Что означает противостояние пошлости?

Сергей Бахматов
Комментируя премьеру своего фильма «Солнечный удар», Н.С. Михалков подчёркивал мысль о том, что в своей жизни мы часто сталкивается с проблемой нравственного выбора, но далеко не всегда способны противостоять такому «прессингу». В результате оказываемся на краю, когда уже ничего нельзя изменить, и задаёмся вопросом, как всё это случилось?  Мысль хороша и даже перекликается с известным чеховским выражением  «по капле выдавливать из себя раба». Однако до сих пор слишком мало людей, проснувшихся в одно прекрасное утро и чувствующих, что в их жилах течет уже не рабская, а настоящая человеческая кровь. Людей таких настолько мало, что это нравственной «погоды» на уровне общества не делает. Не стоит ставить под сомнение роль искусства для нравственного воспитания людей, но этого мало.
Художник, поднявшийся в нравственном отношении над толпой, силой своего художественного воздействия может повлиять на тех, кто уже внутренне готов к этому. А таких людей в обществе всегда будет абсолютное меньшинство. Что уж тут говорить о духовном воспитании в не художественной форме, а в форме всяческих кодексов и сводов правил, которые со временем неминуемо превращаются в пресловутую «жвачку» и вызывают только отторжение у тех, для кого она предназначена. На мой взгляд, причина этого заключается в том, что духовно-нравственные установки входят в непримиримое противоречие с окружающей действительностью (как во времена КПСС с её идейно-нравственным воспитанием трудящихся).  Как тут не вспомнить народную мудрость «соловья баснями не кормят»? Народ в целом, мягко говоря, не торопится следовать этим вечным ценностям, а, грубо говоря, - не верит в них вовсе. Вот и возникает в обществе «звенящая пошлость», о которой в своё время говорил А.П.Чехов. Где же выход из этого порочного круга?
 Ясно одно, что когда нравственным воспитанием населения страны занимается кто-то, пусть даже трижды идейный и непогрешимый, то это привносит элемент несвободы и, соответственно, не будет восприниматься должным образом, что известно из библейского выражения «нет пророка в отечестве своём». Именно по этой причине толпа просила Христа показать им чудо, иначе будет слово против слова.
Поэтому единственной альтернативой для нас является создание такого общественного устройства, которое без участия каких-либо пророков репродуцировало бы эти вечные ценности и закрепляло в доброй традиции. Культуре и искусству при этом отводилась бы роль не источника, а своего рода «катализатора» духовного совершенствования общества.
Чтобы осуществить наяву такие преобразования, нужно приступить к строительству свободного общества. Этой темы я касался в своих статьях "Свобода как условие развития общества" и "Свобода, справедливость, мораль. Миф или будущее?".