Чаинское восстание. Часть седьмая. Бакчар

Петров Владимир
В последние годы на родине в Томской области я бываю не часто, как хотелось бы, раз в три-четыре года приезжаю сюда из Поволжья.
 - Приезжай, Володя, - звонила сестра Людмила,- мама совсем плохая.
 В этот раз в Томск я приехал в начале апреля 2011 г. До автобуса, шедшего на Бакчар, где живут мои родители и сестры, оставалось два часа и я проехал в Томский музей – Следственная тюрьма НКВД.
 Как-то так совпало - именно 80 лет назад началось Чаинское восстание и двадцать лет назад начались публикации о восстании в периодической печати.
Пройдя внутрь, я сразу же увидел директора музея Василя Антоновича Ханевича, беседующего с девушкой. Несколько лет назад здесь в музее Ханевич мне подарил книгу «Колпашевский яр» о расстрелах 1937 года. Заметив, что я тороплюсь, он все же нашел время и для меня.
- Нет, новых изданий о Чаинском восстании нет, – говорил Василий Антонович,- но работа по восстанию все же идет. Кстати, вот недавно ко мне приезжали из Чаинского района, привезли фотографию одного из погибших повстанцев, а мы поделились вот этой фотографией.
 Он показал мне на компьютере общую фотографию арестованных спецпереселенцев.
- По восстанию много работал Бойко, кстати, он уже профессор нашего университета.
Я говорил Ханевичу о том, что большинство повстанцев убитых в боях и расстрелянных впоследствии неизвестны, что мне самому интересно было бы поработать с уголовным делом, возбужденным после восстания.
-Дело-то лежит в УВД, – заметил Василий Антонович,- но доступ возможен только родственникам.
 -А если придти с письмом от Томского мемориала как исследователя данной темы?
 – Нет, нет, не получится, да и возможно ли установить сейчас фамилии всех павших?
 Из последних значимых книг о спецпереселенцах Василий Антонович показал мне книгу «Реки печали» о ссылке в Каргасоцкий район Томской области. На этом мы расстались.
 - Всех конечно не установить,- думал по дороге я, - но пусть хоть какую-то часть.
Через три часа я был в Бакчаре, где с радостью меня встретили родные –отец, сестры , матушка лежала на диване, вставать она уже не могла, в редкие минуты она открывала глаза и улыбалась мне… Родители мамы с детьми и с семидесятилетним дедом были высланы из Новосибирской области на Шпалозавод Нарымского края и умерли , едва перешагнув пятидесятилетний рубеж.
...С годами все ясней и понятней становился мне смысл вроде бы простых слов из песни Высоцкого " Банька по-белому":

               И меня два красивых охранника
               Повезли из Сибири в Сибирь...

