Рейд Ремолино - 17-19 мая 1873 - кикапу, липан

Григорий Коротков
*REMOLINO RAID. (КИКАПУ, ЛИПАН-АПАЧИ) 
 
 В течение восемь лет после окончания гражданской войны, индейцы с низовьев Рио-Гранде украли в Южном Техасе десятки тысяч голов скота, сожгли бесчисленное количество ранчо, и убили множество поселенцев. Большинство из этих рейдеров были  кикапу, которые во время предыдущей четверти века мигрировали в Мексику из Соединенных Штатов. В обмен на земельные пожалования и ренты от мексиканского правительства, они обещали помочь защитить северные границы этой страны от мародерствующих индейцев команчей и кайова. Этот альянс с мексиканцами работал настолько хорошо, что вскоре многие кикапу поселились близ Рио-Гранде в штате Коауила. Вскоре кикапу обнаружили, что в Южном Техасе от Сан-Антонио до Рио-Гранде, имеется более 90 тысяч лошадей, мулов, рогатого скота и меньше чем 4500 жителей, чтобы их защитить. Кража была до смешного проста, а местные мексиканские чиновники, подстрекавшие индейцев, упорно отказывались позволить американским войскам преследовать налетчиков в Мексике. К 1873 году кикапу и другие мексиканские группы были ответственны за ущерб примерно в $ 48 миллионов в имуществе и потере скота.
 
   Вашингтон был наводнен  письмами и петициями от поселенцев требующих помощи и защиты. Президент Улисс С. Грант и госсекретарь  Гамильтон пытались найти мирное решение проблемы путем переговоров с кикапу и оказывали дипломатическое давление на мексиканское правительство, но безуспешно. Набеги продолжались, а протесты росли.

Наконец, в январе 1873 года, дипломатическое терпение президента Гранта было исчерпано, и он приказал Четвертому кавалерийскому перейти из Северного Техаса в Форт-Кларк в районе южной Рио-Гранде. Выбор президентом Четвертого полка не был случайным; инспекционные отчеты оценили его как лучший кавалерийский полк в американской армии, а командовал им динамичный молодой офицер необыкновенно талантливый и способный, полковник Раналд Slidell Маккензи. К концу марта 1873 года восемь подразделений Четвертого полка расположились лагерем в районе Форта-Кларк. В апреле военный министр Уильям Белкнап и генерал Филипп Г. Шеридан посетили Форт-Кларк и дали Маккензи инструкции для нанесения удара по базе индейцев-расхитителей, а это означало, проникновение в Мексику. Поскольку такие действия могли иметь серьезные дипломатические последствия, Белкнап и Шеридан отказались давать официальные указания в письменной форме, возлагая полную ответственность за подобные действия на плечи Маккензи.

    В течение месяца Маккензи тщательно и тайно подготовился к своему опасному заданию. Он послал надежных гражданских разведчиков, чтобы шпионить за тремя большими селениями кикапу, липан и мескалеро  на берегах реки Рио-Сан-Родриго в районе города Ремолино, примерно сорок миль вглубь Мексики. 16 мая эти разведчики сообщили, что большинство из воинов поселения кикапу уехали в то утро на запад. К 1:00 после полудня 17 мая, 360 солдат и офицеров семнадцати эскадронов, B, C, E, I, М, двадцать четыре разведчика-семинола и четырнадцать гражданских лиц, начали медленно продвигаться в сторону Рио-Гранде, и только после захода солнца команды переправились через реку в Мексику.

 В темноте солдаты слепо двигались за своими разведчиками по извилистому маршруту, который избегал все населенные пункты и даже изолированные ранчо. Неожиданность и скорость были главными. Маккензи хотел к рассвету оказаться на позиции для атаки, и в течение ночи нещадно подгонял своих людей. Незадолго до рассвета 18 мая, проехав шестьдесят три трудных мили с момента пересечения Рио-Гранде (на двадцать три больше, чем прямолинейное расстояние), рейдеры добрались до Рио-Сан-Родриго примерно в миле вверх по течению от трех индейских деревень.

