятие «свобода воли» по-русски лишено смысла, так как объединяет совершенно разные и не соподчиненные понятия. Во-вторых, воля более свойственна менталитету русского народа, чем свобода. Отсюда интуитивное нежелание подчиняться законам, недоверие к судопроизводству, попытки решать проблемы по понятиям.