Глава 11. Бубен

Сущность Заклинания
Глава 10 - http://www.proza.ru/2014/10/02/1224

Дни тянулись мучительно долго. Тутти принёс с охоты оленя и разделил между нами с Элизой – кому что было нужно. Вот только сам почему-то не ел – только чай пил. При всём при этом он не казался усталым или ожесточённым. Лично я, не поев полдня, зверел или впадал в апатию. Вот уж действительно шаман.
На мой вопрос об этом Тутти ответил, что надо сделать бубен. Я сразу вспомнил, как он лишился своего инструмента.
Это и в самом деле казалось мистикой. Я бы поверил, если бы мембрана лопнула под ударом колотушки. Но какой силы должен быть удар, и как нанесён, чтобы бубен раскололся пополам?
Тутти камлал прямо перед нами. Хоть я и сам впал в некое состояние транса, я всё же наблюдал за ним. В один момент он замер на одной ноге. Раздался треск. Бубен раскололся; в тот самый момент, когда я вскочил на ноги, будто разбуженный, парень упал вслед за обломками.
Конечно, я спрашивал об этом – он ответил, что духи-маги, к которым он обратился, сильно разозлились из-за меня и разбили бубен. И снова напомнил, что я мог, сам не зная, как-то отказаться от своей магии.
Пожалуй, без реального подтверждения я бы не поверил. Но приходилось считаться с фактами.
 - Поэтому ты медитируешь и не можешь добывать дичь? – Уточнил я. – Да тут же мяса нам обоим хватит!
 - Отказ от пищи – ещё один элемент подготовки.
 - И когда эта подготовка заканчивается?
 - Завтра начну искать подходящее дерево.
Я кашлянул, глядя, как он снимает с печки сковородку и перемешивает содержимое деревянной ложкой.
 - Как думаешь, я скоро поправлюсь?
Тутти подошёл и отдал мне тарелку с мясом. Оно было не солёным, к чему я всё не мог привыкнуть - но приходилось жевать, ведь соль у шамана кончилась.
 - По идее, мы могли бы тронуться в путь уже завтра. Но сделать бубен в условиях переездов будет сложно.
Бросив взгляд на посудину, в которой отмокала оленья кожа, я вздохнул.
 - Это долго?
 - Через три часа в последний раз мять буду. Потом – счищать шерсть и остатки жира. Завтра срублю подходящее дерево, сделаю раму. Ещё пару дней будет сохнуть. Вот и считай.
 - Ага, - кивнул я, поглощая мясо. – Может, совсем на ноги встану.
Ещё чувствовалась некоторая слабость, и я опасался упасть с нарты.
Назавтра Тутти ушёл и не появлялся весь день. Я уткнулся в читалку, но заряд в ней быстро исчерпался. Когда я попросил Элизу вынести её наружу и зарядить под солнечными лучами, девушка ответила, что слишком пасмурно. Робот опасалась, что если в ближайшие дни не распогодится, то она попросту выключится.
 - А ты бы могла как-то зарядить читалку? – Немедленно загорелся я, рассматривая Элизу уже как бесплатный источник питания.
Она приняла игрушку и повертела в руках.
 - Штекера нет?
В читалке был разъём для электричества. Но я постоянно забывал зарядник – зачем, если можно прыгнуть в солнечный день? Теперь это сыграло со мной злую шутку.
 - Нет.
 - Тогда не смогу. Оголённым проводом тыкать опасно, могу повредить.
Я с сожалением забрал читалку. Теперь приходилось сидеть и скучать. Невольно я подумал: а каково было Тутти те два года, которые он находился в заточении? Не видеть даже духов, о которых он вечно твердит, не то что людей. Тут и правда поневоле станешь неадекватным и согласишься скормить первого попавшегося человека вампирам, чтобы вырваться.
Эти мысли заставили по-новому взглянуть на шамана.
 - Элиза, а вот как ты относишься к Тутти?
 - Он интересный, как и ты, - просто ответила девушка, снимая заколку. Чёрные волосы рассыпались по плечам.
Шубу Элиза сняла, и сейчас была в расшитом цветастом платье. Она снова начала собирать волосы.
 - И всё? Я понимаю, что ты машина – но неужели нет обиды, что он… ну да, - пробормотал я, представив, какое разочарование ждало бы вампиров, укуси они её. Пришлось перефразировать. – Что он готов был бросить тебя на погибель?
 - Это естественное действие любого живого существа, когда стоит выбор «убей или убьют». Причина была, чего обижаться?
