Поздняя встреча

Прасковья Горбатова
 
   Стук, стук разговаривает поезд с рельсами, стук, стук...
. А я сижу в купе огорченная тем, что не с кем поговорить. Нет, я не одна, рядом двое молодых людей, но они не разговаривают, уткнулись в свои мобильники и пишут друг другу СМЭски.
 Вот, наконец пришел к ним голод. Молча вытаскивают продукты, раскладывают на столике и кушают, уткнувшись в сотики.
 Только упавший стакан с чаем, отвлекает их и они отложили в сторону свои игрушки, вынули провода из ушей.
  -Милые мои, можно с вами обмолвиться хоть несколькими фразами?- обращаюсь к ним.
  -Конечно,- улыбка скрашивает юное лицо.
  -Студенты?
  -Да
  - Я смотрю на вас и вспомнилось изречение великого Энштейна: «Я боюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. И тогда мир получит поколение идиотов»
Кажется мы подошли к такому времени.
  Я не хочу вас обидеть, не вы в этом виноваты. Ваша жизнь мне кажется ограниченной, заключенной в рамки этих маленьких коробочек.
 Я тоже была студенткой и те студенческие годы остались в моей памяти, как самые счастливые и радостные.
  -Расскажите,- девушка  поджимает под себя ноги, готова слушать.

 - Мы жили в такое время, что вам, возможно, не поверится или покажется странным..
В мои студенческие годы  я не могла себе купить приличную одежду, да и денег было мало, но стипендию я получала.
 У меня было всего два платья - ситцевое расклешенное и крепдешиновое.  Основой наряда считалась обувь — туфельки на каблучке. Купить их можно было только в магазинах, которые назывались «Березка», допуск в них был только элите.
  Однажды мне  подарили такие  туфельки. Для меня это было великое счастье.

 Я тогда была на практике в городе Миллерово.
 Случилось так, что бухгалтер заболела и мне  было поручено отвезти в г. Ростов отчеты.
 Я была такая счастливая потому, что встречусь с Ванькой (так я его любя называла) моим любимым,я уже представляла, как мы гуляем с ним по каштановым аллеям города.

 Я бегу по железнодорожному мосту на почту, чтобы отправить ему телеграмму.   Тогда такой связи, как сейчас не было. А бежала я на пальчиках, чтобы не застрял каблучок в песке или асфальте, не сцарапалась кожа и, конечно, ноги уставали. Стоя в очереди, я попеременно снимала то один, то другой туфель, чтобы отдохнула нога. И, вдруг, я вожу ногой и не нащупываю своего туфелька. Наклоняюсь,ищу -его нигде нет. Подумала, что кто-то подшутил, но туфля не было ни в коридоре, ни на улице, да и посетителей не было. В растерянности я допрыгала на улице до лавочки, с лучшими ожиданиями, что кто-то отдаст мне туфель, но увы..
 Рядом на тополе зашевелились ветви и я увидела парня, он держал в руке мой туфель.
  -Эй, хватит шутить, я тороплюсь, мне надо идти.   
  -Приходи на танцы вечером, там отдам.
 Он спрыгнул с дерева и я узнала в нем того парня, который пригласил меня на танец, а я отказала.
 Он тогда подал мне спичку:
  -Ну на, поковыряй в зубах. И ушел.
  -Хватит шутить, не приду я на танцы, я ночью в Ростов уезжаю
   -Приходи, когда приедешь.
Он засунул туфель в карман и быстрой походкой удалился.
  Я шла босиком и всю дорогу плакала. Ехать мне было не в чем. У мои старых туфлей еле держалась подошва. Подружка носила обувь на два размера больше.
  Да и туфли эти мне подарил Ванька, купила его мама в годовщину нашей дружбы.
  Он встретил меня восторженный, сияющий, рассказывал  об учебе, друзьях, куда его направляют на практику.
 Мы шли по улице Энгельса к парку Горького, там была у нас любимая скамейка. Вдруг,  стала хлопать на моем левом туфле подошва. Я не могла ему все рассказать, он был из обеспеченной семьи и всегда одет прилично. Я попросила его посидеть пять минут на лавочке, не оборачиваясь, он знал что я умею подшутить, приколоться, а я подбежала к будке, где ремонтировали обувь, тогда были такие, попросила башмачника подремонтировать поскорей, пока вон тот парень не видит, сама спряталась за  будку. Он молодец, оценил ситуацию и денег с меня не взял, иначе мне не хватило бы на обратный билет.
 
