10. Эрмитаж - уединение. От лат. ermita - отшел

Владимир Горев
         А что, если, сегодня попробуем войти в Эрмитаж через тот вход, который и был изначально предназначен для «публики»? Догадайтесь, это где?  Угадали - это там, где стоят Атланты. Подойдём, поднимемся на «высокое крылечко» - подёргаем дверь. Не открыть - сейчас она  заперта!
        Заперта, как и было раньше - с первого момента начала собирания коллекции  и до 1852 года сокровища Музея могла видеть только семья Императоров и придворные. Не зря Екатерина II  придумала для него название «Эрмитаж», что значит уединение.
       Посмотреть сокровища искусства могли избранные из «духовного или дворянского сословия». И только по особым билетам, которые лично выписывал Министр Двора (!). В год не более 300-500 человек.
        Достаточно сказать, что лицеист Пушкин, как и его однокашники, в молодости  не раз входил сюда по такому билету! Интересно, какие картины и статуи он смотрел?
        Это первое здание в России, построенное  специально для музея. Идея принадлежит Николаю I Александровичу. Он пригласил немецкого зодчего Лео фон Кленце, который можно сказать, специализировался на музеях. Он начертил фасады и планы (толковые, кстати!), а строить поручено было русским архитекторам В.П. Стасову и Н.Е. Ефимову. Как и всякие русские они, конечно,   внесли существенные изменения в замысел мюнхенского коллеги, увязав здание со сложившимся архитектурным окружением на улице Миллионная.
        А после постройки, здания,  у которого сейчас мы стоим,  которое назвали «Новый Эрмитаж», и «расширения экспозиции», именно Николай I, в середине XIX века, разрешил доступ в Музей для всех сословий - сюда стали пускать «публику».
 Что же вышло? Теперь в год стало приходить до 60 тысяч «публики»! А сейчас - ежегодно до полумиллиона!!!!
        Давайте представим себе, что мы всё же удалось войти через эти двери…
        И увидим такую вот лестницу! Классика и дух древних цивилизаций Греции и Рима! Пока будем идти вверх, расскажу вам о братьях-атлантах  портика-входа и их создателе. 
        Начнем сказывать! Было у Александра Ивановича Теребенева десять сыновей: все как один - красивые (серого сердобского гранита, полированные), рослые (по 5 метров) и похожие друг на друга - лицо в лицо. Сказка скоро сказывается, а вот над изготовлением фигур трудились 150 каменотёсов в течение двух лет.
        Твёрдый это  материал - гранит… и хрупкий… Неверное движение - брак! Каждый выполнял свою работу - ноги, руки, головы, мощные мышцы торса… А вот лица заканчивал сам Мастер…
        Жаль, прожил он недолго. Всего 44 года… И  на найти, где похоронен - не сохранилась могила... Знаю, что на Волковском Православном кладбище…  Хватит о печальном!
        Поднимемся и посмотрим на Лестницу ещё и сверху. Вот и сравните её с Посольской Лестницей: здесь  нет роскоши и узорочья барокко, на этой лестнице  всё ясно, строго, просто  и  величественно.   
         Но это её достойная сестра, убедитесь сами!
         Почему я придумал условно привести вас в это здание? Именно здесь главное собрание старых мастеров европейской живописи. 
         Отсюда мы пройдём несколько комнат и окажемся в залах великих художников XVII века  - фламандских и голландских. К нашему времени, как известно, эти страны преобразовались в Бельгию, Нидерланды и Люксембург.
         Эту эпоху начал Питер Пауль Рубенс - талантливейший художник и активный во многих сферах человек. Его могучее дарование сыграло значительную роль в развитии живописи как собственно XVII века, так и дальнейшего времени.
         Даже яркие красные стены зала, где размещены его полотна  не могут притушить темперамент красок  и динамику рисунка.
         Пока в зал не «набились» плотно  экскурсанты, присядем на банкетку в середине зала и посмотрим несколько его работ.
         «Поклонение пастухов», а ведь   чаще писали о поклонении волхвов: соблазн изображения роскошных, экзотических одежд восточных царей-провидцев и цветные наряды  их многочисленной свиты.
          Но Рубенсу удалось звучно и ярко написать поклонение людей простых, небогато одетых, но искренне радующихся приходу в мир Спасителя. Поскольку, полотно писалось для размещения в церкви, и было алтарным образом,  фактически иконой, мастер  изображает одновремённое, но как бы двоеместное (на Земле и на Небе), Рождество.
