Апология на книгу Иисуса Навина. Часть 1

Николай Старовойтов
Книга Иисуса Навина:общее
Книга Иисуса Навина принадлежит к разряду ветхозаветных исторических книг Священного Писания и служит продолжением Второзакония,на которое он часто ссылается.Вместе с пятью книгами Моисея она составляет такое целое,что первые шесть книг Библии были названы "Гексатеух"-книга из шести частей.

Иисус Навин
Иисус Навин происходил из колена Ефремова (Чис.13:9,17).Имя Иисус,применяемое в русском переводе,является греческой формой еврейского имени Иешуа.Ранние христиане считали важным и подобающим,что человек,который привёл народ в землю обетованную,носил то же имя,что и Иисус Христос:<<он один из своих сверстников ввёл оставшийся народ в святую землю (...) так и Иисус возвратит рассеяние людей и разделит каждому благую землю,только другим образом.Ибо первый дал им временное наследие (...),а Иисус Христос после святого воскресения даст нам вечное владение>>[1].Сам Иисус Навин,до некоторой степени,является прообразом Иисуса Христа.
Иисус Навин был близким сотрудником Моисея во все годы 40-летнего странствования по пустыне.Он был с Моисеем на горе Божьей,Синае (Исх.24:13).Он был в числе 12 соглядатаев,посланных Моисеем для обозрения земли Ханаанской (Чис.13),и одним из двух,давших об оной благоприятный для Израильтян отзыв (Чис.14:6).Иудейский историк l века н.э. Иосиф Флавий говорит,что Иисусу Навину было 85 лет,когда он стал преемником Моисея.Шесть лет потребовалось Иисусу Навину чтобы покорить землю обетованную,а остальные годы своей жизни он провёл в управлении и распределении земли по уделам 12 колен.Иисус Навин правил в Израиле 25 лет.Он умер в возрасте 110 лет и погребён в Фамнаф-Сараи,на горе Ефремовой.Иисус Навин был славным вождем,имел дисциплинированную армию,посылал соглядатаев и,вместе с тем,молился и уповал на Бога.

Апологетический комментарий: об имени Иисуса Навина
В табличках Телль-Эль-Амарны,написанных в то время из Палестины фараону в Египет,о поражении царя Пеллы,содержатся следующие слова:<<Спроси Вениамина,спроси Тадуа,спроси Иешуа>>.

Период времени
Книга содержит описание истории Израиля за период приблизительно 25 лет,а именно со смерти Иисуса Навина (Втор.34;Иис.Н.24:29).<<Библейская хронология>> Российского Библейского Общества (1998) датирует время жизни Иисуса Навина 1300-1190 гг.до н.э.,т.е.рассматриваемый в книге период времени- 1215-1190 гг.до н.э.Археологам удалось откопать руины ханаанских городов,захваченных,согласно Библии,Израильтянами под водительством Иисуса Навина,преемника Моисея.В тех слоях раскопок,которые несомненно относятся ко времени Иисуса Навина,найдены по преимуществу следы пожаров и умышленных опустошений- явное доказательство стремительного завоевания.
Исторический фон книги подтверждается найденной в Телль-Эль-Амарне клинописью,в которой описываются соотношения ханаанских народов во время Иисуса Навина.

Составитель
Составитель нигде не упоминается по имени.Некоторые места в книге как будто бы доказывают,что она была написана не позднее,чем во время Давида,потому что в то время,когда она была написана,иевусеи жили ещё в Иерусалиме (15:63).Только Давиду на седьмом году своего правления удалось их изгнать (2 Цар.5:6-9).Согласно 6:16 была жива ещё и Раав,из чего можно заключить,что книга была написана ещё ранее.У нас нет никаких оснований не приписывать книгу Иисусу Навину.Во гл.24:26 ясно подчёркивается,что Иисус Навин <<вписал слова сии в книгу закона Божия>>.Различные места с подробными описаниями указывают также на то,что писавший переживал описываемое.Во всяком случае Иисус Навин наверняка записывал важнейшие события,свидетелем которых он являлся.Следует также упомянуть,что Талмуд (свод иудаистского так называемого <<устного учения>> и еврейских преданий) называет автором книги Иисуса Навина- только последние пять стихов добавлены Пинехасом.Книга Иисуса Навина написана самим Иисусом Навином (кроме 29-33 стихов последней главы) и составила исторический документ,в котором точно обозначены границы уделов каждого колена и на который поэтому можно было ссылаться при тяжбах по землевладению.
Подлинность книги подтверждается и другими библейскими источниками.Так,например,переход через Иордан (3) по Пс.113:3,5;падение Иерихона и спасение Раав (6) по Евр.11:30;проклятие Иерихону (6:26) по 1 Цар.16:34; союз израильтян с гаваонитянами (9:15) по 2 Цар.21:1.

