Macht. Musik- девиз Бетховенского фестиваля 2008

Тина Скон 1
              «MACHT. MUSIK» – ДЕВИЗ БЕТХОВЕНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ 2008

 С 10 апреля 2008 года началась предварительная продажа билетов к Бетховенскому фестивалю в Бонне, который в очередной раз открывается в конце августа 2008 г. В прошлом году девизом фестиваля было короткое  и звучное слово “JOY“( в переводе с английского «РАДОСТЬ») и означало веселье, восторг, восхищение, и всё это применимо к музыке Бетховена. Помните  Ре-мажорный хор из 4-ой части Девятой Симфонии Бетховена, исполняющий «Оду к радости» на слова немецкого поэта Шиллера?  В истории музыки настал звёздный час 7 мая 1824 года, когда впервые прозвучав в Вене, симфония начала своё победное шествие по земному шару, возвещая о радости, единственной силе, могущей объединить всё живое. «Обнимитесь, миллионы!» - эти слова из финала Девятой симфонии звучат сегодня в гимне объединённой Европы.
 
Именно Девятая Симфония Бетховена будет исполнена на открытии фестиваля в соединении с «Одой Наполеону» Арнольда Шёнберга. Это исполнит «Оркестр в резиденции» Немецкой Камерной филармонии Бремена под управлением Пааво Ярви.  Ценители и любители музыки смогут услышать исполнение «Девятой» и в интерпретации Национального оркестра Франции под управлением дирижёра Курта Мазура. Итак, обеспечено исполнение двух выдающихся и различающихся интерпретаций! Кстати, Курт Мазур будет дирижировать полным циклом симфоний Бетховена. Такого на Бетховенском фестивале ещё никогда не было!
Конечно,  всё творчество Бетховена соответствует девизу нынешнего фестиваля «МОЩЬ, СИЛА, ВЛАСТЬ. МУЗЫКА». Наверное это можно считать политическим кредо, завещанием великого композитора, чьи творения востребованы и в ХХ, и в ХХI столетии.

И как, сообщает главный интендант фестиваля Илона Шмиль, политическая окраска скажется на всех музыкально-литературных программах фестиваля. К тому  же судьбы многих исполнителей и создателей музыкальных произведений были связаны с могуществом, силой, а порой и бессилием музыки, что находило своё отражение в музыкальном произведении, или интерпретации при исполнении. А многим слушающим иногда казалось, что автор музыки разделяет политическую участь слушателя. (В качестве примера можно назвать Струнный квартет Гидеона Клейна, услышав который узник Терезиенштадта, скрипач Даниель Хопе,решил, что композитор тоже пережил ужасы гетто и концлагеря). Очень впечатляюще и выразительно в унисон музыке прозвучат в концертах фестиваля тексты Ингеборд Бахман, Томаса Манна и Вильгельма Фуртвенглера. Читать и декламировать будут известные актёры: Ханнелоре Эльснер, Эстер Швайнс, Ульрих Маттес, Удо Замель, Ганс Цишлер, Ганс Юрген Шатц.

Центр тяжести музыкальной программы составит музыка редко исполняемых драматических и балетных произведений Бетховена. Прежде всего в аспекте политического завещания  стоит «Эгмонт». Кроме того, в заключительном концерте прозвучат «Афинские развалины» и «Прометей» и исполнении Бамбергского симфонического оркестра под управлением Йонатана Нотта.

На вечере песни порадует любителей Аннете Дашс, обладающая голосом большой интенсивности и красивого звучания. Очень интересно услышать Мартина  Грюбингера из Петерсберга, Макса Раабе, музыкальный ансамбль Die Prinzen, и музыкальное кабаре «A little nightmare music»( «Немного кошмарной музыки»).

И если в соответствии с девизом фестиваля на ряде сцен (где выносились важнейшие политические решения) прозвучит эксклюзивно классическая музыка, то в противовес этому в Штрассенхалле Дрансдорфа  ударные инструменты наряду с литаврами, барабанами и огромными гонгами будут соперничать с гремящими бочками с маслом, звоном мусоросборников, алюминиевыми крышками и прочим инвентарём, который найдётся для ударной импровизации в Штрассенхалле.

Свыше четырёх недель  в рамках фестиваля на многочисленных сценах пройдут 60 концертов. Праздник состоится на 24-х сценах ( на одну больше против прошлого года)  в Бонне и его окрестностях. La Redoutе, прежний зал пленарных заседаний Бундестага, Старая гидростанция ( Alter Wasserwerk), Burg Namedy, Burg Wissen и дворец Шаумбург  являются привлекательными концертными залами  Бетховенского фестиваля. Новой в этом году является сцена  Haus der Springmaus. Много концертов будет транслироваться  такими радиостанциями, как радио ФРГ и радиостанция «Немецкая волна».

 Родной город Бетховена, композитора Рейна и Дуная, благодаря своему великому сыну, является городом, имеющим международное значение. И, конечно,
Илона Шмиль, интендант фестиваля, проводит интернациональную стратегию: в музыкальном празднике примет участие оркестр Санкт-Петербургской консерватории им. Антона Рубинштейна, Нью-Йоркский Филармонический оркестр под управлением  Лорина Маазеля и т.д.

На фестивале неоднократно прозвучат имена выдающихся международных звёзд современного музыкального мира – пианистов, скрипачей, дирижёров, композиторов. Очень радует, что дебютирует молодёжь: это виолончелистка Сол Габетта, впервые выступает 17-летний Серж Циммерман( сын Франка Петера Циммермана).
 Трудно всё и и всех  перечислить, а любителям музыки не хочется упустить  возможность увидеть и услышать  блистательное созвездие музыкантов и ансамблей на концертных подмостках  Бетховенского фестиваля  в Бонне.
Верные  прежние и новые спонсоры, многочисленные общественные и государственные учреждения, партнёры средств массовой информации делают всё возможное для  того, чтобы Бетховенский фестиваль превратился в настоящий праздник музыки.