Положим, парня бы никто не убил. Но Элизу я понял, как понял и то, что она рациональна, как машина. Наверняка она видела только то, что происходит здесь и сейчас, и особой разницы между нами как людьми не делала. Просто «оба интересные».
 - Для тебя все люди интересны?
 - Нет, - фыркнула она, закалывая вновь собранный пучок волос. – Толпы обывателей меня не интересуют. Но ты особенный, потому что был моим кумиром.
Невольно это меня кольнуло.
 - Теперь уже нет?
 - Вот станешь Феониллой – будет опять да. Но и в Еоне что-то есть. А Тутти… Он будто и не человек. Наверное, у него знаний больше, если он может видеть второй этаж мира.
Описание мира духов снова рассмешило, и вдруг опять напомнило, что передо мной лишь робот с искусственной личностью. Подумать только – я разговаривал с машиной! Она сидела рядом, прислонившись к соседнему шесту спиной – как только выдерживал? – и поправляла чёлку. Она была просто удивительно на меня похожа, будто сестра. Я попытался вспомнить название.
 - Какая, говоришь, ты модель?
 - Dop2El3Ganger.
 - Длинноватое название. У нас во Времяшлянске всё просто: А2, Р33…
 - Сравнил! – Фыркнула она. – Ты же восхитился мной. Значит, ваши модели нам и на запчасти не годятся. Тем более что я сборная, двух заводов. Взяли самое лучшее и смонтировали. Как и другие новые модели – только у них другие производители.
«Dop2El3Ganger», - повторил я про себя, стараясь запомнить.
Удивительно сложное название. Но в мыслях ему нашлась аналогия.
Доппельгангер. Вот что я увидел в названии.
 - То есть… - пробормотал я. – Ты призвана быть двойником? Двойником человека?
 - Я выбрала тебя, - вздохнула она. – Ведь Феонилла – мой кумир. И вот что мне теперь делать, если супергероиня оказалась парнем?
Я невесело хмыкнул. Вот девочка, которую я спас из горящего здания посольства, не была такой привередой.

                Тутти

Найти подходящее дерево - дело сложное. Это был третий бубен, который я делал в своей жизни. Предыдущий пришлось мастерить в условиях запечатанной стоянки. И никакие духи мне помочь не могли. Просто удивительно, что бубен вообще заработал.
Сейчас было легче – правда, до ближайшего леса надо было ещё дойти. С утра ударил мороз, но совик я всё-таки не взял – разогреюсь на рубке, да и пока искать буду, не до мороза станет.
Здесь шла граница между тундрой и тайгой, и впереди простиралась стена леса. Ветер бил в спину, словно подгоняя, играл с подолом малицы и плотнее надвигал капюшон. Я поправил на плече топор и попытался не замечать пронизывающий холод. У учителя это легко получалось, а мне было ещё сложновато.
Но как же восхитительно вновь чувствовать, что мир живой! Лес впереди дремал, готовый пробудиться от малейшего шороха; видимое пространство дышало свободой, но всё же в нём чувствовались некоторая осторожность и озабоченность. Зима напряжённее других времён года.
В скрипе ветвей звучало приветствие. Я углубился в лес – смешанный, и выбор предстоял богатый. Найдя дерево – по моему мнению, вполне подходящее – я снял варежки. Мороз тут же сковал руки, вонзился сотней ледяных игл. Но топор уже отправился в снег вслед за варежками, а я прижался ладонями к стволу и закрыл глаза.
Много времени понадобилось, чтобы сосредоточиться. На стоянке я совсем не практиковался – незачем было – и теперь жалел. Разве я не надеялся вырваться? Конечно, надеялся. И всё-таки не сделал ничего для дальнейшего развития.
А потом я уловил движение. Холод отступил, и я остался один на один с духом дерева. Разговора не было. Сосредоточившись на своих чувствах, я сразу понял, что оно мне не подходит, и отошёл.
Ходить по зимнему лесу – будто передвигаться между спящими людьми в утреннюю пору. Ты знаешь, что они могут проснуться в любой момент – или же продолжат спать. И невольно ведёшь себя тихо, не желая стать виновником пробуждения. Ноги то и дело проваливались в снег. Вот качнулась ветка – это птица сорвалась с места.
Следующим деревом стала сосна. Выбирал будущий каркас я только по ощущениям, интуитивно – тут роли не играло, из какого дерева делался предыдущий. Дух откликнулся, когда я прижался к дереву. Увы, оно тоже оказалось не совсем подходящим. Я сказал, что ищу дерево для бубна. Он умолк – задумался.