Главная тема
Главная тема книги- завоевание земли Обетованной.Этим завоеванием Израиль обязан только союзу с Богом и верности Господней.Только Господь претворил обет в жизнь и даровал родину Своему народу.Чтобы особо выделить это,составитель описывает более подробным образом только те события,в которых ясно проявляется исключительное вмешательство Бога на пользу Израилю.

Разделы
1.Подготовления к завоеванию гл.1-5
Задание и повеление к походу.................гл.1
Разведка Иерихона......................................гл.2
Переход через Иордан................................гл.3-4
Обрезание,праздник Пасхи и видение...гл.5
2.Завоевание земли гл.6-12
Падение Иерихона........................................гл.6
Первое препятствие (Ахан)........................гл.7
Взятие Хитрость гаваонитян...................................гл.9
Подчинение юга............................................гл.10
Подчинение севера......................................гл.11
Побеждённые цари.......................................гл.12
3.Раздел и организация земли гл.13-24
Раздел восточно-иорданской земли......гл.13
Раздел западно-иорданской земли........гл.14-19
Возведение городов-убежищ и городов левитов гл.20-21
Возвращение восточно-иорданских колен  гл.22
Прощальные речи Иисуса Навина и его смерть  гл.23-24
Ключевое слово: завоевание

Символика
История Израиля важна не только в отношении истории спасения- потому что Мессия вышел из избранного народа- но и как наглядное обучение нас,новозаветных верующих.По 1 Кор.10:5-11 мы должны познать в образной форме истории Израиля великие истины жизни в вере.Рассмотрим некоторые картины в этой <<книге картин Господних>>:
Переход через Иордан (гл.3)
Если бы дети Израиля не были неверующими и не противились бы,то им совсем не нужно было бы переходить Иордан.Они могли бы войти в землю Обетованную прямо через Кадес-Варни (Чис.13:1-27).По замыслу Господню переход через Чермное море и через Иордан означает одну и ту же духовную истину: смерть.
Переход через Иордан означает для Израиля конец его странствия в пустыне.С этого дня слабый,непослушный и неверующий народ стал достаточно сильным,чтобы побороть врагов Божиих.
Рим.6:6-11;Еф.2:4-6;Кол.3:1-3;и христианин должен перейти свой Иордан,то-есть вместе с Христом подвергнуться смерти,прибить своё старое "я" на Крест.Сколько христиан остаются,после своего избавления от "власти египетской",в пустыне,вместо того чтобы прямиком направиться в землю Победы,и поступают так неоднократно по недостатку познания или по личному неверию.Тогда им требуется совершить определённый акт веры (как переход через Иордан),чтобы начать победную жизнь.Распятый Христос познаётся тогда как Спаситель;и христианин по вере своей распинается вместе с Ним-умерший для греха,живой в Господе!

Жизнь в земле Обетованной
-великая притча о жизни изобилия во Иисусе Христе.
Эта жизнь принимается в вере.Вся земля была даром Господа Израилю (1:2),но каждое колено должно было овладеть своим уделом (1:3).Точно так же и мы переживаем изобилие Христово только в той мере,в какой мы с верою приобретаем его.
Эта жизнь-борьба за веру.После перехода через Иордан нужно было взять Иерихон,хотя в принципе победа была уже на стороне Израиля (2:2).Господь также обеспечил нам победу Своим Сыном; наше участие в ней состоит в том,чтобы верить и доказывать это ежедневной борьбой с грехами.
Эта жизнь не без искушений-вспомним Ахана!- но жизнь неограниченной возможности Победы путём упорной веры и послушания.
Это жизнь постоянного развития.Мы никогда не можем исчерпать богатства Христова; нам всегда останется ещё <<очень много>>(13:1;см.Иоан.1:16).
Это жизнь,которая не терпит никакого греха.Израилю было дано ясное повеление изгнать и уничтожить жителей Ханаана,а не только подчинить их.Терпеть их присутствие означало бы ослушаться Бога и уготовить себе множество затруднений (история Израиля доказывает это).Дети Божии должны ненавидеть грех и <<духом умерщвлять дела плотские>> (Рим.8:13).