         Каждое «действо» выделено в темноте ночи, ярким светом: верхний мир, ликующие ангелочки-путти, освещены по-своему, а  Мадонна, как отдельное световое пятно, сиянием, исходящим от Младенца. В его отсветах выделены грубые руки и  убогие одежды, но просветлённые лица пастухов.
         А вот «Сусанна и старцы», при соблюдении библейского сюжета трактуется, весьма натуралистично, как бытовая сцена, отдавая при этом дань пикантности ситуации: грядёт галантный XVIII век.  С технической стороны, если интересно, эта картина написана ещё по-старинному на деревянной основе.
          С этого времени холст, почти повсеместно, станет в европейской живописи основой картин, написанных масляными красками.
          «Венера и Адонис». Богиня любви пытается остановить своего прекрасного, но, к сожалению,   смертного любовника,  стремящегося из её объятий на охоту. Его также удерживает и маленький Амур… Тщетно!
          Зовут его, и мужской охотничий азарт, и пролетающая дичь, и его собаки: одна уже направилась прочь, не дожидаясь хозяина.
          Он уйдёт и… погибнет, растерзанный диким кабаном-вепрем. Но из красивой и, в стиле века, галантной картины, не видна будущая трагедия.
          Теперь аллегория - «Союз Земли и Воды», тоже в стиле века: мощный  загорелый торс Мужчины противостоит белой, нежной, может несколько полноватой с точки зрения нынешней моды, фигуре Женщины, но их руки крепко сплетены и взоры обращены только друг на друга.
          Мужчина: это бог морей и стихий  Нептун, а Женщина: богиня земли и плодородия Кибелла. Смысл, картины, заложенный художником: не будет процветания его родной Фландрии, пока в разных странах река Шельда и порт Антверпен. Призыв к единству.
          Не зря, Рубенс был ещё и дипломатом: вел переговоры именно о мире и сотрудничестве, между Фландрией, владением испанских королей, и возникшей  Голландской республикой. Не забыть сказать: помощником мэтра, в этой картине выступил Франс Снейдерс, который впоследствии стал выдающимся мастером натюрморта… 
         «Снятие с креста» известный и  распространённый сюжет, здесь опять  трактован, как событие и  бытовое, и трагическое, одновременно. И опять, как часто у него -  динамично  и бережно действующая группа Апостолов и Богоматери   выделена светом и цветом.
          При трагедии происходящего, событие смягчено мастерством автора - классически правильные лица и фигуры поневоле заставляют нас любоваться изображением. Рубенс-художник не просто   очень «красивый» мастер, но и очень знающий  дипломат, смягчающий, театрализующий трагедию...
          И при этом Рубенс: умелый и смелый живописец композиционных  решений картин. В его предыдущей картине-иконе, сложнейшая основная линия - некоторый полукруг, перечёркнутый диагональю из верхнего  левого угла в нижний правый.
           А вот в «Пастушеской  сцене», видим просто диагональ через полотно - от головы пастушки к загорелой ноге пастуха. Но, гляньте, сколько вокруг при этом «наворочено»! И одежд, и человеческого тела: и  загорелого мужского, и белой кожи женщины. Не забыт и кусочек синего неба над головами.
          Посмотрим немного правее «Снятия с креста», здесь чисто языческая тема: изображение мужского божества, причём,   одного из самых уважаемых мужчинами - это   знаменитый «Вакх»!
         Мы уже говорили   об изображении художником женщин: преобладают полные, роскошные женские формы, так называемые «рубенсовские», но при его чувстве юмора  (незаменимом, отметим, при дипломатической службе) он работает пышными формами, изображая и мужское обнажённое тело.
          А вернее сказать, Рубенс просто пишет голого мужика, почти бесформенного и расплывшегося от излишнего пития и закусывания! Всё его мужские признаки полностью потонули в жировых складках.
          Обратим внимание на свиту: тут, и писающий, чуть ли не на зрителя, путти-амурчик,  и фавн-сатирчик, ловящий капли вина,  и нимфа, наливающая очередной, и конечно, не последний, бокал, и, вечно пьяный «по определению», Силен - учитель и воспитатель Вакха.  Абсолютно пьян и тигр, грызущий виноградную гроздь у ног божества виноделия и веселия…
          Ещё картина  из греческих мифов:  «Персей и Андромеда».
