О деве океанской и чуде окаянском

Марина Зейтц
В морском Царстве, океанском государстве жил  Владыка Всех морей-океанов, и была у него дочь. Не обычная дочь – Дева Океанская, чудо окаянское:  волосья белые, скрипучие, кожа зеленая – скользючая, руки-ноги на плавники-клешенки  смахивают. Глаза у дочери Морского царя рыбьи, губы – клювиком.
Вот росла она, наливалась, в протоке купалась, пеной умывалась… Выросла наконец.  Глянула  в зеркальце чешуйчатое, причесала волосья  ракушечкой, сложила губки не клювиком, а сердечком и  произнесла-пропела  такие слова:
- Хочу замуж!
Ну что тут Владыке  Всея морей-океанов делать?  Завздыхал он, пошли по морю-океану волны. Закашлялся – поднялись буруны пенные, всколыхнулась водная бездна, заходила ходуном. А в то время плыл корабль по морю-океану, капитан на мостике стоял, вдаль глядел. Скрылась даль просторная, поднялась волна кипучая, как дом огромная – и унесла капитана в пучину отцовского горя.
Вот явил Владыка морей-океанов дочери бравого  капитана и спрашивает:
- Хорош ли жених для тебя, дочь моя волнолюбивая?

Глянула дочь  на капитана, топнула ножкой-клешенкой и пискнула:
- Не хорош, батюшка! Плечи широкие, волосы короткие, да и сам  неотесанный какой-то. Только и знает – кораблем управлять, лево руля – право руля! Неуч!

Огорчился Владыка, что не по нраву его жених пришелся, стукнул о дно морское трезубцем и  выбросили волны капитана на берег. Тот полежал-полежал, встал – да и домой пошел. И не такое с капитанами  случается!

А дочка-то,  Дева Океанская, чудо окаянское  пуще прежнего замуж хочет. Так ныла да канючила, так папашу своего клешенкой  в бок щипала, что не выдержал отец, рыкнул грозно – на море-океане  смерч образовался! В то самое время плыло суденышко по воде  – а на нем парень молодой , певец-музыкант, никакой талант,  на гастроли в заморские страны направлялся.  Пошла воронка по воде плясать, затянула суденышко в круговерть,  ушел под воду  тот парень, только шляпа на волнах качаться осталась!
Вот явил Владыка Всех морей-океанов  дочери своей музыканта этого и спрашивает:

- Хорош ли жених для тебя, дочь моя   кораллоподобная?
Глянула дочь  на молодца, всплеснула ручкой-плавничком и булькнула:

- Хорош! Ох, и хорош! Сам узенький, волосы длинные, в воде-то   так и качаются…  Да слыхала  я, что песни петь умеет!
Хоть сейчас  на сцену нашу подводную, а то там один Морской Конек скачет – петь совсем не умеет и весь тиной от старости покрылся. Хочу за певца замуж!

Скоро сказка сказывается, да не все в царстве подводном быстро делается! Показала  жениху Дева Океанская, чудо окаянское   владения обширные.  Там и корабли затонувшие с сокровищами несметными, и сундуки с бриллиантами да жемчугами, и города затонувшие, с домами богатыми:  в подвалах злато-серебро. От этих всех чудес потемнело в глазах у певца-музыканта, никакого таланта,  и согласился он под венец с чудом окаянским идти!
Взяла дочь Владыки Всех морей-океанов певца столичного в мужья. Не сладко они жили, не солоно, но  прошла неделя-другая, и стал молодой муж поругивать женушку:

- Что ж мне за краля такая  попалась  -  волосья белые, скрипучие, кожа зеленая, скользючая, руки-ноги на плавники-клешенки  смахивают. Это мне-то: красавцу небывалому, таланту невидалому, резвому да удалому? Ты уж сотвори волшебство  какое-нибудь, стань пригожей и румяной, а то я к  русалкам пойду! Они, хоть и с хвостами, а все ж на девушек пригожих больше похожи!

Закручинилась Дева Океанская, чудо окаянское, зарыдала – вода в море-океане стала такой солёной, что рыбаки селедку с того дня уже свежепросоленой ловить стали.

Скоро сказка сказывается, да на берегу время своим чередом идет! Когда певец-музыкант, никакой талант  песни пел да по сцене прыгал, была у него невеста. Девушка – и впрямь  красоты лучезарной: волосы золотые, шелковые, кожа белая, бархатная, руки-ноги такие ладные да  стройные, что всяк, кто красу такую  увидит – забыть не сможет. А кроме того, характером она была тихая и скромная, да норовом работящая. Одним словом – заря синеокая, сирота одинокая.
  На все концерты музыканта она ходила, все песни слушала, и заметил певец  девушку  среди других поклонниц таланта своего, никакого.
Понравилась краса лучезарная  ему, и пообещал  в жены взять:  пусть готовит яства да шьет костюмы, пусть любит крепко и заботится ежечасно!

Так и нареклась она невестою. А как пропал  суженый,  загрустила, пошла  на берег моря-океана и стала его звать-тосковать:
- Где же ты, жених  мой? Не утонул ли, не пропал ли в пучине моря-океана? Скучаю я по тебе, тоскую целыми днями.

Услышала те слова Дева Океанская, чудо окаянское и всплыла – на невесту бывшую своего мужа глянуть. А как глянула – обомлела: такой красоты сроду не видывала!
Шлепнула от злости  ручкой-плавничком по поверхности моря-океана, пошла волна кипучая, и смыла бедную девушку в пучину.

Привела Океанская Дева девушку-красавицу зарю синеокую, сироту одинокую  в свой подводный дом. На подушках из подводных мхов  лежит певец-музыкант, никакой талант  и  скучает. От нечего делать ракушки щелкает, створки на дно кидает.