После короткой остановки для отдыха людей и водопоя животных, солдаты Маккензи без колебаний двинулись на селение кикапу (крупнейшее и ближайшее из трех). Кавалеристы атаковали взводами, открыв на подходе оружейный огонь, затем отъезжали в сторону, чтобы перегруппироваться и подготовить новую атаку. Задние солдаты спешились и начали поджигать покрытия типи(teepees) и травяные хижины. Кикапу застали врасплох, в тот момент у них имелось так мало воинов, что не было никаких шансов успешно защитить свои дома. Некоторые сражались как демоны, но большинство бежали, а солдаты гнались за ними попятам.

     В считанные минуты все было кончено, и солдаты наехали на другие поселения. Группы липан и мескалеро обратились в бегство при первых звуках выстрелов. Солдаты беспрепятственно проехали среди пустынных жилищ и подожгли их. В минуты, все три селения (в общей сложности около 180 жилищ), были полностью разрушены. Маккензи сообщил о девятнадцати убитых индейцах и сорока женщинах и детях взятых в плен. Косталитес(Costilietos), главный вождь липан, был также схвачен. Он возглавлял группу, которая кочевала от севера мексиканского штата Коауила до юго-западного Техаса. Впервые этот вождь упоминается в 1866 году, когда воины из его группы захватили тринадцатилетнего мальчика по имени Фрэнк Бакелью из района округа Бандера / Медина штата  Техаса. Косталитес приветствовал мальчика, и хотел женить его на своей внучке, но Бакелью сбежал до женитьбы. В 1869 г. посол США Стивен Смит пытался встретиться в Мексике с Косталитесом и другими липанами, но обнаружил, что те после нападения на них мексиканской армии вблизи Сарагосы, Коауила бежали в Техас.
 
   Чтобы противодействия военному давлению, оказываемому на липан-апчей с обеих сторон от Рио-Гранде, вождь Косталитес создал несколько важных альянсов с индейскими племенами, которые не были в числе традиционных союзников липан. Cоюз с  Диким Котом, вождём банды черных семинолов, группы, которой в 1850 году было дано разрешение мексиканского правительства поселиться в Мексике, был решен путем брака дочери вождя Тереситы и черного семинола, который позднее служил индейским скаутом в Форте-Кларк. Косталитес также создал альянс с группой южных команчей во главе с Такувера, которые вошли в Мексику в 1872 году.  Несмотря на эти союзы, военное давление в отношении липан в 1870-х только увеличилось, а союз с черными семинолами в конечном итоге привел к предательству. Маккензи и его войска  привели к месту стоянок  разведчики чёрных семинолов, один из которых привязал вождя Косталитеса веревкой и протащил за своим конём. Также были захвачены шестьдесят пять пони. Маккензи потерял одного человека убитым и двух ранеными. В 1:00 после полудня, американцы и их заключенные начали движение домой. Их путь проходил гораздо прямее, чем тот, который использовался для достижения индейских стойбищ, не было больше необходимости соблюдать скрытность. Маккензи гнал команду прямо, весь день, вечер и без происшествий достиг Рио-Гранде на рассвете 19 мая, пройдя около 140 миль за чуть больше чем сорок часов. После ночи, люди сильно нуждались в отдыхе, и далее двигались в Форт-Кларк в неторопливом темпе.

Заключенные были доставлены в Форт-Кларк, а затем переведены в Сан-Антонио, где их поместили в загон, позже описанный как тюремный лагерь. Устная традиция утверждает, что Косталитес, находясь под стражей, в знак протеста против лишения свободы отказался от еды. В конце июня 1873 года, вождь сбежал из-под стражи. Спустя несколько дней, его тело было найдено в тринадцати милях к западу от Сан-Антонио. Рядом с ним лежала тушка кролика, видимо вождь убил кролика и умер при попытке его съесть.