  По возвращению, мне не удалось попасть на танцы и заполучить свой туфель, меня послали в совхоз на ревизию в составе трех человек. Через две недели я смогла попасть на танцы, но парня этого в тот вечер и в следующие не было.
 
  После практики мы сдали госэкзамены, получили дипломы и по направлениям разъехались в разные края.
 Перед самым отъездом Ванька вернулся с практики. Он выглядел другим повзрослевшим, каким-то задумчивым и холодным. Письма приходили все реже и реже.
 В те времена все поля наши были засеяны хлебами и засажены овощами и садами. Колхозники не успевали убирать урожаи. На уборку посылали коллективы с предприятий, даже школьников.  В первую очередь посылали молодых, у кого еще не было семей и малых детей. В эту очередь попала и я.
 Осень была сумрачной, с холодными дождями. Я горожанка быстро подхватила простуду и заболела.  В комнате  мы жили втроем молодые девчонки, новоиспеченные специалисты.
 Вечером поднялась температура и девчонки вызвали скорую.
 Укутанная в одеяло, мамин пуховый платок, я не могла согреться.
  -Кто тут больной, - услышала сквозь заложенные как ватой уши.
 Девчонки стояли возле меня, усаживая доктора. Я открыла глаза и увидела знакомое лицо, сразу не поняла, кто он, а когда поняла, слезы хлынули на лицо, я в истерике рыдала и девочки не могли понять что со мной случилось.
  Я плакала не только от боли в горле, но и от того, что этот человек опять влезает в мою жизнь, я считала, что он является виной в том, что у нас с Ванькой разладились отношения, и за туфель, который я успела поносить два дня, а мечтала о них год. После укола я уснула. Доктор обещал навещать и приходил каждый вечер, а потом уж просто в гости.
 
  Девочкам он понравился своим общительным характером, простотой в общениях. А я не хотела его видеть. Аля влюбилась в него и ждала от него предложения погулять, а он настырно весь вечер сидел с нами.
 
  Мне хотелось уйти, куда угодно, но я еще не знала  этот город и знакомых не было у меня. И, все таки, один раз я ушла, бродила по улицам, вспоминала ростовские каштановые аллеи, своих подружек по общежитию. Сколько там было радости и счастья!
 Вернулась часа через два. Из разговора девочек поняла, что доктор ушел следом.
 
     Я замолчала, ушла в воспоминания и мне показалась, что поезд все дальше уносит меня от моей давнишней юности. Все ушло. Только память  бережно хранит каждый момент, каждый взгляд.
  Мне казалось, что все я рассказывала  для себя, никто меня не слушал, никому это не интересно.

 - Говорите, не молчите, что же было дальше? - молодой человек одел очки, как бы, приготавливаясь слушать.
 
  -Простите, я думала утомила вас и вам это не интересно.
  -Нам это очень интересно, вы нас увели в другой мир, о котором мы не знаем.

 И я продолжила свое повествование

     - Я переписывалась со своей подругой Розой, они с Ванькой жили на одной станции. Она знала о нашей дружбе и сожалела о том, что у нас все расклеилось по неизвестным причинам.
   В конце августа, когда спала жара и синие туманы плыли над тихой рекой, мне было особенно грустно, я считала, что Ванька — моя первая и последняя любовь, я никогда больше никому не поверю, не полюблю, ни с кем мне не будет так легко и радостно, ни у кого больше нет таких распахнутых в мир глаз, таких нежных слов, такого задорного смеха.

  Я брела по кромке берега, свернула на незнакомую тропинку, первые желтые листочки упали на еще зеленую траву.  Скоро осень. Я собрала листочки и поставила их в вазу на столе, пусть они напоминают мне многое, связанное с Ванькой.
 Совершенно неожиданно я получила телеграмму от Розы: «Приезжай, здесь Ванька».
 На второй вечер я была уже там. Встретила Роза.
  Какое счастье иметь такую верную душевную подругу. Она обнимая меня, сказала:
  -Я не подошла к нему, не стала разговаривать, я боюсь спугнуть ваше счастье.
 Среди множества танцующих я нашла его  моего родного, милого, любимого. Когда он пригласил меня, у меня подкашивались ноги, я вся дрожала, моя ладошка пульсировала в его руке, мы не кружились в вальсе, как раньше от начала до конца, я боялась упасть и он это чувствовал и молчал. Молчали оба. Мне казалось, что у меня нет голоса и я буду говорить, он не услышит. Танец подошел к концу. Он отвел меня на мое место и ушел. Он больше не приглашал меня и я уехала в тот же вечер.
 