 В последующие дни я ходил по Бакчару , много фотографировал.
 Конечно, сохранился и стадион имени Хомутского, сохранилась и сама улица Хомутского, нет, не возникла тут улица Крестьянская, как предлагал прокурор Малков. Это название хоть как -то напоминает о восстании, где Хомутский, пусть и на стороне комендатуры, был запрограмированной жертвой правящего режима. На улице Хомутского еще стоит старое двухэтажное здание школы, построенное руками спецпереселенцев, в пятидесятые годы именно здесь была средняя школа, а потом, когда было уже отстроено новое трехэтажное кирпичное здание школы, старое здание перешло к интернату.
 Я специально подошел поближе, именно сюда в конце восьмидесятых годов перекочевал памятник Хомутскому, о нем упоминал в своей статье прокурор Малков, но нет, памятника уже не было, выходит, убрали. Так вот закончилась история с памятником Хомутскому.
 В Бакчар из Крыловки наша семья переехала в конце 1963 г. Шагая в центр села по ул. Ленина со стороны средней школы я, конечно, примечал небольшой памятник виде обелиска за зданием райкома КПСС, но уже на территории стадиона. Почти напротив через дорогу в этом месте располагалось старое двухэтажное здание райисполкома . Это самый центр Бакчара.
Как- то отец рассказал, что Хомутский работал землеустроителем и погиб во время восстания. У меня было абсолютное впечатление, что он был работником райисполкома и именно поэтому ему и поставили памятник рядом с райисполкомом. О том, что в здании райисполкома ранее находилась комендатура , я и подозревать не мог. Мы жили совсем в другое время и , задыхаясь, слушали радио об очередном полете космонавтов. Какие футбольные битвы происходили на стадионе! Какие здесь проводились сельские ярмарки, проводы зимы!
Я хорошо помню, как в восьмидесятые годы памятник теперь уже в виде изображения самого Хомутского с низкой оградкой перекочевал вначале на другой конец стадиона ближе к улице Хомутского, а потом именно сюда к главному корпусу дома интерната. Сработан памятник был хорошо, хотя и был деревянным, небольшим, но выкрашен так, что казалось сделан он из какого – то редкого камня.
 Теперь уже точно нельзя сказать осталась ли могила Хомутскому под строившимся в начале семидесятых годов зданием райкома КПСС, или в углу на территории стадиона без никакого холмика. А что мешало просто по -доброму перезахоронить?
Конечно я заходил и в районную библиотеку и в краеведческий музей, где хранят материалы о восстании, о ссылке, но как правило это либо газеты , либо копии с них, но как бы ни было это история нашего бакчарского района.
Директор краеведческого музея Галина Михайловна Богатырева с сожалением говорила о том, что сам музей относится к пункту Северного садоводства, фактически к музею организации. Совсем другое значение у музея в Чаинском районе – он является филиалом Томского музея, безусловно, это большая разница.
 Казалось мне, что местные статьи о восстании известны, но вдруг Галина Михайловна подает мне газету с воспоминаниями А. Михеева о жизни в Высоком Яре. Я для себя отмечаю, что эта бакчарская газета «Наша Жизнь» за 1994 г. Автор рассказывает, что ранее здесь была деревня Хохловка и о восстании пишет следующее:
 - Помню восстание административно ссыльных. Это было в августе 1931 г. Жители Высокого Яра, разобрав мост через реку Андарму, спрятались в лесу. Отец по дороге на колхозную пасеку был арестован и посажен в баню, в которой уже сидел продавец. Магазин был разграблен. Арестованных принуждали сказать, где находятся люди, к вечеру отпустили. Председатель сельского совета Паздерин и наш зять Загуляев А. верхом на конях поехали из леса на разведку и наткнулись на пост, засевший во ржи. У Загуляева ранение было легкое, а вот Паздерину помощь было оказать невозможно и он скончался. На третий день восстание было подавлено. Запомнились мне бегущие повстанцы, а за ними проехали конные военные. Нам, ребятшкам, они помахали руками. А во время восстания мама с малолетними детьми да еще мужчина, командированный из района, не выходили на улицу, прятались в подвале.
- Галина Михайловна, какой ценный материал, – буквально взрываюсь я,- Смотри, вот фамилия одного из раненых Загуляев, он родня Михеевым, разузнать бы данные о нем, что за ранение, как сложилась его судьба, смотри, вот и отец Михеева, попавший в плен. Интересно и само отношение местных жителей к восстанию, пусть и детскими глазами, да и сам автор А. Михеев, кто он?
 -Я вообще-то была немного знакома с ним, он скончался примерно в 2000 году, это Африкан Гаврилович Михеев, один из самых старых жителей Высокого Яра.
 -Галина Михайловна, а ведь информации о втором погибшем Паздерине совсем никакой, хотя бы имя, отчество. Прокурор Малков упоминает, что о нем в селе ничего не помнят…
 - По моему, я что-то читала , наш историк Г. Колесов писал о нем немного, а ведь фамилия Паздерин существует в нашем районе…
Я потом найду материалы Колесова о Паздерине, в статье , посвященной Хомутскому с названием « Жизнь взаймы», он пишет : « Во время боя с повстанцами по Высоким Яром был смертельно ранен в бедро Паздерин Г. председатель Высоярского сельсовета, секретарь партийной ячейки , его повезли в больницу в с. Подгорное, по дороге в Тискино он скончался. Семье Паздерина выплатили единовременное пособие, на том дело и ограничилось».
 В Бакчаре я пробыл с неделю и потом уже дома в июле на сайте Проза.ру на своей страничке разместил рассказ «80- летие чаинского восстания крестьян», а 1 августа 2011г. увидел в интернете и видео Томского телевидения, тоже посвященного 80- летию чаинского восстания со съемкой 1991 г.
 Конечно, для меня значительна эта передача, вот я вижу своими глазами прокурора Малкова, показывают и село Бундюр, семью Евдокии Ковалевой, вот машет рукой на рядом стоящий лесок Александр Кочетов, в котором он в детстве прятался от уроков и увидел могилы повстанцев с крестами. В конце фильма Ковалева бережно гладит рукой портрет отца. А для себя отметим - в Бундюре было расстреляно 18 повстанцев – возможно люди выкапывали своих родственников и хоронили их как положено и ставили кресты и, конечно же с указанием фамилий, все возможно…
 Я привожу полностью текст этого фильма:
 Восемьдесят лет назад началось крупнейшее в Сибири восстание спецпереселенцев.
Бунт подняли крестьяне, сосланные в Нарымский край из разных регионов Советского Союза. Восстание было жестоко подавлено. Ещё в середине 80-х годов об этой страничке истории томской земли знали лишь уцелевшие очевидцы тех событий и их родственники. Достоянием общественности её сделал прокурор Бакчарского района Анатолий Малков. Двадцать лет назад в интервью Томскому телевидению он рассказал о том, что удалось найти в архиве местного УВД.

