Красный конь на белых холмах

Алексей Анатольевич Карпов
Наверное, когда на небесах распределяли таланты и творческие способности для нескольких готовящихся увидеть свет младенцев, кто-то из небожителей может по рассеянности или из-за озорства, щедрой жменей сыпанул их Виктору ВЛАСОВУ. Такое бывает, однако не все этими дарами умеют распорядиться.
К счастью, Виктор дарованные природой способности не растерял, а многократно приумножил. И сегодня, изучая содержимое его творческой копилки, очень трудно сказать с определенностью — кто же он... Талантливый скульптор, самобытный живописец, мастер художественной ковки, а может быть, поэт или прозаик? Ведь во всех вышеперечисленных ипостасях он состоялся и преуспел, делясь с людьми плодами своей неисчерпаемой творческой фантазии.


Небольшая усадьба Виктора Власова затерялась в лабиринте улочек  села  Ивановка Балаковского района. Однако найти героя нашего повествования очень просто, достаточно спросить у первого встречного: где тут у вас дом с самыми красивыми воротами?  Тотчас укажут!

Кованые ворота, а правильнее сказать -  врата, своего рода сельская достопримечательность и визитная карточка мастера, в которой воплотились не только его творческие и профессиональные способности, но и жизненная философия.  О чем свидетельствует надпись на латыни: «Спеши делать добро». За воротами - двухэтажный дом, но Виктор предпочитает обитать в мастерской, расположенной в глубине сада.

- Моя мастерская - это бывшие конюшни из владений местной помещицы, которая блистала в Санкт-Петербурге, а сюда, говорят, приезжала  летом погостить-покомандовать. Помещению не менее двухсот лет, но сделано крепко и на совесть! Я его под свои потребности перестроил, в итоге получилось очень уютное и многофункциональное жилище, - поясняет Виктор. - Это мой внутренний мир и моя обитель, в которой удобно жить и работать. Здесь частенько собираются на творческие посиделки и домашние концерты мои друзья — художники,  барды и поэты.

Мастерская, действительно, получилась невероятно притягательной для души и глаз: потолочную балку подпирают резные сосновые столбы  в пол-обхвата, а обилие деревянных скульптур, картин и предметов старины создают почти музейную обстановку.

Потрескивая, дымит камин, наполняя зал сладковатым смоляным духом, а хозяин одну за другой достает со стеллажей и демонстрирует свои живописные работы. Сюжеты власовских картин сравнимы с добрыми рассказами, где улыбчивые персонажи олицетворяют собой незамысловатое человеческое счастье. Даже натюрморты, написанные Виктором, получаются какими-то позитивными, смотришь на них, и... хочется улыбнуться в ответ.

- Это я к своему 60-летнему юбилею задумал персональную выставку устроить, но к 3 сентября, увы, не успел. Ничего, чуть позже проведу, людям-то какое дело до моих персональных дат. Правда же?! - философствует художник.

Усадив меня за большим антикварным столом, Виктор демонстрирует свое «профессиональное наследие» - увесистые папки и фотоальбомы, с фотографиями и проектами его скульптурных (воплощенных и пока нереализованных) работ.
Слушай, я даже не ожидал, как много ты «наследил» по городу! - удивляюсь я своим открытиям. - Кованые скульптуры «Мадонн» на фасаде бывшего Дома Быта, фонарные столбы на улице Ленина, скульптурная композиция «Голубь» на фасаде кинотеатра «Мир», барельеф на гостинице «Салют» (ныне утраченный Авт.). Сплошь узнаваемые городские достопримечательности!
- Да что ты, одна «Ёлка» на городской площади чего стоит! - смеется Виктор. - Тогдашний мэр Алексей Саурин сделал мне амбициозный заказ: разработать проект и изготовить каркас городской новогодней елки, чтобы по размерам и дизайну была круче, чем елка на главной площади Саратова. Видимо, хотел «утереть нос» губернатору Аяцкову.

Времени на исполнение заказа было совсем немного, поэтому каркас елки варили в мастерской троллейбусного депо практически круглосуточно. Но самое ужасное испытание произошло в момент покраски. Попалась какая-то невероятно ядовитая краска, и мы с сыном траванулись ее парами. До глюков! Красили ночью, а к утру еле ползали, как тараканы после дихлофоса. И еще сутки потом уснуть не могли!
- Уж сколько лет прошло, а я когда зимой мимо елки иду, гляну, вспомню и смех разбирает! В местных газетах тогда написали, что елка эта закуплена и привезена из Франции! Ага, Франция... как же - Made in Ivanovka! - хитро усмехается в усы Виктор.

Но особым предметом его профессиональной гордости являются скульптурные композиции установленные в Саратове и на его исторической родине в г. Новомосковске.

С юношеских времен мне запомнилась и полюбилась песня: «Огней так много золотых на улицах Саратова», и мог ли я даже предположить, что на улице тогда неведомого мне Саратова... будут установлены мои скульптуры. Одна из них «Влюбленные» установлена на Бабушкином взвозе, а трехметровый флюгер «Черный кот» на одном из домов Набережной. Скажу по секрету, кот этот крутится на детали из баллистической ракеты. Тогда по ельцинскому указу разоружение шло: боевые ракеты потрошили и увозили, но кое-что оставляли. В деревне, на полигоне, где ракеты курочили,  я нашел идеально круглый шар нужных размеров — такой ни в одной мастерской не изготовишь! Распилили его по экватору, установили внутрь вращательный механизм, снова заварили и кота на этот шар  при помощи подъемного крана водрузили. Занятно получилось, ветер чуть дунет — котяра сразу крутится!