 - Здесь по лесу, - наконец услышал я. – Бегает дриада. Она постоянно кочует, все деревья знает. Поговори с ней, она мигом решение подскажет.
О дриаде я кое-что слышал. Единственный видимый дух – причём постоянно, в отличие от божеств.
 - Только с ней тяжело договориться, - добавил дух и умолк окончательно.
Я поблагодарил и отошёл, оглядываясь. Деревья здесь стояли уже плотнее, и несведущему человеку нетрудно было заблудиться. Прислушавшись, я подобрал топор и варежки и побрёл наугад.
И тут же услышал лёгкие шаги неподалёку. Мягкий, нежный голос что-то весело мурлыкал. Я свернул на звуки.
Здесь деревья выстроились в две колонны, открывая тропинку с нависающими над ней колючими ветвями кустов. На сугробах – не проваливаясь, будто была невесома – босыми ногами танцевала молодая девушка в лёгкой белой шубке. Вьющиеся, пышные, будто крона дерева, волосы поблёскивали, и казалось, она водрузила на голову снежную шапку. На круглом лице с большими белёсыми глазами блуждала мечтательная улыбка.
Общаться с духами мне было не привыкать. И всё же я замер, удивлённо глядя на дриаду – впервые я видел духа без помощи кошинки. Она казалась такой обычной – словно соседка.
Я окликнул. Дриада, изящно перепрыгнув с одного снежного холмика на другой, застыла на одной ноге. Её удивлённый взгляд остановился на мне.
 - Это… ты сейчас меня позвал? – Она оглянулась, видимо, решив, что здесь есть ещё кто-то.
Кусты рядом дрогнули – из-под них пулей вылетел заяц и тут же скрылся в норе под ногами девушки. Ветки закачались, стряхивая свою снежную шубу.
 - Мне сказали, ты можешь помочь с выбором дерева. Нужно сделать бубен, и желательно не только для этой местности.
Я не знал, как далеко мы уйдём. Делать же для каждого места свой бубен долго. Ежу понятно, что тут надо исхитриться найти дерево не только подходящее для моего бубна, но ещё и произрастающее в любой части света.
 - Ого, путешественник? – Оживилась дриада и в один момент оказалась рядом.
Тонкие пальчики сжали мою руку; со смехом девушка развернулась и побежала, таща меня за собой. Я с трудом поспевал, проваливаясь в снег на каждом шагу. Это было похоже на то, как если бы подросток схватил малыша за руку и пытался бежать.
 - Давай-давай! – Хохотала дриада, оборачиваясь всем телом и поминутно хватая мою руку и второй ладошкой.
Она была так возбуждена, будто впервые за долгое время обрела компанию. Я её хорошо понимал, и потому подыгрывал. Потом и самому смешно стало.
Так, смеясь, мы пробежали наискось несколько лесных тропинок. Вслед доносился шорох, раздалось удивлённое кудахтанье фальшнепа*. Он ещё что-то профальшивил вслед, и я ещё подумал, что, успокоившись, птица должна забиться в первую попавшуюся норку, выгнав хозяина. Фальшнеп зимой спал, но довольно чутко. Проснувшись, он мог стать для первого попавшегося зверя сущим бедствием.
Деревья расступились, и глазам предстала полянка. Там, в окружении елей, раскинулся большой дуб. Вряд ли ему было даже лет пятьдесят – такому ещё расти и расти.
 - Вот! – Дриада остановилась и задорно ткнула пальцем вперёд, на дуб. – Моё дерево! Чем не подходит?
Высвободив руку, я приблизился. Здесь, несмотря на определённый простор, ветви крон сплетались между собой, и сквозь просветы в снежной шапке лились струйки света. Картина была сказочной.
Дуб отозвался теплом. Нет, его кора на морозе тоже была холодной, но ощущение чего-то родного возникло сразу. Поддавшись порыву, я прижался всем телом к этому дереву, и долго стоял, закрыв глаза. Дуб будто сам обнял меня, и возникло чувство, словно мы срастаемся корнями.
Всё это время дриада молчала. Наконец я отстранился и снова взглянул на кроны.
 - Ты действительно отдаёшь его мне?
Ответа не последовало. Я обернулся. Девушка несколько обескураженно глядела на меня. Ветерок всколыхнул полы шубки и волосы.
 - Что, дуб? Но ведь тебе нужны только ветки, нет?
Настала моя очередь удивляться.