Типология
Иисус Навин                Христос
Это еврейское имя                То же имя по-гречески;
означает:<<Ягве спасает>>.     то же значение.
Облечённый милостью,             Явил Собою время милости,
наследовал Моисею,                последовавшее за правлением закона,
представитель закона.              (Иоан.1:17;Рим.8:3-4;Евр.7:18-19;Гал.3:23-25).
Вёл народ к победе.                Дарует нам преодоление (Рим.8:37;1 Кор.15:57; 2
                Кор.2:14).
Заступник Израиля                Заступник верующих пред Богом (1 Иоан.2:1).
пред Богом.
Дал каждому колену                Дарует духовные дары по Своему усмотрению (Еф.
его наследие в удел.                1:11 и 4:7-11).

Разное
Иисус Навин в обучении Господнем
Мы видим Иисуса Навина поучающегося
борьбе-                Исх.17:8-16
молитве-                Исх.24:12-18
разочарованию-     Исх.32:15-20
служению-                Исх.33:11
смирению-               Чис.11:26-29
вере-                Чис.13:8,16 и 16:6-9
послушанию-           Чис.27:12-23
ответственности-  Чис.32:28-30
доверию-                Втор.31:1-23.
Иисус Навин в служении Господу
Иис.Н.1      Задание и наставление           -завет
Иис.Н.2      Посылка двух соглядатаев    -осторожность
Иис.Н.3-4  Переход через Иордан            -мужество веры
Иис.Н.5      Обрезание и праздник Пасхи-очищение
Иис.Н.6      Взятие Иерихона                -доверие к Богу
Иис.Н.7-8  Ахан и Гай                -суд
Иис.Н.9      Союз с гаваонитянами            -хитрость
Иис.Н.10-12 Подчинение территории     -победа
Иис.Н.13-22 Раздел земли                -наследие
Иис.Н.23-24 Последние слова
                Иисуса Навина Израилю      -увещевание