          Основное, если разбирать, как Рубенс-художник достигал  нужного впечатления  от изображения, если говорить  сухо и профессионально - три фактуры - тёплая нежность  трепетного и, по-рубенсовски, полноватого, но прекрасного  тела Афродиты слева, холодного блеска доспехов Персея в центре и мощного, шелковистого крупа крылатого коня Пегаса справа. И тут же прочие атрибуты: и умирающее морское чудовище, и Победа, венчающая героя, и вездесущие толстенькие пути-амурчики. А вот о композиции - думайте сами…
         Тут видно, что Рубенс, хорошо знал первоклассных мастеров итальянского Возрождения: он усвоил и умело применял многие их находки и приёмы: мощь фигур и фресок Микеланджело, точный рисунок и ясную композицию  от Леонардо да Винчи и Рафаэля.  Видим также венецианцев  - В. Тициана и П. Веронезе: от них  жизненность колорита и редкие, для того времени, симфонии красок.
           Теперь на стене справа - «Пир у Симона-фарисея». Сюжет из Евангелия.
О чём речь знаете? Христос приглашён на пир к Симону-фарисею, начитанному  и знающему человеку, который   тогда   хоть и прислушивался, но, в то же время, и сомневался в проповедях Спасителя. Бывшая там  блудница, послушав речи Христа, уверовала, раскаялась,  и  омыв  Его ноги маслом, вытерла волосами.
          Как во всех своих картинах, Рубенс строит сложную, пронизанную движением  композицию, основой чего служит неравномерное размещение фигур на холсте. Большая группа на левой стороне: тут, и сам хозяин Симон в роскошном кресле, и его гости, и миловидные (по-рубенсовски!) девушки-служанки,  с чернокожим слугой, несущие   блюда яств и напитков. Справа: лишь Христос с апостолами.
           Вес левой части явно больше - она тяжелее и, кажется, давит на расположеных справа, но именно, целующая ноги Христа, благодарная и уверовавшая в Учение  грешница, даёт устойчивость правой части полотна. Одновременно, её склонённая фигура, замыкает овал движения наших глаз вокруг стола, по-фламански накрытого скатертью, белой и  со складками от глажения... Ну а   цветовое решение и рисунок великолепны, как  всё   у  Рубенса!   
           Он также  много работал и в пейзаже, и тоже успешно. Вот его «Пейзаж с радугой» - яркая группа горожан на природе. Такие, почти с натуры, почти без  «красивости», пейзажи были в то время редкостью.
           Теперь посмотрим несколько картин на консольных  стенах по стороне окон. Вот два отличных эскиза к сооружению триумфальных арок в Антверпене. Слева - «Храм Януса». Что тут изображено? Беда во Фландрии  - слепая Ярость врывается в её дом. Тщетно обитатели пытаются закрыть двери: Родине художника грозит война и смерть. Справа ещё одна угроза: Меркурий - бог торговли -  улетает из этой страны… Разорение и бедность. Трагедия показана аллегорическими образами - в стиле века. Но написано виртуозно!!!
            Здесь: слева - толстенькие малыши-путти обвивают  статую богини плодов и процветания Цереры гирляндой. Картина написана также в соавторстве со Снейдерсом. Слева портрет (скорее даже, эскиз портрета) фламандца, служившего Испанской короне: Шарля де Лонваля. Интересен рамой с огромным  количеством аллегорических изображений, часто противоречивых: тут одновременно и Слава и погасшие факелы… Да и прочее… Так победы были или поражения?
            Возможно, так Рубенс-дипломат хотел подчеркнуть, что победы этого полководца частенько были «пирровыми»: где потери значительно преобладали над пользой. Но это эскиз-портрет очень интересен и как произведение искусства.
           Посмотрим другие портреты… По-моему у Рубенса  это самое лучшее. Начнём с неизбежных парадных. Самые парадные будут чьи? Конечно короля и королевы.
           Честь имею представить Филипп IV король Испании и Елизавета Бурбонская королева Испании.
           Портреты, как это  и должно быть, торжественные, но решённые умело и крайне просто: ни лишнего золота, ни особой роскоши. Строгий наряд из тёмнокрасного  бархата, поблескивающие украшения, эффектно и   смело выхваченные, светом, очень характерные и «похожие» -  убедительные -  лица и кисти рук.
            И ещё…  О Рубенсе и мастерстве и искусстве портрета.
Вот два изображения:  Джорджа Гейджа,  английского священника и дипломата, знатока живописи  - друга художника.
           И один из самых пленительных женских образов в мировом искусстве  - «Портрет камеристки (служанки) инфанты (дочери короля)». 
            Как вообще  можно описать полёт ласточки или хоть   утренний ветерок? Разлёт бровей, светлозелёные глаза  и лёгкую улыбку? Нарисовать - можно! Но для этого надо быть гением… Таким, как  Питер Пауль Рубенс.  Не зря его ещё при жизни называли королём художников и художником королей.
