Экскурсовод

Леонид Патракеев
На пустой  остановке плакала женщина. Рядом стоял автобус, на котором группа паломников отправлялась в поездку на Валаам.  Из него вышла невысокая  женщина с официальной табличкой экскурсовода, прикрепленной к плащу,  посмотрела вокруг и направилась к остановке. Она подошла к вытирающей слезы паломнице и негромко сказала:
- Водитель отказывается брать пассажира, который бы стоял всю дорогу, сейчас с этим строго.
-Что же мне делать? -  всхлипнула женщина,- я приехала из Казани, заказывала путевку заранее, у меня билет обратно  взят, я же не виновата, что  в паломнической службе напутали.
- Не виновата, конечно,- проговорила экскурсовод,- подождите немного.
Она вернулась в автобус и взяла в руки микрофон:
- Братья и сестры, - обратилась экскурсовод к паломникам, - в нашем автобусе не хватает места для одного человека. Женщина приехала из Казани, специально, чтобы попасть на Валаам,   заранее брала путевку, а теперь не может туда добраться. Водителю запрещено перевозить стоящих пассажиров и единственная возможность добраться до пристани – это поехать на такси. Но у нее нет лишних денег.  И только мы можем ей помочь. 

Виталий, в  ночь перед отъездом, почти не спал. Он пришел к автобусу одним из первых и, показав свой ваучер экскурсоводу, задремал в своем кресле. Услышав ее голос, он открыл глаза и взглянул в окно.

 Женщина, наплакавшись, грустно смотрела на автобус.

- Сумма небольшая, - продолжила экскурсовод, с каждого нужно по триста  рублей.
-Конечно поможем,- зашумели паломники. Она прошла по автобусу, собирая деньги, и через несколько минут, паломница уже спешила к стоянке такси. Экскурсовод вернулась в автобус, который сразу же тронулся в путь и взяла в руки микрофон.
- Братья и сестры, мы начали нашу паломническую поездку на Валаам с помощи ближнему своему. Спаси Бог всех вас. Меня зовут Полина Сергеевна, немного погодя я расскажу вам о программе, но начнем мы с прочтения утренних молитв.

 Слушая ее, Виталий смотрел в окно. Он не был глубоко верующим человеком, редко бывал на исповеди и причастии, а на Валаам с паломниками поехал случайно, по совету  знакомых. 

За окном промелькнули последние дома города,  и автобус выехал на  шоссе.  Первые капли дождя побежали струйками по стеклу, и Виталий опять погрузился в дремоту.  Этот дождь сопровождал их всю дорогу, закрывая серым полотном простор Ладоги, и только перед Валаамом выглянуло солнце. Остров поразил Виталия скалистой  красотой и  впервые узнанной им  духовной чистотой. Здесь по другому дышалось и думалось, главное материального мира уходило на второй план, а душу наполняло чувство божественной благодати. Мужчин в группе было мало, и Полина Сергеевна часто обращалась к Виталию за помощью. Он читал молитву в трапезной, акафисты в скитах, помогал собрать паломников к назначенному часу. Все это время,  находясь рядом с Полиной Сергеевной, Виталий не уставал  поражаться, с какой теплотой и любовью обращалась она с людьми. Рассказывая о Валааме, Полина Сергеевна  словно наполнялась светом, и этот свет передавался другим.