А  мэрия в Новомосковске сделала мне заказ: изготовить 8-метровый бронзовый барельеф Пушкина на стену библиотеки, носящей его имя. Сколько творческих мук было и труда положено... По масштабам — не Церетели, конечно, однако впечатляет! Горжусь этой работой!

Перелистывая альбомы, в которых хранятся проекты и эскизы, так и нереализованных скульптурных композиций, я поразился творческой неуемности и азарту  автора.

- Представляешь, как мог бы выглядеть наш город, если хотя бы малую толику из всего этого воплотить в реальность, - вдруг погрустнел глазами Виктор. - Этой осенью побывал в Хвалынске и знаешь,  «золотая» мечта у меня появилась! Очень хочу изготовить большую скульптуру из металла: «Красный конь»! Ну такого, как с картины знаменитого хвалынчанина Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. И установить ее на холме, чтобы с любой точки города и проплывающих пароходов видно было! Вообрази, зима, кругом все бело и... огромный красный конь на белой горе!!! Я уже и место подыскал!
 - Народ наверняка откликнется, опять же спонсоров привлечь... А, главное, завод «Северсталь» под боком:  металл, уголки, швеллера — все есть! Глядишь, Вячеслав Володин поможет, он, вроде мужик не жадный, может, подсобит по-землячески... Тут и привлечение горнолыжников, и туристов, и символ города! А идея-то вполне реально осуществимая. После барельефа Пушкина... я бы этого коня, махом изготовил! - мечтательно вздыхает Виктор.



Мой вопрос касательно профессиональной многогранности и мастеровитости моего собеседника вызвал у того волну ностальгических воспоминаний.
- Это все из трудного детства, - подкидывая дрова в камин, признался Виктор. - Местом моего рождения и юности был поселок со  все объясняющим названием Депо (Новомосковский район). Отец мой, Николай Петрович, — земляк Есенина, с Рязанщины. Он во время войны в морфлоте служил, медалями награжден «За боевые заслуги» и «Взятие Кенигсберга». А мама родом с Тверской губернии. Где-то они после войны встретились, познакомились и каким-то образом оказались в этом самом поселке Депо. Отец работал кочегаром, труд адский: огромной лопатой каждую смену перекидывал десятки тонн угля и шлака. Надорвался на работе и умер, когда мне было семь лет, а сестренке 3 года. Вся мужская работа и обязанности по хозяйству остались на мне.

На нашей улице проживали самые дерзкие поселковые хулиганы: драки, поножовщина — обычное дело. А еще после войны оружия много по рукам ходило, почти у каждого пацана был ствол, а то и не один. У меня, к примеру, немецкий «Парабеллум» имелся, я его потом на альбом с марками поменял.
Страсть у меня появилась к разным увлечениям! Чем только я в то время не увлекался: спичечные этикетки собирал, потом «заболел» филателией и нумизматикой. А однажды случайно оказался в изостудии Дома пионеров, где мой двоюродный брат занимался. И живопись стала главным моим увлечением, ну и  разные прикладные дела в придачу: чеканка, резьба, выжигание... Увлечения, в которые я окунулся с головой, меня и спасли. А вот друзья по криминальной тропке пошли, их почти всех пересажали.

Потом была служба в погранвойсках на китайской границе, где главным образом и раскрылись мои способности. Я там и скульптуры изготавливал, и по заказу командования медали сувенирные из кости вырезал, картины «подарочные» писал.
Отслужив, вернулся домой и устроился художником в «Союзбытхим». Этот период тоже оказался неоценимой профессиональной школой. Благодаря частым командировкам объехал все союзные республики, общался с разными мастерами, накапливая собственный опыт.

А судьбу мою решила, невесть как попавшая в руки газета, в которой была публикация о городе комсомольских строек Балаково, где по заверению автора кипела и бурлила жизнь. А для меня главным доводом оказалось наличие  художественного училища! Я приехал посмотреть и... влюбился в Балаково! Широкие волжские просторы,  город строится на глазах, много молодежи, приехавшей сюда со всех уголков страны. Почти сразу пришло осознание, что именно здесь хочу жить и работать — это город моей мечты!
За время учебы в училище я успел себя проявить,  меня заметили, и сразу после окончания предложили должность главного художника города и двухкомнатную квартиру в придачу. Только работай!  Это был самый плодотворный период в моей жизни. Много чего хорошего за тот период удалось воплотить!

Со временем, когда появилась потребность в собственной мастерской, квартиру пришлось поменять на домик в деревне. И я нисколько об этом не жалею. Здесь замечательно! Мне очень нравится «жить на земле», вечерами гулять по тихим пустынным улочкам, любоваться живописными закатами. В такие моменты рождаются стихотворные строчки и сюжеты рассказов.  Сейчас работаю над макетом своей книжки. И вообще, в последнее время стараюсь  по возможности воплотить то, что многие годы существовало в формате планов, задумок и мечтаний.

Очень благодарен своей жене Екатерине и сыну Петру, за их всемерную поддержку,  взаимопонимание и семейное счастье. В наше время это бесценная редкость!


Расставаясь с Виктором Власовым и его притягательно-уютной «обителью», я еще раз взглянул на врата с девизом-напоминаем: «Спеши делать добро». Наверное, только у людей, живущих по такому принципу, может родиться мечта о «красном коне на белых холмах». Друзья, может, поможем осуществить ее в реальности?!