            Встали. Пойдём к Рембрандту. Рембрандт Хармес ван Рейн… Почему его называют по имени?  А других художников - по фамилиям (Рубенс, Репин…). Не знаю…
Пришли - здесь недалеко… Начинал Рембрандт как и многие: яркие картины, церковные сюжеты. Но, с самых начальных работ у него своя  манера, хотя знал и Античную классику и гениев Возрождения.
            В «Жертвоприношении Авраама» уже чувствуется рука мастера. Сложная композиция из приёмов мастеров Возрождения. Тут многое ещё по-юношески эффектно - и падающий из руки нож, и беспомощное тело, приносимого  в жертву сына, и резкое движение обрезанной краем фигуры ангела... Но, при всём этом, картина крепко «сделана» и отлично   написана.
            Или - «Святое семейство». Бытовая сцена: мама отвлеклась от книги на плачь проснувшегося ребёнка. Если бы не ангелочки в верхнем правом углу, не понять, что это Мария с младенцем Христом, просто - молодая мама с малышом…
Мастер в это время пишет много портретов и заказов, в целом дела у него идут хорошо. Сами  гляньте: «Молодая женщина с серьгами», «Портрет учёного»  - прекрасные портреты обычных людей. Вот справа: алтарный образ «Снятие с креста». Всё как у всех художников в это время. И тут мы обнаружим  приём, найденный Рембрандтом - выделение  главного на картине ярким световым потоком при сравнительно тёмном фоне. 
           В конце зала - «Даная»… Эта картина с историей! Сам автор через 10 лет почти заново её переписал. Да ещё в XX веке, после нападения маньяка, её реставрировали…
           А полотно само по себе великолепно. Всмотритесь. Речь не о соответствии сложения модели стандартам - речь о том, как  написана картина! Как применён «фирменный рембрандтовский» свет, как расположены «действующие лица», какие краски и цветовые пятна…  В конце концов - смотрите, как подобран антураж и выписаны детали!
           Многое здесь от сложившегося обычая писать такие картины, но  выделение ярким потоком света - это его собственное. Мы в дальнейшем увидим, что «торжество света» Рембрандт пронесёт через всю, нелёгкую свою жизнь.
Так же много написано в это время и библейской темы. Эта картина носит длинное название: «Аман узнаёт свою судьбу». Бывший любимец царя,  теперь   он погружается в опасную опалу: ему грозит смерть. Человек изображен в стрессе, тяжёлом смятении чувств.
           Портрет другого плана - любимая жена художника Саския в образе богини цветов Флоры.  Тут, и наряд, и венок из цветов и плодов, и жезл обвитый свежёй зеленью. Вроде бы и тема предполагается  светлая и весёлая. Но почему печальна сама Флора? О чём она грустит?
           С некоторого момента, основной темой  художника становятся именно портреты, точнее, человек и его внутренний мир. Возможно, это связано с наступившими тяжёлыми временами - Рембрандт разорён и его имущество продано, как говорится  «с молотка»…
           Отныне героями его портретов становятся люди немолодые и невесёлые, много пережившие…
           «Портрет старика-еврея», «Портрет старушки», «Мужской портрет».
           Об этих портретах можно говорить очень много. Правда, лучше просто постоять перед ними и «послушать» что скажет нам сам Рембрандт Хармес ван Рейн… А говорит он негромко, но веско. Рассказывает нам тяжелую истину несправедливости и тягот возраста, в том числе о своём - достигнув только к преклонным годам понимания  смысла искусства и мастерства, художник начинает терять силы, и многие его замыслы остаются невыполненными.
            Понять  их, людей, которые  жили столетия тому назад…  Поймать в лицах, и обретённую мудрость, и сохранённую доброту, и тяготы болезней, и надежды и разочарования…
            Не удивляйтесь, многие из этих работ, иногда и женские портреты, напоминают самого художника…  Переживая в это время тяжелейший период забвения и безденежья он достигал глубочайшей правды в своём творчестве. Он, как бы, таким образом, писал свою собственную жизнь, разворачивал свою историю, свои мысли и трагедии, отобразив  характер человека непростого и несдавшегося. 
            Ну, вот ещё портреты… Вот эти истинные шедевры:
«Портрет старика в красном», «Портрет поэта  Иеремиаса  Деккера», «Портрет пожилого человека».  И ещё портреты и портреты…
            Теперь у Рембрандта было мало заказов и учеников, и он частенько писал родственников, друзей, знакомых. Особенно мастер, как видим, любил рисовать стариков, которые имели массу свободного времени для позирования.