Апологетический комментарий
Раскопки в тех местах,где Иисус Навин вёл кровавые бои с врагами,подтверждают библейское предание (Священное Писание).Следы пожаров и сражений открылись глазам археологов,когда они изучали остатки ханаанских крепостей [Хlll век до н.э.]>>[2]Ареологи раскопали руины городов Лахиса,Гаваона,Давира,Хеврона и других.Всюду,кроме Гавана,в слое Хlll века до н.э. обнаружены очевидные следы кровопролития и пожара.
Глава 1.Книга
Величественная глава.У Израиля была Книга (Тора-Пятикнижие).Она была лишь частицей Божьего Слова,Которое мы имеем теперь.О,как это важно!Божье строгое предупреждение для Иисуса Навина в начале его грандиозных достижений состояло в том,чтобы быть весьма точным в соблюдении Божьего Слова,записанного в этой Книге.Иисус Навин соблюдал Божьи повеления,поэтому Бог благословил его феноменальным успехом.Какой великий в этом урок для всех руководителей христианской Церкви!Ключевой стих 1:8:<<Да не отходит сия Книга закона от уст твоих;но поучайся в ней день и ночь,дабы в точности исполнять всё,что в ней написано:тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.>>
Глава 2.Два соглядатая и Раав
Раав (евр.Рахав) слышала о чудесах,происходивших в Израиле,и пришла к убеждению,что Бог израильтян был истинным Богом (И.Нав.2:10-11).Когда она встретилась с соглядатаями,то рискнула встать на сторону израильтян и их Бога.
<<Раав за свою веру во всемогущество истинного Бога была награждена принятием её в общество избранного народа.И эта ветвь от дикой маслины принесла добрый плод.Выйдя замуж за Салмона,она сделалась матерью Вооза,прадеда Давида,и имя её наряду с тремя другими женщинами занесено в родословную Христа.>>[3]
Раав вышла замуж за израильтянина по имени Салмон (Мат.1:5).У Халева был сын по имени Салма (1 Пар.2:51).Возможно,что это тот самый Салмон.Если это так,то через брак она породнилась со знатной семьёй в Израиле.Раав таким образом стала предком Вооза,Давида и Иисуса Христа.Её имя упоминается в перечне героев веры (Евр.11:31).
Соглядатаи-прообраз Апостола Павла (Иис.Н.2:15 ср.с 2 Кор.11:32),а червлёная верёвка Раавы,судя по её цвету (Иис.Н.2:18,21),-символ безопасности,которая достигается посредством жертвы (Евр.9:19,22).
Апологетический комментарий: дом Раав
Дом в городской стене (И.Нав.2:15).В Иерихоне строились жилые дома в городской стене (см.следующий апологетический комментарий).
Глава 3.Переход через Иордан
Когда несущие ковчег завета приблизились к берегу Иордана,воды Иордана остановились и стали стеною на большом расстоянии до города Адама.Город Адам был расположен в 26 км на север.Ниже города Адама вода ушла в Мёртвое море,и песчаное дно реки стало достаточно сухим для перехода.Упомянутый в тексте 3:16 город Адам и "помог" исследователям Библии разъяснить это чудо.На расстоянии 25 км к северу от Иерихона существует иорданский брод,по сей день именуемый Эль-Дамиех.Кроме того,на восточном берегу реки лежит небольшой холм Телль-ЭльДамиех.Оба названия безусловно происходят от древнего Адома (Адама),руины которого действительно недавно открыты под вышеназванным холмом.Около города Адама Иордан течёт между крутых глинистых берегов,высотой в 12 метров,по глубокому оврагу между стенами из извести и глины.Оба берега часто испытывают подземные толчки вулканического происхождения и иногда обваливаются в воду.Не раз случалось,что скалистые стены обрушивались в русло реки и создавали плотину,которая останавливала течение воды.В 1927 г.,во время землетрясения в этой части страны,произошёл большой обвал этих берегов,который задержал течение Иордана почти на сутки.В то время как воды скопились к северу от Эль-Дамиеха,южный отрезок реки от плотины до Мёртвого моря стал таким мелким,что его можно было перейти,едва замочив ноги.Возможно,что Господь применил подобные явления,чтобы <<остановить>> воды Иордана для Иисуса Навина и израильского народа (ср.1 Пар.12:15).Во всяком случае,происшедшее было великим Божьим чудом,сильно устрашившим хананеев,которые уже до этого были перепуганы (Иис.Н.2:24 и 5:1).
Спустя более 12 веков Иисус Христос крестился в Нижнем Иордане в том самом месте или очень близко,где Иисус Навин переходил его (ср.И.Нав.5:(13-)15);это место было избрано Богом для представления Мессии.По преданию (2 Фес.2:15),воды Иордана потекли вспять,когда Христос вступил в него.
Иис.Н.3:10-11:<<И сказал Иисус:из сего узнаете,что среди вас есть Бог живый,который прогонит от вас Хананеев,и Хеттеев,и Евеев,и Ферезеев,и Гергесеев,и Аморреев,и Иевусеев:Вот,ковчег завета Господа всей земли пойдёт пред вами чрез Иордан.>>
Об исполнении читаем Деян.3:17,19:<<Бог (...),истребив семь народов в земле Ханаанской,разделил им [Израильтянам] в наследие землю их>>.
О символике гл.Иис.Н.3 см.выше.
Глава 4.Книги-памятники
Двенадцать камней,взятых из Иордана и поставленных Иисусом в Галгале (Иис.Н.4:20),и двенадцать камней,поставленных в Иордане,чтобы преодолевали они речные волны (Иис.Н.4:9),-это памятники знаменующие различие между смертью Христа по суду вместо уверовавших в Него (Пс.41:8;87:8;Иоан.12:31-33) и полным избавлением верующего от осуждения.Образно камни в Иордане означают то,что говорится в Пс.21:1-19.
Глава 5:2-9.Возобновление обрезания
Обрезание-это <<знамение>> Авраамова завета (Бытие 17:7-14;Рим.4:11).В последние годы Египетского рабства и в период странствовавания по пустыне этот отделяющий Евреев признак находился в пренебрежении (ср.с Исх.4:24-26).В Новом Завете в качестве аналогичных отрицательных признаков выступают попытки верующих сообразовать своё поведение с <<миром>>,отказ верующего открыто соучавствовать Христу в Его смерти и воскресении (Рим.6:2-11;Гал.6:14-16).Духовно это означало бы стремление подавлять,умерщвлять дела плоти силою Святого Духа (Рим.8:13;Гал.5:16-17;Кол.2:11-12;3:5-10).
Глава 5:11-12.
Манна-прообраз Христа в Его униженной <<земной>> жизни,когда Его лишь <<знали по плоти>>,и когда Он отдал плоть Свою,чтобы уверовавшие в Него получили жизнь вечную (Иоан.6:49-51).А <<произведения земли Ханаанской>>-это прообраз Христа воскресшего,прославленного и пребывающего на небесах.Сопереживания со Христом на земле,<<распятым в немощи>>,соответствуют страданиям пережитым Евреями в пустыне.Опыт,который способен дать верующему место на небесах,требует постижения силы Его воскресения (2 Кор.5:16;13:4;Фил.3:10;Еф.1:15-23).Разница между теми,кто уже поняли это и теми,кто не понял та же,что между питающимися <<молоком>> и перешедшими на <<твёрдую пищу>> (1Кор.3:1-2;Евр.5:12-14;6:1-3).