 Дни наполненные экскурсиями и службами в Спасо –Преображенском соборе промелькнули быстро и совсем по другой Ладоге, солнечной и спокойной,  группа возвращалась обратно. В салоне было душно, и Виталий вышел на палубу. На скамейке сидела Полина Сергеевна и задумчиво смотрела в даль. Виталий присел рядом.
- Полина Сергеевна, - обратился он к экскурсоводу, - я хотел бы Вас поблагодарить за  поездку, у меня на душе сейчас так легко и радостно.
Она перевела взгляд на Виталия и, мягко улыбнувшись ему, сказала:
 -  Я очень рада за Вас,  Валаам многим дает почувствовать  радость, которую они никогда не испытывали.       
Виталий помолчал, думая над ее словами и поинтересовался:
-  Вы давно ездите с паломниками на Валаам?
Полина Сергеевна ответила не сразу:
- В этом году исполнилось 20 лет.
-20 лет?! – поразился Виталий.  Сколько же людей с Вами приехало сюда за эти годы?
- Много, очень много,- опять улыбнулась Полина Сергеевна, - некоторые потом приезжали  еще не раз. Знаете, люди, влюбленные в Валаам шутят, что их поразила неизвестная болезнь под названием валаамка, так вот  они говорят, что залечить эту болезнь можно, а вылечить нельзя.

Она замолчала, задумчиво глядя   на солнечную дорожку, убегающую к горизонту и придерживая рукой светлые волосы, которые теребил ветер.

-Меня в этой поездке наполняет, какое - то удивительное ощущение ухода, - помолчав, продолжила она,- стою на службе в храме или веду экскурсию и чувство такое, что  все это  в последний раз. Словно я взлетела над островом и гляжу на все сверху.  И нет у меня ни грусти, ни сожаления, а только очень светло на душе и спокойно.  Вот сейчас смотрю на солнечную дорожку, а на душе и во  всем теле такая легкость, что,  кажется, так бы и пошла по ней.
 
Не зная, что сказать Виталий смотрел на Полину Сергеевну, и вновь его поразило ощущение, что от  нее исходит свет.

- Полина Сергеевна, зачем люди ездят в паломнические поездки?- немного погодя  спросил Виталий.
-Я думаю, каждый за своим,- ответила она и, подумав, добавила,- и для того, чтобы стать хоть на маленький шаг ближе к Богу.

Они помолчали, глядя на чаек, что неслись наперегонки с теплоходом.

 - Прохладно становится,- посидев еще немного, сказала Полина Сергеевна, - пойдемте в буфет, выпьем чаю.

Они спустились в буфет, который был на половину пуст и присели за столик.
- Полина Сергеевна, - обратился к экскурсоводу  Виталий, - Вы так много знаете о Валааме, посоветуйте, что почитать по его истории?
Женщина на минуту задумалась, потом назвала  нескольких авторов, посмотрела на него и добавила:
- Я могу подобрать Вам несколько книг для начала, прочитаете, потом дам еще.
- Спасибо, - обрадовался Виталий,- как мне Вас найти?
- Я дам номер телефона, позвоните и договоримся.

В буфет спустились  знакомые Полины Сергеевны,  подойдя, заговорили с ней, и Виталий, чтобы не мешать им, попрощался.

В город приехали поздно, и, спускаясь на эскалаторе в метро, поразился Виталий мысли, что лишь вчера утром он  уезжал отсюда. Два дня оказались настолько  наполненными событиями, что в обычной будничной жизни их хватило бы на месяц.

Круговорот забот на работе, что  захватил его в понедельник,  не отпускал довольно долго и только на следующей неделе  Виталий позвонил Полине Сергеевне. Телефон оказался выключен. Он набирал номер снова и снова, и уже после работы, выйдя из офиса на набережную,  решил позвонить в паломническую службу. На его вопрос о Полине Сергеевне усталый женский голос ответил, что  она умерла.
-Как умерла? Когда? – не мог поверить Виталий.
-Несколько дней назад, во сне, вчера похоронили,- ответила женщина и положила трубку.

Сжимая телефон в руке, Виталий потерянно смотрел на воду. Он нашел замечательного человека, живущего Валаамом,  и  потерял его.

- У меня удивительное чувство ухода,- вспомнилось ему.

На звоннице недалекой церкви ударили колокола.  Перейдя улицу, Виталий зашел в храм и, поставив у распятого Христа свечу, долго стоял, глядя на горящие огоньки  и  думая о   Полине Сергеевне, светлой женщине, которая   20 лет  отдавала людям свою любовь к Валааму.