Бaй мир бист ду шён на Бетховенском фестивале 2008

Тина Скон 1
 «БAЙ MИР БИСТ ДУ ШЁН» – НА БЕТХОВЕНСКОМ ФЕСТИВАЛЕ 2008

 С той поры, когда Бетховенский фестиваль в Бонне приобрёл статус Международного, в апреле каждого года начинается предварительная продажа билетов, хотя фестиваль открывается лишь в августe. Девиз фестиваля 2008 года – «ВЛАСТЬ. МУЗЫКА» («МАХТ.  МУЗИК»)-  как нельзя лучше отражает творчество Бетховена,власть его музыки, его политическое кредо,наконец, завещание великого композитора, чьи творения востребованы и в ХХ, и в ХХI столетиях.
 
Фестиваль был открыт Девятой Симфонией Бетховена. В этом же  концерте была исполнена «Ода Наполеону» Арнольда Шёнберга, композитора, эмигрировавшего в США, и, конечно, запрещённого во времена нацизма. Сложнейшие перипетии истории Германии в середине ХХ века нашли отражение в «Немецкой симфонии» Ганса Эйслера. Она была начата в 1935 году в калифорнийский период жизни композитора, а впервые исполнена в Германии лишь в 1959 году.

 На слушателя музыкальными средствами как бы обрушиваются те ужасные события, в которые были ввергнуты народы( в том числе, и немецкий), нацистской Германией. Эта огромная по величине симфония не просто поражает, она фраппирует зрителя. И  когда, наконец, прекращается безумие разрушения и уничтожения, когда на смену хаосу в мир приходят гармония и спокойствие, отражённые в музыке, зал взрывается аплодисментами.

 Огромная заслуга блестящего исполнения столь сложного произведения принадлежит дирижёру Груберу. Особое воздействие симфонии – это  хор и солисты, усилившие её впечатление выразительным исполнением. Одной из солисток была Анна Вировлански ( красивое лирическое сопрано) из Израиля, выступающая нынче в Боннской опере.

Совершенно волшебным было своеобразное исполнение четырёх сонат Бетховена  для скрипки и фортепиано (скрипач Илья Грингольц, пианист Александр Мадзар). Вероятно, любители и знатоки музыки знают, что в 1998 году тогда ещё  16-летний Илья Грингольц на Международном конкурсе скрипачей в Генуе  получил премию  Паганини за собственную интерпретацию сонаты Бетховена.

Бонн благодаря своему великому сыну, является городом, имеющим международное значение. На фестивале всегда проводится интернациональная стратегия – конечно, звучат произведения Бетховена, а также композиторов разных стран и народов, выдающихся звёзд современного музыкального мира. Как никогда часто с подмостков сцен в этом году можно услышать музыку композиторов-евреев – Феликса Мендельсона, Густава Малера, Арнольда Шёнберга, Джорджа Гершвина, Гидеона Клейна, Ганса Эйслера, Ирвинга Берлина...Да, на фестивале не забыли отметить 60-ю годовщину создания государства Израиль.

Кто не знает широко известной песни Шолома Секунды «Бай мир бист ду  шён» (В вольном переводе «Моя красавица»)?  Но совсем немногие знают, как велико значение еврейских композиторов и музыкантов  в развитии джаза в ХХ столетии. Андрей Гермлин и музыканты Свинг Данс Оркестра (Swing Dance Orchestra) напоминают о музыкальных раритетах на фестивале в Бонне. Вновь зазвучали мелодии еврейских поборников джаза – произведения Джорджа Гершвина («Леди, будь добра»), Ирвинга Берлина («Голубые небеса»), Гарольда Ариена («Над радугой») и др.

Большим успехом пользовался концерт, в котором гениально и захватывающе объединились мелодии клезмерской музыки, классики и экстра-джаза – и... во всём этом присутствовал Бетховен. Подобные творения «изобретает» кларнетист  Давид Орловский с контрабасистом и композитором  Флорианом Дорманом и гитаристом Йенсом-Уве Хопе. 25-летний кларнетист Давид Орловский владеет «голосом» кларнета, как  своим голосом. Он заставляет инструмент объяснять, рассказывать, всхлипывать, плакать навзрыд, смеяться, иронизировать, поднимать на смех...

 Трудно рассказать (60 концертов на 24 сценах!) о блистательном созвездии музыкантов и ансамблей на концертных подмостках  Бетховенского фестиваля  в Бонне, – это  настоящий праздник музыки...
Помните  Ре-мажорный хор из 4-ой части Девятой Симфонии Бетховена, исполняющий «Оду к радости» на слова немецкого поэта Шиллера?  В истории музыки настал звёздный час 7 мая 1824 года, когда впервые прозвучав в Вене, симфония начала своё победное шествие по земному шару, возвещая о радости, единственной силе, могущей объединить всё живое. «Обнимитесь, миллионы!» - эти слова из финала Девятой симфонии звучат сегодня в гимне объединённой Европы, они как нельзя лучше отражают интернациональный дух Бетховенского фестиваля.