Верх и низ

Эдуард Шарипов
     Галя настойчиво предлагала мне посмотреть новгородские иконы на открытом -  новом для неё сайте. Я долго отбрыкивался, тем более этим летом да и в прошлом году был в Великом Новгороде.
     Уступив супруге, я посмотрел эти, уже в который раз. мною виденные иконы. Да, хороши - холодный, чуть отсранённо-просветлённый свет - вкусная с большой любовью написанная живопись.
     Но я же, живописец - меня трудно купить на красивости. Я же вижу скелеты в шкафу. Опять, в который раз, я увидел одну и туже конструкцию - верх и низ - икона была вправлена в два центра. Это, конечно гораздо лучше однообразных сильных диагоналей 15 века или той же "раскрытой книги" 16-17 веков, но всё же.
     Понятно, что система живописания новгородцев - это система написания древних рун и иероглифов, которые тоже имеют два центра по вертикали и по горизонтали.
     Скобари были более свободны в своём живописании. Они вошли в тайные структуры материи, отделив предметы друг от друга. Феофан это понял, поэтому так удивительно он и написал своих столпников, после того как увидел псковские фрески Снетогорского монастыря.
     В этом мире всё осталось по прежнему. После нашей выставки в Великом Новгороде директор местного центра современного искусства сказал - что мы - скобари - на шаг впереди новгородцев.