 - Но для бубна нужна сердцевина! Ты никогда не общалась с тадебеями?
Дриада вспыхнула – её кожа разом стала красной, как маки.
 - Не дам рубить моё дерево! Вечно вы, люди, отнимаете моё дерево, где бы я ни поселилась! Топай отсюда, это моё жилище!
Возникло явное недопонимание. Я не знал, смеяться мне или плакать. Она с таким энтузиазмом тащила меня сюда, а теперь гонит. Но как я мог отказаться от этого дуба? Он уже стал родным, признал меня! Никогда ещё не было проблем с добычей дерева. Однако я видел – ничего мне дриада не позволит.
Идти в другой лес, заново искать дерево мне не улыбалось. Идя сюда, я понимал, что могу ничего не найти; теперь же бросать такую находку не хотел.
 - Просто ты селишься в хороших деревьях, которые рано или поздно кому-нибудь пригождаются. Ты похожа на червяка в яблоке.
Сравнение было необидным – близкая к природе дриада поняла. Её кожа постепенно светлела, но девушка всё ещё хмурилась.
 - Ну извини! Я предпочитаю лучшее!
Я решил обойти разговор с другой стороны.
 - В таком случае, ты знаешь ещё одно подходящее дерево?
 - Здесь ты больше ничего не найдёшь! – Фыркнула она, сама подходя к дубу и становясь между нами – пришлось отодвинуться. – Ищи в другом лесу или бери ветки. Повадились – даже в тайге покоя не дадут!
Я задумался. Что я знал о дриаде?
Единственный видимый дух на ПлуМерке – к тому же, судя по обвинениям, общалась с людьми. Те её спокойно выселяли и забирали дерево. Какой простой способ – наплевать на слабого духа. Я же всё-таки понадеялся договориться. Кто её знает – может, она мстить горазда. Но как убедить кого-то покинуть родной дом?
 - Тебя как звать-то?
 - У меня нет имени, - она снова посветлела и теперь с любовью наглаживала кору. – Просто дриада.
Не стала больше гнать. Одиночество всегда сильно давит.
Хотелось предложить ей поискать другое место – она же привычная. Но в то же время кольнула совесть – раз она так взъелась, значит, хотела иметь постоянное место жительства. Мне это казалось несколько странным – я не представлял жизни без переездов. Но ведь дриаде не нужно охотиться – пляши себе на лесных полянках да радуйся.
Я оглядел зимний лес. Столько вокруг деревьев – а поди, найди подходящее для бубна или жилья.
«А ведь это мысль!».
 - Может, я помог бы тебе найти новое… взамен этого?
Она всплеснула руками и снова недоверчиво фыркнула:
 - Пфф… ты? Человек не может найти дерево для духа – у вас же чувства притуплены!
 - А я уверен, что смогу, - настаивал я. – Тадебеи могут больше обычных людей. И дерево я тебе найду лучше этого.
 - До сих пор я сама справлялась. Ты просто хитришь – вот срубишь дерево, и поминай, как звали!
 - А ты пойдёшь со мной. Если не выполню уговор, можешь хоть убить.
Видимо, моя уверенность на неё подействовала. Девушка задумалась, почёсывая острый подбородок.
 - Дерево лучше, чем это?
 - Конечно.
Её взгляд пробежал по дубу, по снежной шапке на кронах, и остановился на мне.
 - Тогда хочу в место потеплее.
После моего уверения, что так и будет, дриада решительно махнула рукой – мол, руби.
И я взялся за топор. Когда дуб рухнул в перину снега, взметнув лёгкие снежинки, я невольно обернулся. Дух ни разу не пошевелилась, ничего не говорила, и могло показаться, что она исчезла.
Однако девушка стояла за спиной. И против всех ожиданий, на её лице застыл странный интерес. Она напоминала учёного, проводящего смертельный эксперимент с крысой – читал я про такое в одной из оставленных исследователем книжек. Никакого сожаления, а улыбка такая, будто на её глазах снесли ветхое жилище, чтобы построить дворец. И всё для неё.
День клонился к закату, и лес посерел, замер в тревоге. Звери и птицы попрятались.
Подхватив сделанные заготовки, я зашагал обратно по своим следам. Дриада тотчас подбежала и пошла рядом, поглядывая назад. У края леса я остановился.
Далеко впереди чернел чум под тёмным, давящим навесом облаков.
Надвигалась буря.

*Фальшнеп – птица, напоминающая вальдшнепа. Она жутко фальшивит.


Глава 12 - http://www.proza.ru/2014/11/08/733