Нацизм и национализм

Софья Журавлёва
Мне кажется, что в последнее время грань между этими однокоренными словами как-то стёрлась. Вместо одного понятия употребляют какие-то языковые коктейли: «ультраправые», «радикальные националисты» и тому подобные. Думаю, что в таких условиях получается смысловая мутная вода, в которой очень просто ловить «рыбку» -  малообразованную молодёжь и обывателей, создавая условия для майданов.

А ведь нацизм и национализм – две разных идеологии, два разных психотипа.

Первый – это преступник, стремящийся всему миру доказать свою исключительность, то, что он «право имеет». Его агрессия питается желанием переложить на других вину за свои проблемы и недостатки, внутренним комплексом неполноценности.

Поэтому, я думаю, прежде чем превратиться в нациста, народ лишается исторической и культурной субъектности, в нём воспитывается чувство вины за собственную самобытность. Способствуют этому военные и политические поражения, деятельность «пятой колонны», поливающей грязью собственную страну.

Как реакция на подобные процессы, у простых людей возникает желание самоутвердиться, гордыня, и тогда самые абсурдные изыскания историков попадают на благодатную почву, причём в подсознании народа может жить ощущение ложности этих теорий, но это только усиливает внутреннюю агрессию.
Так, украинцы, очерняя и отвергая советскую и русскую историю, бьют не только по русским, но и по себе, потому что века братства легко вытравить из умов, но очень трудно изгнать из культуры, быта и того же подсознания.

Но, поскольку люди не осознают до конца причин внутреннего разлада, однако ощущают боль, они озлобляются. И в какой-то момент переполняющей их ярости довольно одного указания, чтобы излиться на того, кого назовут виновником всех бед, неполноценным или врагом.

А национализм подобен совершенно иному складу характера.

Он подобен характеру человека, сознающего свои достоинства и недостатки. Уверенность в своих положительных качествах даёт ему возможность преодолевать отрицательные, не сваливая вину на других. Стремясь совершенствоваться, такой человек учится на чужих успехах и ошибках, но сохраняет своё достоинство. Он сохраняет его, не защищая оружием, потому что внутренняя сила не требует дополнительной защиты.

То же и с народом. Любя и принимая родную культуру и историю, не заслоняя побед поражениями, он ясно видит причинно-следственные связи. И, без ненависти глядя на ошибки, он не кается, но ищет способы устранения ситуаций, в прошлом породивших зло.

Народ-националист сознаёт свою индивидуальность и стремится развивать свои таланты, а потому не пеняет на соседей, чьё место на карте мира столь же неповторимо, как и его.

Народ-националист не боится потерять себя в союзе с другими народами, потому что сохраняется благодаря любви людей к своей самобытности, а не за счёт ущемления кого бы то ни было.

Народ-националист никому не навязывает своих законов, но и сам не желает жить по чужой воле, принимая от других только то, что ему самому по душе. Он
с а м о д о с т а т о ч е н, и потому неугоден и тем, кто жаждет заполучить его богатства, и тем, кто самодостаточности лишён.

Потому и подменяют анализ истории её осуждением, мыслителей и художников диссидентами, самость самомнением и национализм нацизмом.