     Результат рейда был немедленным и благоприятным. Хотя Маккензи фактически нарушил мексиканский суверенитет и атаковал союзников мексиканского правительства без официальных приказов, Белкнап и Шеридан восторженно оценили его действия, и законодательный орган Техаса выразил Маккензи «благодарность от людей нашего государства». Мексиканское правительство не хотело, чтобы  рейд стал международной проблемой, и после обмена нотами сняло вопрос. Что же касается  ситуации на границе, все индейские набеги остановились. Опасаясь других ответных ударов, многие группы разделились и двинулись в горы.
Но кикапу, в обмен на своих жен и детей до сих пор находившихся в плену, решили вернуться в Соединенные Штаты. К 1874 году более половины племени переселилось в Форт-Силл на Индейскую Территорию.

    Рейд Маккензи был только первым из многих трансграничных нападений  американских военных против липан в Мексике. После атаки 1873 года в Эль-Ремолино, последовали многочисленные незаконные трансграничные рейды в 1876 и 1877 гг. В период с апреля 1876 по октябрь 1877, лейтенант Джон Л. Буллис из Форта-Кларк и полковник Уильям Шафтер из Форта-Дункан, чтобы найти и уничтожить липан-апачей провели девять вторжений в Мексику. Только в трех случаях  вторжения были  результатом «горячей погони» за рейдерами липан, которые перешли из Техаса в Мексику. В шести случаях военные экспедиции организованные Буллисом и Шафтером не только нарушали мексиканский суверенитет, но и прямо отменяли условия договора Сан-Саба, который Соединенные Штаты подписали с липан-апачами в 1851 году. Буллис, Шафтер со своими войсками перешли Рио-Гранде и напали на ранчерии липан,  которые располагались более чем на 125 миль вглубь Коауилы.
 
   За этими незаконными  нападениями  в 1877 году последовало второе вторжение Maккензи. Трансграничные нападения США на липан стали настолько распространенными, что генерал Уильям Т. Шерман был вынужден сделать  выговор командиру федеральных войск в Техасе.
За активную грабительскую деятельность липан-апачей не только преследовали по обе стороны границы, но в Техасе и Мексике назначили награду за их скальпы. В войне на уничтожение липан-апачей, войска США действовали совместно с мексиканской армией. Генерал Джеринимо Tревико и 1500 мексиканских солдат начали против липан в Коауиле массированную кампанию в 1878-1879 годах. За кампанией Tревико последовали кампании генералов Наранхо и Флореса в 1880-1881 годах.

Мексиканская армия считала, что вытеснила всех липан из Мексики в Соединенные Штаты, где они были размещены в резервациях. Армия США решила, что все липаны бежали  в Мексику, где были убиты мексиканской армией. Но они ошибались.  К 1884 году, 200 липан еще жили в горах Санта-Роза, Коауила. Существовали еще липан-апачи, проживавшие в южном Техасе, Нуэво-Леоне и Тамаулипасе, по-прежнему существуют липаны живущие в пределах или вблизи Сан-Антонио.
-------------
BIBLIOGRAPHY:
Robert G. Carter, On the Border with Mackenzie, or Winning West Texas from the Comanches (Washington: Eynon Printing, 1935). Arrell M. Gibson, The Kickapoos, Lords of the Middle Border (Norman: University of Oklahoma Press, 1963). Ulysses S. Grant, Personal Memoirs (2 vols., New York: C. L. Webster 1885–86). Richard A. Thompson, Crossing the Border with the 4th Cavalry (Waco: Texian Press, 1986). Ernest Wallace, Ranald S. Mackenzie on the Texas Frontier (Lubbock: West Texas Museum Association, 1964). Ernest Wallace, ed., Ranald S. Mackenzie's Official Correspondence Relating to Texas (2 vols., Lubbock: West Texas Museum Association, 1967, 1968).
------------------------
https://www.tshaonline.org/handbook/online/articles/qfr03
------------------------
*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"