Анатолий МАЛКОВ, прокурор Бакчарского района (съёмка 1991 г.): «К осени 1931 года в Чаинском районе уже было 40 тысяч спецпереселенцев. Это только на второй год массовой ссылки. А впереди ещё было двадцать лет ссылки, так как ссылали в Бакчарский район до начала пятидесятых годов. Голод, жуткие условия жизни явились причиной того, что 29 июля 1931 года в Чаинском районе началось восстание ссыльных крестьян. Началось оно и проходило в сёлах, которые сохранились до сих пор, - Бундюр, Крыловка, Высокий Яр»

В отдалённом селе Бундюр (в 360 км от Томска) до сих пор живут свидетели восстания. Евдокии Тимофеевне было десять лет, когда её семью выслали с плодородной алтайской земли.

Евдокия КОВАЛЁВА, репрессированная: «Всё хозяйство у нас отобрали. Даже вещи, которые в ящиках у мамы были, ничего нам не дали абсолютно с собой взять. Нас было четверо детей, бабушка - пятая. ...Вот кони галопом - туда-сюда. Мужчины верхом гоняют, а мы у костра сидим. Тут подъезжают: где ваши мужья, спрашивают. Мама говорит: да нету у нас мужьёв. «Попрятали!» - громко так кричат»

Прибывая на место ссылки, крестьяне фактически оказывались в условиях концлагеря. Такого не знала даже крепостная Россия.

Владимир МИРОШНИКОВ, историк: «Вот раскорчёвка леса - не пахали, а копали вручную. Нужно было человеку - независимо, мужчине ли, женщине - целину в 4 сотки вскопать руками. Но что такое, если взрослый человек их копал? Он руки был вынужден ночью обвязывать мокрыми тряпками и вверх подымать, чтобы текла кровь. Настолько руки опухали. Это очень много. Не мягкую, а твёрдую землю выкопать лопатой, и голодному человеку. Выполнил план - получаешь паёк. Не выполнил - можешь вообще ничего не получить»

Те, кто помоложе, работать не могли. Дети начали умирать десятками. Убеждать работников комендатур в необходимости улучшения довольствия было бесполезно. Тогда решили выступить. Начался голодный бунт, и 31 июля тысяча крестьян заняла Высокий Яр. Для усмирения пришлось вызывать войска из Новосибирска. О вооружении крестьян до сих пор ничего не известно, но можно предположить, что силы были неравны. Развязка произошла в деревне Крыловка.

Владимир МИРОШНИКОВ: «Очевидцы рассказывают, что конница гнала людей по полю. Кто не мог убежать, рубили на ходу. Оставшихся мужчин согнали к яме, заставили её выкопать вручную. Яма приблизительно 4 на 4 метра. Выстроили 120 человек, и каждому второму - пулю в затылок»

Осталась память о восстании и в Бундюре.

Александр КОЧЕТОВ, сын репрессированных крестьян: «В 1950 году я с урока удрал - химию не уважал... Я лодырь был, занимался неохотно... Я спрятался в туалет. Гляжу - директор школы идёт... Куда мне? Пополз в лесок, гляжу: кусты. А я не знал про это. Мама говорит: а вот когда восстание было, их всех перестреляли и крестов наставили. Вот он, лесок этот»

В двадцатые-тридцатые годы по Советскому Союзу прокатились тысячи крестьянских выступлений. Протестуя против бесчеловечных условий существования, бесправные и голодные люди шли на крайние меры, для того чтобы спасти не себя - своих детей. Чаинское же восстание в истории сибирской коллективизации осталось как самое крупное. После него сталинская власть начала последний этап раскрестьянивания России.

Павел СОЛОВЬЁВ, корреспондент: «Это была самая настоящая гражданская война, о которой, тем не менее, почти ничего не найти в учебниках по истории страны. Крестьяне, которых власти называли кулаками, казнили сотрудников милиции и председателей сельсоветов, изымали зерно из казённых амбаров, а в одном из уголков Бурят-Монгольской АССР и вовсе было объявлено Учредительное собрание. Методы борьбы с повстанцами вполне соответствовали духу военного времени - против восставших применялась артиллерия и авиация. Знали ли крестьяне, полтора десятилетия ранее громя помещичьи усадьбы, какое будущее их ожидает?...»

 Как отмечалось восьмидесятилетие восстания в Чаинском районе у меня материалов пока нет, но ни в торжествах дело, а в памяти, чтобы мы помнили…

На фотографии с.Бакчар улица Хомутского на переулке с улицей Дзержинского.