Диалоги с собаками

Евгений Габелев
Что делать если ваш собеседник оказался собакой…




Чем больше узнаешь собак, тем лучше понимаешь людей. Встречи с собаками, весьма познавательные и как всегда неожиданные, и превратности общения с этими по-своему искренними животными часто дают мне повод для размышлений о природе сознания и устройстве человеческого общества.


Главное быть с ними честным.




ЧЕРНАЯ СОБАКА


Недавно я по старой привычке посвятил вечер прогулке по местам, куда большинство добропорядочных горожан с наступлением темноты обычно не суются. Одно из них, расположенное на склоне Кузнечихинского Оврага давно привлекало меня, и я бродил там в вечерней тьме, вглядываясь в дальние огни.


Там, в этой облегающей кромешной темноте, ко мне бесшумно подкралась гигантская черная собака. Шаги ее были стремительны и легки, как шаги первозданной смерти. Ее глаза светились, и в широко разверстой пасти проблескивали острые клыки. Обернувшись, я заговорил с ней… и она в ужасе убежала.


Я шел и размышлял о странном поведении несчастного животного, а оно и вправду было до крайности странно. Словно она никогда не слышала русской речи, или приняла ее за язык злобных демонов. Хотя слова, обращенные к ней, были просты, шли от сердца и не содержали могущественных заклятий.


Побродив во тьме еще какое-то время, и вдоволь полюбовавшись ночными огнями, я все-таки вышел к людям. Их напряженные и озабоченные лица были полны тревоги, неизбывной усталости и презрения к каждому встречному… храня выражение, более уместное на оскаленной собачьей морде.


Вернувшись домой я написал статью о русской словесности.




БЕЛАЯ СОБАКА


Через несколько дней после этой загадочной встречи я выбрался в лес. Стоял прекрасный и немножко хмурый осенний день, тучи стремительно мчались по небу, и я брел по краю сверкающего всеми красками леса, надеясь углубиться в него. Внезапно я обернулся, испытав странную потребность сделать это.


Там, в двух шагах позади меня, ко мне тихо подкрадывалась белая собака, размера весьма внушительного. Я посмотрел на нее и заговорил с ней… и морда ее в тот же миг озарилась улыбкой радости. Она завиляла хвостом, и стала самозабвенно приседать и прыгать вокруг, словно приглашая к игре.


Естественно, я ответил тем же, и мы слегка поиграли… а потом я сказал что иду в лес, и она последовала за мной. Она то бежала следом, то уносилась вперед, перемахивая упавшие деревья, и пару раз с лаем бросалась на что-то в кустах. Разок она даже хотела залезть на дерево, преследуя убегающего дятла.


Мы вышли к лесному озеру, на берега которого лежал мой путь… и встретили там уток. Они первыми заговорили с нами. Их голоса звучали резко и были полны напрасных упреков… словно мы виноваты в скором приходе зимы. Мы молча смотрели, не испытывая нужды возражать бессмысленным тварям…


А потом пошли, каждый своей дорогой.




ДРУГИЕ СОБАКИ


Прошел месяц. Многое изменилось, прежде всего в окружающем мире. Выпал снег, навалил сугробы, не по октябрьской погоде высокие… и столь же стремительно стаял. Настал ноябрь, и надо мной расплескалось прекрасное синее небо. Лужи и напоминающие их озера замерзли, и я устремился в лес.


Деревья стояли голые, чуть прикрывшись остатками листвы словно строй юных дев из сокровенной мужской фантазии. На тонком льду замерзшего лесного пруда катались на коньках два странных парня, видимо лешие. Не став их тревожить, я углубился в холодную чащу… и сразу встретил собак.


Они вальяжно тусовались в овраге на кромке леса, словно выжидая. И стоило мне приблизиться, как подняли лай. Я в ответ зарычал и слегка обнажил клыки… но кусаться не стал, поскольку Хеллоуин прошел, и я не находил причин вновь входить в образ. Поэтому я решил заговорить с ними.


Мои слова укоряли и язвили, чем-то напомнив им голоса перелетных птиц… и они стали всматриваться в небо, словно я прилетел со звезд… и отвечали, тщательно выбирая слова. Они рассказали мне, как грустно ждать зиму. Я поделился с ними свежими новостями городской жизни, а потом пошел дальше.


А они так и остались стеречь лес.




КОШКИ


Иногда, когда я говорю с собаками и думаю о них, я понимаю, что именно они – они, а не восставшие обезьяны или достигшие совершенства роботы – унаследуют землю, заменив собой нас с вами. Пожалуй, это будет справедливо, и обитателям других планет будет проще установить контакт с ними, чем с людьми.


Впрочем, есть еще кошки.








сентябрь-ноябрь 2014