Я до сих пор не  знаю что произошло, думаю, что не моя он судьба.
 Мне и сейчас кажется, что у меня так же дрожат руки и стонет сердце.

     Я прервала рассказ, чтобы обрести прежнее состояние покоя.

 В глазах девушки я увидела слезы, а юноша обнял ее за плечи и смотрел на меня в ожидании.

  Доктор, которого звали Егор, по прежнему навещал нас, звал на танцы , погулять. Как ни упрашивали, я не составляла им компанию.

    Декабрь засыпал снегом, мороз разрисовал стекла на окнах, приближался Новый год.
 Прощаясь вечером, Егор сказал, что завтра придет с сюрпризом. 
   
  Мы готовились к встрече Нового года, делали уборку в комнате, я стала перебирать вещи в чемодане, развернула сверток с сохранившимся туфлем. Аля попросила примерить, попросила второй.
 - Второго нет. Потеряла.    
  -Как можно было потерять, такие красивые.
  Завернув туфель, я спрятала его на самое дно, как дорогую для меня память.

 По разному сложилась жизнь у моих однокурсниц. Мы еще долго переписывались, письма были такие радостные, желанные, не то, что СМС, а может я не понимаю ничего в современной жизни. Вы уж меня простите.
  Роза вышла замуж и у нее родилась доченька такая же черненькая, голубоглазая,такое сочетание бывает не часто, я ездила на крестины, но Ваньки там уже не было. Знала Роза, что уехал он после окончания института в Белоруссию.

  Затерялись следы, запутались тропинки, замело нашу юность осенними листьями и белыми снегами.

  -А как же Егор с сюрпризом?,- спросил с интересом молодой человек
Я вздохнула, помолчала. Воспоминания тяготили меня, как будто вновь переживала те минуты.

 -Девочки тоже задали ему этот вопрос, а мое лицо загорелось огнем, когда он из-под куртки достал туфель и сказал, что он как в сказке про Золушку ищет девушку со вторым туфлем.
  Я спрятала лицо в ладони, слезы катились градом, как могла сдерживала рыдания, но они прорывались наружу, душила обида за то, что он держит в руках туфель, подаренный Ванькой, не имея на то никакого права. Выхватив из его рук туфель, я выбежала раздетая на мороз, бежала не зная куда, пока меня не догнали девочки, уложили в постель, успокоили.  Так я в последний раз рассталась со своей любовью к Ваньке.

  Не один раз Егор звал меня замуж, но какая-то заноза застряла в сердце и не давала мне сделать шаг к примирению

  Спустя год я ехала в поезде, познакомилась с парнем, он  ехал на целину.  Чем то он мне напомнил Ваньку - своей манерой поведения, открытостью, решительностью, он увлек меня своими рассказами, мечтами, наполнил своей бесшабашной энергией жить, любить, петь, гореть.

 Вместе мы прожили трудную и в то же время красивую, счастливую жизнь.

   Мне очень трудно стало и пусто, горько и одиноко, когда его не стало.

 Я с осторожностью отношусь к нововведениям, но жизнь берет свое.
  Уткнувшуюся в экран компьютера внучку попросила  однажды набрать данные Ваньки.
  Мне казалось у меня помутилось в сознании, когда высветился портрет человека убеленного сединой, очень изменившегося, но это был он, Ванька.

  Несколько дней мы ловили момент, когда засветится его огонек и я послала ему сообщение
  -Иван Яковлевич, Ванька, это ты?
  -Неужели это ты, Ивушка? ( так он любил меня называть). Выйди в скайп, моя родная.
  -Не могу, я вся в слезах, я говорить даже не смогу, завтра, дай успокоиться
  -Нет, сейчас, сейчас же. Мы итак потеряли все самое дорогое.

 Я уже не могла рассказывать дальше. Чтобы успокоиться, выпила холодный чай  легла и отвернулась к стенке.

 Утром я поднялась и мои молодые поднялись, как по команде.
  -Вы выходите?
  -Через час.
  -Скажите, вы встретились с ним?
  -Пока нет, но через час встретимся. Я теперь стала решительней, снова сама еду к нему, потому, что он живет один, а я с семьей дочери.
  -Мы через неделю возвращаемся, а Вы? Может снова попадем ехать вместе?
  -Не знаю. Может быть мне не придется возвращаться.

  Поезд отстукивал версты, мелькали перелески, березовые рощи, озера и луга.Как красива наша земля, сколько у нее богатства, светлой нежности!