Апологетический комментарий
Покорение Иерихона
Между Библией и археологией очень редко бывают разногласия.Одно из них- драматическое завоевание Иерихона.Согласно Библии,Иерихон был первым городом,захваченным Иисусом Навином,когда он привёл Израильтян в Обетованную землю.Захваченный Иерихон был сожжён дотла и сотни лет оставался необитаемым (Иис.Н.5:16-6:25;3 Цар.16:34).
В 1929-1936 гг. профессор д-р Джон Гарстэнг,директор Британской археологической школы в Иерусалиме и отдела Древностей Палестинского правительства,вёл раскопки на месте,где,по предположениям,находился Иерихон.Иерихон был расположен в 10 км от Иордана,а Галгал,место главного стана Иисуса Навина,на полпути между Иерихоном и Иорданом.Стены Иерихона окружали город,который занимал площадь в 3 гектара.Это была внутренняя крепость города,вокруг которой жило много людей.Гарстэнг обнаружил,что этот город был очень древним,его много раз разрушали и отстраивали заново.Гарстэнг установил,что во время одного такого разрушения стены города рухнули как бы от землетрясения и город был полностью сожжён.Гарстэнг полагал,что это произошло приблизительно в 1400 году до н.э.,то есть не слишком далеко от даты разрушения Иерихона Иисусом Навином,по библейской хронологии.[4]
Благодаря клинописным документам нам известно,что минирование крепостных стен относится к одному из самых древних средств осадной техники в истории человечества.Под покровом ночи воины подкапывались под фундамент укреплений и закладывали туда толстые брёвна.В определённый момент их пожигали,и стены сползали в выкопанные рвы,сея панику среди осаждённых и открывая атакующим путь в город.
Можно предполагать,что такая осадная тактика была применена и в отношении Иерихона.Пока шёл подкоп под стены,атакующие,вероятно,хотели отвлечь внимание осаждённых и заглушить шум подземных сапёрных работ.С этой целью они воспользовались хитроумным маневром,организуя вокруг стен шествие вооружённых отрядов,марширующих под рёв труб.Главная истина шестой главы книги Иисуса Навина состоит в том,что духовные победы достигаются средствами,которые человеческому разумению кажутся крайне неумными и недостаточными (1Кор.1:17-29;2 Кор.10:3-5).
<<И обрушилась стена города до своего основания>>(Иис.Н.6:19).Гарстэнг обнаружил,что стена города <<обрушилась,упала плашмя>>.Иерихонская стена была двойной,с проходом между стенами в 5 м шириной.Наружная стена была в 2 м толщиной и 10 м высотой.Стены были построены на не очень прочном фундаменте из кирпичей в 10 см толщиной и 30-60 см длиной,скреплённых известковой грязью.Обе стены соединялись надстройкой жилых домов,находящейся поверх стен,в том числе и дом Раавы в <<стене>>.Гарстэнг обнаружил,что наружная стена упала наружу и свалилась в овраг,потянув за собой внутреннюю стену с жилыми постройками,так как связь кирпичей внизу была слабее.Основание дворцовой стены в четыре ряда камней устояло с сильным уклоном наружу.Гарстэнг думал,что стены Иерихона были сильно разрушены землетрясением (признаки которого очевидны),способом,который Бог мог употреблять во всякое время.

(Продолжение следует...)

Примечания автора:
[1] Св.муч.Иустин Философ,<<Диалог с Трифоном иудеем>>,113.
[2] Мень А.<<Сын человеческий>> Bruxelles:Foyer oriental Chretien,1998,стр.329.
[3] Лопухин А.<<Библейская история Ветхого Завета>>,1887/Монреаль,1986/М.,1990,стр.176.
[4] Garstang John.The Story of Jericho.1948,pop.135,141,146,186.