Как увидала его  невеста - краса лучезарная, заря синеокая, сирота одинокая, так и потянулась к нему:

- Жених мой ненаглядный! Возвращайся скорее на землю, я скучаю да тоскую целыми днями.

Прищурился тут хитро певец-музыкант, никакой талант, да на свою женушку кивает,   и молвит:

- А меня Дева Океанская, чудо окаянское, не пускает! С ней и говори!

Бросилась девушка к дочери Владыки Всех морей-океанов, упала ей в ножки-клешенки и молит:

- Отпусти со мной жениха моего на берег, я тебе за это что хочешь - отдам!

Засверкала тут глазками рыбьими Дева Океанская  и говорит:

- Отдай мне свои волосы золотые, а себе возьми мои, белые!

Согласилась девушка  – краса лучезарная, и обменялись они волосами.

- Ну, так пойдем уж, суженый жених мой – на берег?

А тот на женушку свою кивает: мол,  опять недовольна она! Не отпустит. Снова бросилась девушка к дочери Владыки Всех морей-океанов, упала ей в ножки-клешенки и молит:

- Отпусти со мной жениха моего на берег, я тебе за это что хочешь - отдам!


Сложила тут клювиком ротик свой рыбий  Дева Океанская, плавничками потерла и говорит:

- Отдай мне свою кожу розовую да бархатистую, а себе возьми мою, зеленую!

Согласилась девушка – краса лучезарная, и обменялись они кожей.

- Ну,  так, пойдем уж на берег, жених мой суженый?

А тот снова в Деву Океанскую пальцем тычет: мол,  недовольна она, не отпустит! Уж больно ему захотелось и богатство себе оставить и жену рыбообразную - в красавицу преобразить!

Бросилась в третий раз девушка к дочери Владыки Всех морей-океанов, упала ей в ножки-клешенки и молит:

- Отпусти со мной жениха моего на берег, я тебе за это что хочешь - отдам!

А та захлопала ручками-плавничками и требует:

- Отдай мне руки свои ладные, да ноги стройные! Тогда уж точно, отпущу твоего суженого с тобою на берег!

Закручинилась  девушка – краса лучезарная! Посмотрела на жениха своего суженого, а он мигает ей: соглашайся, не думай!

Делать нечего – согласилась она и поменялась с Девой Океанской, чудом окаянским, руками и ногами!
А как случилось злодейство это подлое, захохотала Дева Океанская, замутила воду в море-океане и выкинула девушку – красу лучезарную вон! Да только красы у той уже не осталось:  волосы белые, скрипучие, кожа зеленая, скользючая, а вместо рук – плавнички, а вместо ног – клешенки.
Какая уж тут краса лучезарная! Только глаза остались синие, глубокие, как океан-море…

Тут бы и сказка сказалась, да  в то время путина была – капитан рыбу ловил, на корабле плавал! Право руля – лево руля. Забросил он сети в море-океан и выловил бедную девушку.

- Что же это с тобой приключилось, страдалица? Отчего у тебя волосы белые, кожа зеленая, а вместо рученек-ноженек плавнички-клешенки???

Заплакала девушка, а сказать-то и нечего! Повздыхал капитан, посокрушался да и взял ее, сироту несчастливую, к себе в дом. Пожалел страдалицу убогую.

А в подводном царстве пир горой идет! Певец-музыкант никакой талант  с женой-красавицей пляшет, радуется, что и богатства несметные сберег и супруга теперь не на рыбу с клешнями  похожа. Теперь она   вся из себя – краса лучезарная!

И так они расшумелись,  разбуянились, что спустился к ним Владыка Всех морей-океанов. Как увидал он, какова его дочь теперь стала, осерчал:

- Позор мне, Владыке Водному!!! Моя ли дочь это? Где твои  белые волосы, жесткие и скрипучие??? Где кожа зеленая, тусклая да скользючая???
А уж про плавники-клешенки и подумать даже страшно!!! Где они, украшение всякой окаянской девы?  О, позор, позор мне!!!
Как могла ты, дочь моя, такою уродиной стать?! Меня на старости лет в грот подводный, склеп негодный  загнать хочешь?

Так кричал он и стучал трезубцем в дно моря-океана. И вот, от стука этого, зашумело океан-море, заходила волна кипучая. Плеснула она на берег один раз – и забрала у девушки волосы белые, скрипучие.
Плеснула волна на берег второй раз – забрала кожу зеленую, скользючую..
Плеснула в третий раз – плавнички-клешенки унесла с собой!
Вернулись к девушке – красе лучезарной, заре синеокой, сироте одинокой – и волосы золотые, шелковые. Возвратилась  и кожа розовая, бархатная. Руки-ноги стали еще ладнее да стройнее. А сама Краса Лучезарная стала еще краше!

Ну, а  Дева Океанская, чудо окаянское все свое назад получила, на радость отцу, на горе муженьку.

Капитан-то, как вернулся домой из плаванья, как увидел девушку – Красу Лучезарную, так и припал к ее ногам:

- Жалел я тебя, сироту несчастливую, убогую. А теперь полюбил всем сердцем, увидав красу такую! Буду  тебя на руках носить, холить да лелеять – только иди за меня замуж!

Ну та, конечно, не долго думала  и согласилась! Жили они счастливо много-много лет, в достатке и радости.

А певец-музыкант, никакой талант   так до сих пор  мается на дне моря-океана, от безделья и скуки  ракушки щелкает, а женушка его плавниками да клешенками пощипывает да поколачивает.
Ну что ж – заслужил!

На том и сказка сказалась,
Немудреной оказалась:
Кто к богатству неправдой идет –
Того лишь маята ждет.
А у кого сердце чистое,
Тому и счастье близкое.