           Все в жизни оставляет свой след, ничего даром не проходит: остаются раны на сердце, морщины на лице. В спокойных глазах старика заключена вечная память обо всем, что он видел и пережил, чему радовался и о чем горевал. А большие мозолистые руки говорят о том, как много он в своей жизни сделал.
Пожилая  женщина, с приличествующем лицом и несколько натянутой полуулыбкой. Это портрет  «Бартье Мартенс, она мать одного из учеников мастера  - Хендрика Мартенса Сорга. Или «Портрет старика-воина» - на зрителя  устремлён суровый и жесткий взор человека  часто и близко видевшего смерть: тут и плотно сжатые губы, и блеск доспеха, и цепь офицера на груди, а только потом замечаешь, и впалые щёки, и стариковскую немощь…  Мастеру подвластно выражение  полной характеристики людей в тонко  подмеченных им мелочах.
          В картинах Рембрандта, старость это не увядание жизни, а, скорее, достойное ее завершение. Лица с портретов говорят нам о пережитом, о богатом жизненном опыте.
          Портреты, как мне кажется,  вершина творчества мастера.
Так… Ещё натиск туристов-экскурсантов… Хорошо, что мы успели многое посмотреть…
          Не был бы я столь многословен - может успели бы всё увидеть…
Но, всё же, хочу сказать об истории этого собрания. Сто лет назад Императорский Эрмитаж мог похвастаться  самым большим в мире собранием рембрандтовских полотен. К огромному сожалению, многие произведения этого мастера утрачены в 20-30 годах - просто и бездумно  проданы  другим странам…  В основном, что касается наследия Рембрандта, это были именно портреты. Служителям, понимавшим действительную ценность произведений, приходилось частенько буквально прятать полотна…
         Подойдём теперь к самому, пожалуй, известному произведению - это конечно «Возвращение блудного сына». Сцена из Нового Завета, из притчи, рассказанной  Иисусом. Знаете её?Некий неблагодарный сын, получив часть имения отца, ушёл из дома и вел беспутную жизнь, не трудясь и проматывая  полученное.
          Тогда отец разгневался на него и не хотел даже о нём слышать. Но когда «блудный сын» прокутил своё богатство,  обеднел и стал несчастен, он раскаялся и вернулся под кров   отчего дома.
          Несмотря на былой гнев, суровый   отец простил его сразу, прямо на пороге дома, и даже приказал в честь возвращения «зарезать самого тучного тельца»… Рембрандт показывает нам сцену возвращения именно как великодушие, жалость и примирение.
          Основное, как всегда у мастера  выделено золотистым  светом: лицо отца, упавший  на колени сын, одетый в какие-то драные  тряпки и  жалкое подобие обуви с отставшей  подошвой. Но главное  - великолепно найденный художником, жест простившего отца, возложившего обе ладони на повисшие плечи и согбенную спину сына. Однако, в тени (только лицо и руки на свету) остался старший сын и его ревность:  он все эти годы вел трудовую и праведную жизнь, а торжество (и, даже, запечённый с душистыми  горькими  травами  и чесноком телец) досталось младшему - грешившему…
          Не зря кто-то из мудрых, сказал, что у Рембрандта важно не только то, что выступает на полотнах в его торжествующем свете, а и то, что у него укрыто во  тьме…
          Перед этой  картиной часто   останавливаются люди. Одни  уходят сразу, другие стоят долго.
          Долгие годы искусство Рембрандта, великого Мастера Рембрандта Хармеса ван Рейна, оставалось в тени, и было почти забыто, уж больно необычными по приёмам, темам и технике написания были его картины, а уж портреты - особенно. Людям понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение его творчества.
          Ещё хочу рассказать, что при жизни у художника было много учеников и подражателей.  Существует в искусстве даже термин «круг Рембрандта». Параллельно тому залу, где мы сейчас есть ряд комнат с  этими работами. Посмотрим? Они достаточно интересны!
          Ян Ливенс: «Голова старика». Саломон Конинк: «Старик- учёный». Самуэль ван Хогстратен: «Мальчик в окне». Геррит ван Хонтхорст: « Детство Христа». Или просто - Мастерская Рембрандта: «Портрет юноши в берете». Питер ван Стенвейк: несколько зловещий натюрморт с черепом -  «Ванитас» (Суета сует).

      Иллюстрации к этому рассказу смотрите на моей странице в Одноклассниках.